«Воспитатель в формировании духовно-нравственного здоровья детей»
Тема: «Воспитатель в формировании духовно- нравственного здоровья детей».
Развитие и укрепление тела, образование
и улучшение сердца, способствует правиль-
ному ходу действия всех природных способ -
ностей – вот предмет воспитания.
А.Ф.Афтоносьев
Прежде чем рассмотреть суть вопроса, необходимо определиться с основными понятиями, лежащими в основе данной проблемы.
По определению академика Б.Т.Лихачёва, духовность – это нравственно-эстетическое состояние человека, выражающееся в приверженности таким ценностям, как свобода, гуманизм, социальная справедливость, истина, добро, красота, в бесконечном внутреннем диалоге, направленном на познание тайны своего назначения и смысла жизни.
Нравственность – осознанное и выработанное личностью убеждение в необходимости придерживаться моральных норм в отношении к миру, людям и самому себе.
Мораль – это традиционная содержательная форма общественного осознания и отношений, одобряемая и поддерживаемая общественным мнением.
Социальная суть морали проявляется в функции сдерживания или стимулирования поступков, составляющих поведение.
С психологических позиций мораль способствует достижению психического равновесия, гармонии в результате общественного одобрения одних поступков и осуждения других, а значит, торможения асоциальных побуждений и действий.
Педагогическая функция морали состоит в том, что с её помощью дети осваивают мир социальных отношений. Мораль, будучи внешней, по отношению к детской личности социальной силой, обеспечивает процесс адаптации ребёнка к общественной жизни, удерживает его в рамках господствующих норм и правил поведения.
Первая ступень формирования нравственного и духовного человека, которая закладывается в дошкольном возрасте, - это морально-этические качества личности, т.е. качества, возникшие в процессе взаимодействия с другими людьми и природой.
Слова, взятые за эпиграф, отражают значение и содержание духовно-нравственного воспитания. По мнению детского писателя середины 19 века А.Ф. Афтоносьева, в основе нравственного воспитания должны лежать три главные идеи: чувство религиозное, любовь к прекрасному и истинному, любовь к отечественному и национальному.
Человек – существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Культура – система ценностей, закреплённая в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей. В нашем современном мире на каждом шагу взамен настоящей культуры насильно подаётся духовная отрава. Невозможно уберечь детей от нравственной грязи, которая вылезает из всех щелей. Права детей и семьи на духовную чистоту грубо нарушены. Детские мультфильмы, не говоря о кинопродукции и рекламе, перенасыщены антикультурной средой – распущенностью, эгоизмом, потребительством, грубой лексикой и насилием. Подражая именно этому, подрастающее поколение строит своё поведение и взаимоотношения.
Большая доля нарушений в развитии и поведении детей имеет духовно-нравственные корни. Практика показывает, что с самого раннего детства происходит перекос в воспитании в пользу интеллекта. Родители соревнуются, чей ребёнок раньше научится читать и считать, рассуждать и аргументировать. Но мало кто соревнуется в милосердии, отзывчивости и понимании другого человека, мало кто воспитывает сердце.
Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живёт ребёнок, в которой происходит его становление и развитие. Дух, царящий в семье и детском саду, которым живут родители и воспитатели – люди, составляющие ближайшее социальное окружение ребёнка – оказывается определяющим в формировании внутреннего мира ребёнка.
В основе духовно-нравственного воспитания лежит развитие основных человеческих способностей:
- нравственной (различение добра и зла);
- эстетической (различение прекрасного и безобразного);
- религиозной (различение истинного и ложного).
Какую бы сторону ребёнка дошкольного возраста мы ни взяли, всегда решающую роль в его эффективности играет семья. Семья даёт ребёнку главное – то, чего не может дать никакой другой социальный институт, - интимно-личностную связь и исходное единство с родными. Но сегодня не все родители имеют достаточный уровень как общей, так и духовной культуры и необходимые педагогические знания. Современные семьи разнообразны, и от этого зависит, какая персональная среда развития окружает ребёнка, каким содержанием наполнены внутрисемейные отношения.
Здоровье нравственное и духовное можно воспитать лишь на основе уважения к старшим, ко всем членам своей семьи, близким, друзьям, соблюдения и следования установленному порядку в доме, в группе детского сада, бережного отношения к окружающему. Всё это заложено в христианской культурной традиции, которая ярко выражает духовный опыт человечества.
