Конспект открытой непосредственной образовательной деятельности по ОО «Познавательное развитие» с элементами экспериментирования на тему: «Удивительные пузыри» для детей среднего возраста.
Цель – ознакомление детей со способами образования мыльных пузырей.
Задачи:
Обучающие :
- Упражнять в различении запахов, соотношении запаха с конкретным предметом.
-Активизировать и систематизировать имеющиеся у детей представления о свойствах мыла и воды (мыло в воде растворяется, при взбалтывании мыльной воды образуются пузыри, при размыливании мыла вода мутнеет и приобретает мыльный аромат).
-Закреплять умение самостоятельно проводить «исследование», подбирать необходимое оборудование, размышлять, обобщать результаты опытов.
Развивающие:
-Развивать познавательный интерес к окружающему в процессе экспериментирования.
-Развивать быстроту мышления, творческое воображение, умение логически рассуждать.
-Расширять кругозор детей.
- Способствовать речевой активности у детей, правильно строить предложение,задавать вопрос, уметь слушать.
Воспитывающие:
-Создать условия для формирования дружеских взаимоотношений в детском коллективе.
-Развивать чувство взаимопонимания и взаимопомощи.
-Развивать умение слушать своего собеседника и уважать его мнение.
Воспитывать наблюдательность и интерес к экспериментам, умение работать в коллективе.
Предварительная работа с детьми :
Занятия детей в мини-лаборатории. Опыты с водой, воздухом.
Беседа с детьми «История возникновения мыльных пузырей», «Загадки мыльного пузыря». Рассматривание фото и иллюстрации с мыльными пузырями. Игры и опыты с мыльными пузырями. Чтение художественной литературы» С.Я. Маршак «Мыльные пузыри», Злата Литвинова «Сказка о мыльных пузырях», Гейб Мэри Эарин «Сказка о Мыльном пузыре», русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть», упражнения на выработку длительного выдоха «Подуем на шарики», «Сдуй шарик».
Методы и приёмы:
- Игровые: создание игровой ситуации в виде поиска волшебной коробочки, двигательная пауза;
- Наглядные: наблюдение, показ картинок, предметов и действий по теме;
- Словесные: загадывание загадки, рассказ педагога, беседа, вопросы к детям, объяснение, пояснение, указание;
Практические: опыты, экспериментирование, сюрпризный момент.
Здоровьесберегающие приемы: пальчиковая игра, дыхательное упражнение.
Материалы и оборудование: Пузырик – воздушный шар, конверт с письмом, таинственная коробочка, аудиозапись, рисунки-схемы «Как получить пузыри», пластмассовые ложки, емкости с водой, стаканы, салфетки, гуашь, бумага, кусочки мыла, коктейльные трубочки, пищевые красители, разноцветные ленточки-браслетики и мыльные пузыри для детей.
Словарь: аромат, пузырьки, прозрачная (мутная) вода, ароматное (душистое, пахучее) мыло; мыло: пенится, скользит, переливается на свету, несъедобное, размыливать.
План НОД
I.Вводная часть-3 минуты.
а ) Эмоциональный настрой детей к занятию.
б ) Сюрпизный момент.
II.Основная часть-15 минут.
а) Чтение сказки про Пузырка.
б) Словесная игра «Поможем Пузырику».
в) Поиск и рассматривание волшебной коробочки.
г) игра «Наши помощники».
д) Эспериментирование с водой и с мылом.
е) Физминутка
ё) Опыт «Разноцветные пузыри»
ж) Рассматривание карточки-схемы «Как получились пузыри».
III.заключительная часть -2 минуты.
а) Обобщение воспитателя
б) Анализ НОД
в) Танец «Мыльные пузыри».
Ход НОД
Дети заходят в группу и встают в круг. Дети, давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. Подарите теперь мне свои улыбки.
Воспитатель: Дети, вы любите сказки? Хотите послушать сказку? Тогда слушайте: «Жил – был мыльный пузырь, а звали его Пузырик. Он был очень красивый , но не было у него друзей. А без друзей хорошо жить? А почему? (ответы детей). Вот и Пузырику было скучно без друзей, поэтому он обратился сегодня к нам с просьбой помочь ему найти и подружиться с другими мыльными пузырями. Пузырик прислал нам письмо. Давайте прочитаем.
Воспитатель открывает письмо,звучит грамзапись «Здравствуйте дети группы «Ежата». Я красивый, но очень одинокий Пузырик, помогите мне найти себе новых друзей. Я вам присылаю в помощь волшебную коробочку, В этой коробке находятся волшебные кирпичики, из которых появляются пузырьки. Я их грел, тер и даже кормил, но пузырьки так и не появились. Может вы мне поможете? С уважением к вам Пузырик.»
Воспитатель: Ребята, поможем Пузырику?.
Дети : Да.
Воспитатель: Интересно, что это за волшебные кирпичики. Чтобы узнать предмет, надо с ним познакомиться. Для этого у нас есть помощники. Как вы думаете, что это за помощники?
Дети : Глаза, нос, уши, рот, руки.
Воспитатель : Молодцы, сейчас мы откроем коробку и увидим предмет. Наверное, вы его сразу узнаете, но прежде чем назвать его, давайте расскажем о нем с помощью наших помощников.
Воспитатель: Первый наш помощник – глаза.
Открываем коробку и что наши глаза говорят вам о предмете? Какой он?
