Осень. Признаки осени

Беспалова Татьяна Александровна

МБДОУ МО «Детский сад комбинированного вида № 161» г. Краснодар

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе ОНР.

учитель – логопед:

Беспалова Татьяна Александровна

Лексическая тема: «Осень. Признаки осени»

Цели:

Коррекционно-образовательные: Закрепления знания признаков осени. Уточнение и активизация словаря по теме «Осень. Признаки осени». Совершенствование грамматического строя речи (согласование прилагательных с существительными).

Коррекционно-развивающие: Развитие слухового внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные: Формирование положительной установки на участие в занятии. Воспитание бережного отношения к природе.

Оборудование: Мультимедийная презентация по теме: «Осень. Признаки осени», плоскостные изображения листьев, вырезанные из цветного картона, цветные карандаши, шаблон – потеряшка «Осенние листья».

Предварительная работа: Наблюдение за сезонными изменениями в природе, за изменением окраски листьев деревьев и кустарников во время прогулки.

Ход занятия

1.​ Организационный момент. (Развитие зрительного и слухового

внимания).

Дети входят в кабинет, звучит  «Шум осеннего леса». На полу лежат разноцветные листья. Логопед здоровается с каждым ребёнком и говорит, как рад видеть каждого из них.

Логопед. Ребята, куда мы с вами попали?

Дети: В лес.

Логопед: Посмотрите сколько листьев у нас под ногами? Какие они?

Дети: Разноцветные, осенние, сухие.

Под грибом сидит ежик.

Логопед: Ребята, посмотрите, кто спрятался под грибочком?

Дети: Ежик.

 Рассматривают ежика. Логопед предлагает собрать осенних листьев и сделать их них ежику подстилку.

Логопед: Ребята, слышите? Ежик хочет загадать нам загадки. Попробуем их отгадать?

Дети: Да!

2. Ход занятия.  (активизация словаря по теме)

Загадки

Опустел колхозный сад,
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ.
Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь)

В сентябре откроет школа

Двери для детей веселых,

У зверят же свой урок –

Запасать продукты впрок.

Все грибы мы соберем

Перед встречей с … (Октябрь)

Кто тепло к нам не пускает,

 Первым снегом нас пугает?

Кто зовет к нам холода,

Знаешь ты? Конечно, да! (Ноябрь)

Логопед :  Ребята, вы такие молодцы! Отгадали все загадки ежика, давайте его поблагодарим!

Дети: Спасибо, ежик.

Логопед: Осенью часто идет дождь. Предлагаю вам немного поиграть. Представьте что мы превратились в осенний дождик. Как идет дождь осенью?

Подвижное упражнение «Дождик». (Развитие общей моторики, чувства ритма. Координация речи с движением. Закрепление умения выполнять прыжки на носках, держа руки на поясе, и приземляться на полусогнутые ноги.)

Логопед делает упражнение вместе с детьми, показывает, как надо правильно выполнять движения, произносить текст. Дети пытаются договаривать слова за логопедом.

Капля раз, (Прыжок на носочках, руки на поясе.)

Капля два, (Прыжок на носочках, руки на поясе.)

Очень медленно сперва.( 4 прыжка на носочках, руки на поясе.)

А потом, потом, потом ( 8 прыжков на носочках, руки на поясе.)

Всё бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли, (Развести руки в стороны.)

От дождя себя укрыли. (Сомкнуть руки над головой полукругом.)

Логопед: Молодцы, какой замечательный дождик у нас с вами получился.

Ребята, а вы знаете признаки осени?

Дети: Да!

Логопед: Ребята, давайте вместе перечислим признаки, которые помогают нам понять что наступила осень.

Дети: - Идет дождь. Листья становятся желтыми и опадают с деревьев.

-  Поспевают фрукты и овощи. Люди одевают осеннюю одежду (сапоги, плащ, куртка, шапка и др.)

- Дети идут в школу

- Животные делают запасы на зиму.

Логопед: Вы отлично справились с заданием.  Ребята, посмотрите, пожалуйста, на доску и подумайте какие периоды осени изображены на картинках?

Дети: –Ранняя

- Золотая.

- Поздняя.

Логопед : Молодцы. Я предлагаю поиграть в следующую игру. Она называется «Подбери словечко». (Согласование прилагательных с существительными). Я буду перечислять признаки, а вы скажите о чем я говорю!

Осенний , дождливый ... (день)

Пасмурная, холодная ... (погода)

Серое, хмурое ... (небо)

Золотая, красочная ... (осень)

Увядает, желтеет, вянет ... (трава)

Перелетные ..(птицы).

Логопед: Вы прекрасно справились. Молодцы! Давайте поиграем в еще в одну игру .

Пальчиковая игра «Осенние листья». (Развитие тонкой мотрики.)

Логопед читает детям текст, показывая все движения. Затем все делают вместе.

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики на обеих руках, начиная с      больших

Будем листья собирать.       Ритмично сжимают и разжимают кулачки

Листья берёзы,                     Загибают пальчики, начиная с больших.

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберём,

Маме осенний букет отнесём. «Шагают» средним и указательным      пальчиками одной руки по ладошке другой руки.

Логопед:  А теперь ребята присядьте за столы. У вас у каждого есть лист бумаги. На нем потерялись осенние листочки. Давайте вместе посчитаем сколько их и скажем как они называются.

Дети указательным пальцем проводят по контуру каждого листочка, логопед выполняет это задание на доске указкой, при этом логопед называет каждый лист ,а дети образуют прилагательное.

Логопед: Как будет называться листик который растет на березе?

Дети: Березовый.

Логопед: Как будет называться листик который упал с  клена?

Дети: Кленовый.

Логопед: Как будет называться листик который вырос  на рябине?

Дети: Рябиновый.

Логопед: Как будет называться листик который упал с дуба?

Дети: Дубовый.

Логопед: Молодцы. А теперь возьмите, пожалуйста, желтый карандаш в руки и раскрасьте березовый листочек.

 Окончание занятия.  ( Логопед оценивает работу детей)