Формирование духовно-нравственного здоровья детей предусматривает особые требования к профессиональной компетентности всех участников педагогического процесса, в первую очередь воспитателей. Педагог, имея дело с детскими душами, должен постоянно совершенствовать собственный духовный мир, чтобы всегда и во всём быть идеалом человечности для своих воспитанников, созидателем важнейших ценностей жизни – Истины, Добра, Красоты. Ведь ребёнок принимает всё от Воспитателя - и благожелательность, и добросердечие, и все другие качества. Любой наш промах без осуждения и оценки примет в своё сердце малыш, возьмёт в свой арсенал качеств.
Работу по формированию духовно-нравственного здоровья мы, воспитатели, должны строить на основе приобщения как взрослых, так и детей к доступным пониманию последних главным духовным ценностям. Нужно воспитывать первоначальные понятия о необходимости следовать лучшим традициям своей семьи, своего народа, этическое отношение к природе, своим соотечественникам, уважение к другим народам, формировать представление о добре и зле, о прекрасном и безобразном, о гармоничной и добродетельной жизни, так как в их основу положена любовь к ближнему.
Исходя из всего вышесказанного, можно определить структуру духовно-нравственного воспитания.
Цель
Научить ребёнка строить свои отношения с окружающим миром на основе согласования собственных стремлений не только со стремлениями других людей, Нои с объективными закономерностями развития тех природных и социальных систем, которые взаимодействуют с ним.
Задачи
1.Сформировать механизм нравственного развития.
2,5-3 года чувство гордости (заниженная, нормальная, завышенная)
4-4,5 года чувство стыда (ребёнок приобретает способность
6-7 лет самостоятельно преодолевать свои недостатки под
воздействием внешней негативной оценки)
с 5 лет чувство совести (умение самостоятельно оценивать свои
поступки, выделяя в них как положительные, так и
отрицательные моменты)
чувство долга перед другими и самим собой (научиться
выполнять те действия, которые обеспечивают нормальную
совместную жизнь в социуме)
с 7-9 лет чувство ответственности (умение самостоятельно побуждать себя
заботиться о других)
2. Обеспечить участие ребёнка во всех доступных ему видах нравственного взаимодействия и освоения норм из всех видов отношений.
С близкими людьми (забота о близких, проявление чуткости, сочувствия, тактичности, оказания им практической помощи).
Со сверстниками (умение учитывать и принимать позицию другого, уважать чужое мнение, проявлять готовность к сотрудничеству, оказывать помощь и поддержку).
С людьми в общественных местах (уважение к окружающим, способность спокойно принимать обоснованные требования взрослых, проявлять тактичность, вежливость, оказывать практическую помощь тем, кто в ней нуждается).
К самому себе (нравственное саморегулирование) (адекватная самооценка, сформированность совести, долга, ответственности, умение проявлять заботу о самом себе, наличие навыков самоорганизованности и самоконтроля).
С природой (умение бережно относиться к природной среде, заботиться о ней и защищать от уничтожения).
3. Выработка у дошкольников умения противостоять отрицательным примерам, с которыми ребёнок сталкивается в повседневной жизни.
В процессе формирования духовно-нравственного здоровья ребёнка важно выстраивать взаимоотношения со всеми воспитанниками, основываясь на следующих принципах общения:
- Уважение в ребёнке Человека, т.е. учёт его индивидуальности, вера в него и всесторонняя поддержка.
- Убеждённость в том, что все дети талантливы: нет неталантливых детей, а есть те, которые пока ещё не нашли себя. Каждый ребёнок неповторим и прекрасен.
- Вера в себя: если у ребёнка что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то другое должно получиться лучше – это »что-то» нужно искать.
- Успех рождает успех: основная задача – создать на каждом занятии ситуацию успеха для всех детей, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.
- Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его возможностям, то можно обеспечить усвоение необходимого материала и индивидуальное развитие.
И в заключение приведу слова С. Ашиковой: «Помните, что у каждого человека большого или маленького (тем более маленького), свой огромный внутренний мир, свой индивидуальный, неповторимый… И все его поступки, слова, действия являются выражением внутреннего мира! Поэтому, занимаясь воспитанием и развитием детей, а тем более обучением, мы прежде всего должны ясно представлять, как наши «уроки» влияют на формирование внутреннего мира ребёнка, какую «погоду» создают в нём: тёплый ветерок, ласковое солнышко или мягкий снежок. Упаси нас Бог от плохого влияния на «погоду» внутреннего мира, не надо превращать её в смерч, ураганы, землетрясения…».