Дети : Прямоугольный, овальный, розовый, зеленый, фигурный, большой.
Воспитатель: Молодцы ребята, следующий помощник – уши.
-О чем они говорят?
Дети: Предмет не издает звука, ничего не слышим.
Воспитатель: А рот с язычком нам помогут?
Дети: Нет, этот предмет в рот брать нельзя, он несъедобный.
Воспитатель: возьмите этот предмет в руки. Что они вам говорят о предмете? Какой он?
Дети : Гладкий, тяжелый, холодный, твердый.
Воспитатель: Какой помощник нам еще может помочь?
Дети: Нос.
Воспитатель: Что он говорит о предмете?
Дети: Ароматный, душистый, пахучий.
Воспитатель: Назовите, аромат чего он вам напоминает? Вот мы и рассказали все об этом предмете. А для чего он нужен?
Дети: Умываться, стирать, мыть руки.
Воспитатель: Скажите, что это за предмет?
Дети: Мыло.
(появляется воздушный шар - Пузырик)
Пузырик: Я понял, это мыло! Но как из него сделать пузырят –моих друзей? (версии детей) .
Воспитатель: Давайте подойдем к столу и посмотрим, что нам пригодится для работы. Что надо помнить при работе с мылом? Не трогать руками глаза, рот.
А теперь посмотрите на свой браслетик, какого цвета? Глазками ищите стол соответствующего цвета и садитесь за ним.
Посмотрите, что в емкостях?
Дети :Вода.
Воспитатель: Потрогайте пальчиками, какая вода?
Дети : Теплая, прозрачная, мокрая, без запаха.
Воспитатель: Возьмите мыло и опустите его в воду, и хорошенько размыльте. Какое стало мыло?
Дети: Скользкое.
Воспитатель: Что произошло с водой?
Дети: Стала мутная, пенится, есть запах .
Воспитатель: Убираем мыло в мыльницы, вытираем руки салфетками.
Пузырик: Размылили мыло, а пузырьков нет!
Воспитатель: Что нужно сделать дальше, чтобы получились пузыри? Надо выдуть через трубочки. Возьмите трубочки и покажите, как вы будете дуть. Подули на ладошку. А теперь опустите трубочку в воду и подуйте в нее. Пить эту воду нельзя.
Дунем в трубочки скорей,
Будет много пузырей,
Какие пузыри у вас получились?
Дети :Большие, маленькие, прозрачные.
Воспитатель: Когда много мыльных пузырей, что получается? (пена). Посмотрите, как пузырьки держатся друг за друга, какие они дружные. А мы с вами дружные? Давайте покажем Пузырику, какие мы дружные.
Физминутка : «Мыльные пузыри»:
Много мыльных пузырей, (рисуют руками маленькие круги)
Много радужных друзей, (рисуют руками радугу)
Много круглых толстяков (гладят свой живот),
Много милых добряков (друг другу улыбаются),
Летят по воздуху гурьбой
Вполне довольные собой (имитация полета на месте).
Но вдруг один чихнул: «Апчхи!!!»-
И разлетелся на клочки (первый пузырь присел).
«Эй, первый! Будь здоров, старик!»-
Сказал второй и лопнул вмиг (второй присел).
За ним и третий звонко: «Бах!» (присел третий).
Четвёртый : «Чпок!» И пятый: «Ах!» (присели четвёртый и пятый пузыри).
И следующий «Бац!» За ним еще: «Хлоп, хлоп!»(присели шестой и седьмой пузыри).
Вздохнул пузырь: «Ох, ох!
Какой у нас переполох!» (присел восьмой).
И вот последний мыльный пупс,
Пожав плечами, лопнул: «Упс!» (присел девятый).
Воспитатель: В наших стаканчиках тоже хотят поселиться мыльные пузыри. Возьмите свои стаканчики, выдуйте пузыри. (дети с помощью соломинок делают мыльные пузыри) На что они похожи?
Что произойдет, если до них дотронуться?
Дети: Лопнет.
- А если подуть? (полетят). Почему? (внутри воздух).Ребята, давайте раскрасим наши пузыри в разные цвета, чтобы они стали еще ярче и красочнее. Что необходимо сделать, как вы думаете? (дети высказывают свои версии: в мыльную пену добавить краски). Пузырик: Ура! Как много пузырьков - друзей у меня! Только я забуду, как их делать.
Воспитатель: Чтобы ты не забыл, мы тебе сейчас расскажем. Дети, перед вами картинки. Разложите их по порядку, что мы сначала делали, в какой последовательности. (дети на мольберте раскладывают карточки – схемы, как получаются мыльные пузыри).
«Пузыри, чтоб получить,
Надо чудо совершить:
Взять простой кусочек мыла
И водичкой намочить.
Все размылить, размешать
И немного подождать!
Полетели пузыри
Легкие, как мотыльки,
С ними можно поиграть,
Половить и полетать».
Пузырик: Спасибо, вам, ребята! Вы помогли найти мне друзей. Я обязательно расскажу о вас своим друзьям! И хочу подарить вам подарок.
Воспитатель: Ребята что мы сегодня делали, кому помогали, какие опыты делали, что узнали. Вы большие молодцы. Я приглашаю вас потанцевать с Пузыриком танец «Мыльные пузыри».
Благодарю за внимание. Надеюсь, друзья, что вам понравилось присутствовать у нас на занятии.
- Мне нравится (4)