Использованные источники литературы
Дошкольное воспитание: журнал
2001. №5. с.9;
2001. №8. с.27;
2006. №1. с.14;
2006. №4. с.30;
2006. №6. с.21;
2006. №12. с.104.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie.doc | 318 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 1
План работы по теме «Воспитание нравственно – этических понятий у детей дошкольного возраста»
Тема | Содержание занятия по развитию речи | Связь с другими видами деятельности | Сроки выполнения |
Моя семья | Работа над понятием «родня» (чтение «Домовёнком Кузей» стихотворения Я.Акима «Моя родня»). Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта. Осуждение отрывка из рассказа В.Драгунского «Сестра моя Ксения», А.Барто «Как Вовка бабушек выручил». Беседа на тему «Моя семья – мой дом родной». | Рисование на тему «Моя семья». Обсуждение ситуаций из жизни семьи. Сюжетно – ролевая игра «Моя семья» Фотовыставка «Моя семья». | Сентябрь |
Мой детский сад | Беседа о важности труда людей, работающих в детском саду. Изготовление поделок из природного и бросового материала в подарок малышам. Пение песен и чтение стихов о детском саде. | Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников. Труд по уборке листьев на участке детского сада. Выставка детских рисунков на тему «Мой любимый детский сад». | Октябрь |
Моё село и район, в котором я живу | Экскурсия по селу. Экскурсия по району на «автобусе» (по фотографиям и иллюстрациям). Игра «Магазин подарков». Прослушивание песен о Краснозёрском.и стихотворений местных авторов. | Экскурсия по району совместно с родителями. Рассматривание фотографий детей с изображением в самых красивых местах села и района. Изготовление альбома «Природа родного края». Сюжетно – ролевая игра «Почта» (на знание адреса дома и детского сада). | Ноябрь |
Я, моё имя и мои права | Беседы: «Для чего человеку имя», «Мои права». Беседа по произведению Дж.Родари «Приключения Чипполино» (о справедливости сказочного государства). Игра «Полное и неполное имя». Чтение отрывков из сказок Ю. Олеши «Три толстяка». | Изготовление именных карточек. Рисование на тему «Мой лучший друг». Развлечение «Друг в беде не бросит». Выставка поделок «Руки мамы, руки папы и мои ручонки». | Декабрь (1-2 недели) |
Новый год | Беседа о встрече нового года в России и в других странах. Составление письма Деду морозу. Беседа о новогодних традициях. | Рисование на тему «Новогоднее представление». Аппликация «Ёлка». Проведение конкурса»Лучшая новогодняя игрушка» (вместе с родителями). Акция «Подкормим птиц». | Декабрь (3 -4 недели) |
Наша Родина – Россия | Рассматривание репродукций с картин о родной природе. Чтение стихотворения М.Матусовского «С чего начинается Родина». Объяснение значения пословиц о Родине. Рассказ о символах России (флаг, герб). | Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины. Рисование на тему «Моя Родина». Пение русских народных песен, колядок, частушек. Рождественское развлечение. Народные игры. | Январь |
Наши защитники Отечества | Рассказ приглашённого воина (из пап) о защитниках отечества. Просмотр видеофильма «Защитники Отечества». Пение песен об армии. Чтение стихотворения З.Александровой «Прощание», беседа по содержанию. | Изготовление подарков для пап и дедушек. Спортивное развлечение «Вместе с папой». Рисование на тему «Защитник Родины». Подвижная игра «Защита границ». Рассматривание альбомов о защитниках Отечества. | Февраль |
Моя мама | Беседа о мамах. Составление рассказов на тему «За что я люблю свою маму». Как я помогаю ей». Пение песен о маме, чтение стихотворений. | Рисование портрета «Моя мама». Изготовление подарка маме. Семейные посиделки «Вместе с мамой». | Март |
Наши космонавты | Рассказ воспитателя о космонавтах ( с просмотром видеофильма). Беседа о том, что в космос летают люди разных национальностей. Игра «Космонавты» | Изготовление атрибутов для сюжетно – ролевой игры «Космонавты». Рисование на данную тему. Конструирование космического корабля. | Апрель |
День Победы | Встреча с фронтовиком (прадедушкой одного из детей). Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов. Слушание и пение фронтовых песен. Игры (соревновательного характера). | Экскурсия к памятнику воину. Изготовление праздничных открыток. Оформление стенда. Высаживание цветов на аллею детского сада. | Май |
Новосибирск – областной центр | Семейные экскурсии с родителями по городу (в течении лета). | Рисование на тему «Наш город». Рассматривание альбомов о памятных местах Новосибирска. | Июнь |
Приложение 2
Инсценировка по мотивам сказки
« Приключения Чипполино»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Действующие лица:
- Принц Лимон
- Сеньор Помидор
- Чипполино
- Тыковка
- Фасолинка
- Горошинка
- Музыкант Груша
- Пёс Мастин
- Армия Лимончиков
- Редиска
- Ведущий – Педагог
Ведущий: История эта произошла в крохотном итальянском городке, жители которого были фрукты и овощи. Хотя с виду они не очень походили на людей, зато думали и говорили, как люди. На окраине города, в маленьком домике жил старый лук Чипполоне со своим сыном – молодым луковкой Чипполино.
(Из маленького домика под музыку выходят старый Чипполоне и молодой Чипполино. Молодой Чмпполино танцует, а старый Чипполоне сидит на скамейке возле дома).
Чипполоне: Чипполино! Вместо баловства лучше бы сходил, помог Тыковке построить дом.
Чипполино: Хорошо отец.
Ведущий: И Чипполино пошёл навестить своего друга Тыковку. В это время город посетил сам принц Лимон. Посмотреть на него сбежались все жители городка. Старый Чипполоне тоже хотел посмотреть на принца. Но что же произошло?
Принц Лимон: Ай! Ай! Поймать разбойника! Немедленно схватить и повесить!
Чипполоне: Ваше высочество! Ваше высочество! Это я наступил вам на ногу.
Принц Лимон: Ты! Взять его!
Ведущий: Солдаты схватили его и отвели в тюрьму. А Чипполино в это время был очень далеко. помогал своему другу Тыковке строить дом.
Тыковка: Если взять один кирпич, мало толку в нём,
Потому что из него не построить дом.
Если пару кирпичей рядом положить.
Будет только две стены – неудобно жить.
Взять бы много кирпичей, штук примерно пять,
Вот бы вышел славный дом, только где их взять? А?
Ведущий: И надо же было такому случиться, что мимо прогуливался сам сеньор Помидор. Увидев домик Тыковки, сеньор Помидор выпучил глаза и разразился гневными словами.
Сеньор
Помидор: Ах ты разбойник! Вор! Как ты посмел построить дом в запрещённом месте! Пошёл вон! Здесь будет жить моя собака Мастин Пошёл вон!
Чипполино: Грабитель!
Сеньор
Помидор: Грабитель! Где грабитель? Покажите его.
(Чипполино достаёт из кармана маленькое зеркальце и подносит его к сеньору Помидору.)
Чипполино: Пожалуйста! Узнаёте?
Сеньор
Помидор: Негодяй!
Ведущий: Сеньор Помидор захотел схватить Чипполино за волосы, но из волос Чипполино выплеснулся едкий луковый сок. Сеньор Помидор чихнул и разрыдался.
Сеньор
Помидор: (Чипполино) Ты дорого заплатишь за эти слёзы! (Тыковке) А тебя я предупредил!
(Сеньор Помидор в слезах убегает. Тыковка и Чипполино достраивают дом и прощаются)
Ведущий: Не прошло и часа, как принц Лимон и сеньор Помидор пришли к дому Тыковки с ротой солдат.
Сеньор
Помидор: Я тебя предупреждал! Схватить вора!
Принц Лимон: Как ты посмел построить дом в запрещённом месте?! Посадим его в тюрьму. А дом сломаем.
Сеньор
Помидор: У меня есть идея получше. Здесь будет жить мой пёс Мастин. Мастин! Мастин!
(в зал под музыку вбегает пёс Мастин и селится в домике)
Мастин: Я в этом доме буду жить
И буду верно вам служить
Гав-гав!
(принц Лимон и сеньор Помидор вместе с ротой солдат и Тыковкой уходят)
Ведущий: Тыковка убежал и пошёл по дороге очень грустный. Навстречу ему, весело танцуя, шагали Фасолинка и Горошинка.
Горошинка: Здравствуй, Тыковка, мой друг,
Отчего ты грустный вдруг?
Тыковка: Грозный Помидор и принц Лимон
Выгнали меня из дома вон!
Фасолинка: Пойдём с нами к музыканту Груше, может, он нам что – нибудь посоветует.
Ведущий: Все вместе они пошли к музыканту Груше.
Тыковка: Здравствуй, музыкант Груша! У меня беда. Грозный Помидор и принц Лимон выгнали меня из дома вон.
Музыкант
Груша: Не печалься! Вокруг так много овощей – значит, много у тебя друзей.
(Все вместе поют песню кота Леопольда «Неприятность эту мы переживём. В этот момент появляется Чипполино)
Чипполино: Здравствуйте, друзья! Вы не забыли про меня?
Фасолинка: Чипполино, твоего отца посадили в тюрьму.
Чипполино: За что?
Фасолинка: За то, что он наступил случайно на ногу самому принцу Лимону.
Горошинка: Чипполино, ты не можешь Тыковке помочь?
Чипполино: А что случилось?
Горошинка: Грозный сеньор Помидор и принц Лимон выгнали его из дома вон!
Чипполино: Мы сейчас к Лимону все пойдём
И порядок быстро наведём
(Все овощи и фрукты вместе с Чипполино идут к принцу Лимону.
А принц Лимон и сеньор Помидор играют в шахматы)
Чипполино: Вы зачем овощам угрожаете.
Из своих домов выгоняете,
Всем вас надоело бояться,
И как Тыковке без дома остаться?
Принц Лимон: Да как ты посмел кричать на меня! Да я тебя в темнице запру! Вместе с твоим отцом!.
Чипполино: Ах, так! Сейчас я буду потихоньку раздеваться, а вы все будете слезами умываться!
(Чипполино начинает раздеваться, а принц Лимон и сеньор Помидор плачут и падают на колени перед Чипполино).
Принц Лимон
И сеньор
Помидор: Прости нас, Чипполино!
Чипполино: Немедленно отпустите моего отца и уберите из домика Тыковки собаку. (Чипполино продолжает раздеваться)
Сеньор
Помидор: Отпустить Чипполоне1 Мастин! Мастин!
(Пёс Мастин прибегает к сеньору Помидору и тоже начинает плакать. Чипполоне присоединяется к овощам)
Чипполоне: Ну, хватит Чипполино! Довольно! Прости их.
Чипполино: Конечно, ведь нам нельзя ссориться. Ведь мы щедрые дары осени. Так давайте все дружить – это так полезно и приятно.
(все овощи исполняют танец кота Леопольда «Если добрый ты»)
ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГА
Тема опыта: «Этическая беседа как средство воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста»
Цель: Выявить педагогические условия проведения этических бесед как средства воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Определить уровень сформированности гуманных чувств у детей дошкольников.
2.Выявить педагогические условия проведения этических бесед как средства воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста.
3. Определить методы и средства воспитания гуманных чувств у детей – дошкольников.
4. Проследить динамику сформированности гуманных чувств у детей дошкольного возраста.
ПЕРСПЕКТИВНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ
ЭТИЧЕСКИХ БЕСЕД
(Средняя группа)
Сроки |
Тема этических бесед |
Сентябрь
| 1. Беседа о вежливых словах «Здравствуйте» В Слоухин (через сюжетно-ролевую игру «Магазин») |
Октябрь | 1.Беседа о заботливости «Моя бабушка» С. Капутикян (через сюжетно-ролевую игру «Семья») |
Ноябрь |
(через сюжетно-ролевую игру «Семья») |
Декабрь | 1.Беседа о товариществе «Что такое хорошо и что такое плохо» О. Буцень (через сюжетно-ролевую игру «Поезд») |
Январь | 1.Беседа о трудолюбии «Блестящие ботинки» В. Сухомлинский (через сюжетно-ролевую игру «Семья») |
Февраль | 1. Беседа о честности «Почему ты вчера не искал мои очки?» В. Сухомлинский (через сюжетно-ролевую игру «Семья») |
Март |
(через сюжетно-ролевую игру «Семья») |
Апрель | 1. Беседа о добром поступке «Как Артемка котенка спас» А. Седугин (через сюжетно-ролевую игру «Больница») |
Май | 1. Беседа об отношении к животным «Котенок» Л. Толстой (через сюжетно-ролевую игру «Семья») |
ПЕРСПЕКТИВНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЭТИЧЕСКИХ БЕСЕД
(Старшая группа)
Сроки | Тема этических бесед |
Сентябрь
| 1. Беседа о добре и жадности « Хитрое яблоко» Т. Понамарева 2.Беседа о бережном отношении к природе «Почему плачет синичка?»В. Сухомлинский |
Октябрь | 1.Беседа о заботливых и трудолюбивых людях «Переплетчица» Б. Заходер 2.Беседа о культуре поведения «Пока они спорили» М. Майн |
Ноябрь | 1. Беседа о вежливых словах «Добрые слова» О.Дриз 2. Беседа о помощи старшим «Три сестры» Г. Макунец |
Декабрь | 1.Беседа о справедливости «Вова и Валюшка» Л.Успенская 2. Беседа о внимательности «Кубик на кубик» Я. Тайц |
Январь | 1.Беседа о нежности и заботливости «Дед и внук» А. Шибаев 2. Беседа о лени «Четыре девочки» Д.Лукич |
Февраль | 1. Беседа об отношении к старшим «Старый дед и внучек» Л. Толстой 2. Беседа о бережном отношении к природе «Стыдно перед соловушкой» В. Сухомлинский |
Март | 1. Беседа об отношении к младшим «Брат и маленькая сестра» Э.Шим 2. Беседа «Вместе тесно, а врозь скучно» К. Ушинский |
Апрель | 1. Беседа о справедливости «Как мальчики мёд съели» В. Сухомлинский 2. Беседа о дружбе «Урок дружбы» М. Пляцковский |
Май | 1. Беседа о наших защитниках «Памятник» И. Толстой 2.Беседа о вежливых словах «Счастливого пути» Голландская народная песенка |
ПЕРСПЕКТИВНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ
ЭТИЧЕСКИХ БЕСЕД
(Подготовительная группа)
Сроки | Тема этических бесед |
Сентябрь
| 1. Беседа о вежливых словах « Самые слова» Г. Сапгур 2.Беседа о том, что значит быть добрым и заботливым «Ушки – неслушки» Г. Браиловская 3. Беседа о чуткости «Заботливая подруга» Н.Дурова |
Октябрь | 1.Беседа о храбрости и трусости «Трус» 2.Беседа о справедливости «Совесть» А. Гайдар 3. Беседа о хороших поступках «Где лежало «спасибо»? Р. Тимершин |
Ноябрь | 1. Беседа о помощи взрослым «Так или не так?» О. Руцень 2. Беседа о заботливости «Моя бабушка» С. Капутикян 3. Беседа о чуткости и равнодушии «Плохо» В. Осеева |
Декабрь | 1.Беседа о заботливом отношении к природе «Голубые разведчики» М. Луканичев 2. Беседа о верности в дружбе «Пёрышко» В. Осеева 3. Беседа о честности «Это я виноват» Л.Успенская |
Январь | 1.Беседа о справедливости «Лишний» А. Барто 2. Беседа о дружбе «Урок дружбы» М. Пляцковский 3. Беседа о внимательности «Кубик на кубик» Я. Тайц |
Февраль | 1. Беседа о заботливом отношении к природе « Дедушка и яблонька» К. Ушинский 2. Беседа о совместном труде «Блестящие ботинки» В. Сухомлинский 3. Беседа о настоящей дружбе «Два товарища» Л. Толстой |
Март | 1. Беседа о помощи старшим «Три сестры» Г. Маркунец 2. Беседа о доброте и честности « Бабка» В. Осеева 3. Беседа о «волшебных словах» В. Осеева |
Апрель | 1. Беседа «Сила не право» К. Ушинский. 2. Беседа о честности «Косточка» Л.Толстой 3. Беседа о том как важно думать о других «Печенье» В. Осеева |
Май | 1. Беседа о лености и трудолюбии «одно дело делаешь, другого не порть» Б.Шергин 2.Беседа о нежности и заботливости «Дед и внук» А. Шибаев 3.Беседа о наших защитниках «Памятник» И. Толстой |
Дидактический материал
№ п/п | Раздел | Название |
1 | Иллюстрации к художественным произведениям | «Дедушка и внучек», «На реке», «Котенок», «9 мая – день Победы», «Заботливая подруга», «Урок дружбы». |
2 | Пословицы и поговорки | О дружбе, взаимопомощи, о чуткости, о честности, о лени и трудолюбии, о доброте и жадности, о справедливости |
Технические средства обучения
№ п/п | Раздел | Название |
1 | Аудиокассеты | «Песни о дружбе» |
2 | Диафильмы | «Что такое хорошо, что такое плохо», «Косточка», «Моя бабушка», «Котенок». |
3 | Слайды | «О наших защитниках», «Почему плачет синичка?» |
4 | Грампластинки | Песни М. Пляцковского «Урок дружбы», А. Шаинского «Голубой вагон» |
5 | Видеокассеты | «Хитрое яблоко», «Два товарища», «Три сестры», «Косточка», «Где лежало «спасибо»?». |
Развивающие игры
№ п/п | Раздел | Название игры |
1 | Дидактические игры | «Составь картинку», «Составь рассказ», «Скажи наоборот», «Кто больше знает пословиц», «Волшебные слова», «Объясни пословицу». |
2 | Игры - инсценировки | «Вежливые слова», «Сделай как я», «Правильное решение». |
3 | Игры - соревнования | «Кто больше назовет вежливых слов» |
4 | Сюжетно-ролевые игры | «Семья», «Больница», «Поезд», «Магазин» |
Измерители выполнения темы опыта
№ п/п | Диагностика | Темы |
1 | Методики | «Незаконченное предложение», «Незаконченные ситуации», «Два дома», |
2 | Контрольные занятия | «Урок дружбы», «9 мая – день Победы» |
3 | Наблюдения | «Проявление гуманных чувств у детей в общении со сверстниками», «Проявление гуманных чувств у детей в общении с воспитателем и со взрослыми», «Поведение детей в различных видах деятельности» |
4 | Беседы | Беседы на этические темы (см. перспективно- тематическое планирование по возрастам) |
Работа с родителями
№ п/п | Форма | Содержание |
1 | Консультации | «Особенности формирования нравственного поведения у детей дошкольного возраста», «Значение этических бесед в воспитании гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста», «Духовное воспитание детей», «Этическая беседа как средство воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста». |
2 | Собрания в группах | « Как вы относитесь к друзьям своего ребенка». • « Учитываете ли вы вкусы и предпочтения своего ребенка». •«Как и когда вы проявляете сочувствие к негативным эмоциональным состояниям вашего ребенка». • « Как вы сами соблюдаете нормы и правила поведения за столом». |
3 | Оформление папок-передвижек | «Авторитет – залог воспитания в семье», «Советы родителям – подбор художественных произведений для чтения детям» |
4 | Памятки | «Средства и методы воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста» |
5 | Тренинги | «Если ваш ребенок не убрал игрушки», «Добрые слова» |
Учебно–методическая и справочная литература
№ п/п | Название | Автор | Издательство | Год выпуска |
1. | Нравственно – этические беседы и игры с дошкольниками. | Алябьева Е.А. | Творческий центр | 2003 |
2. | Азбука нравственности | Каирова И.А., | Просвещение | 1979 |
3 | Содержание и методика проведения этических бесед с дошкольниками | Богданова О.С. | Просвещение | 1976 |
4 | Дети, взрослые и мир вокруг. | Виноградова Н.Ф., Куликова Т.А. | Просвещение | 1993 |
5 | Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников: Пособие для воспитателя дет. сада / | Под ред. А.М. Виноградовой | Просвещение, | 1980. |
6 | Очень важный разговор. | Дурова Н.В. | Просвещение | 2001 |
7 | Учим детей общению. | Касаткина Ю.В., Клюев Н.В. | Ярославль, | 1997 |
8 | Как научить ребенка поступать нравственно. | Курочкина И.Н. | Просвещение | 2001 |
9 | Этические беседы. | Харламов И.Ф. | Минск, | 1982 |
10 | Этическая беседа «Услышать сердце человека». | Шаповалова Ф.Д. | // Начальная школа. - № 7//, | 1997 |
Работа с педагогами ДОУ
№ п/п | Тема | Форма работы | Дата |
1 | «Значение этических бесед в воспитании гуманных чувств у детей дошкольного возраста» | Консультации | 2008г. |
2 | «Этическая беседа – как одна из основных форм воспитания гуманных чувств» | Доклад на педсовете | 2008г. |
3. | «Средства и методы воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста» | Семинар-практикум | 2009г. |
4 | «Эмоции и чувства ребенка» | Педагогический час | 2009г. |
Где обобщался материал
Учебный год | Форма обобщения и тема | Где опыт работы представлялся |
2008 г. | Открытые занятия | «Урок дружбы» |
2009г. | Педагогическая гостиная | «Средства и методы воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста» |