Работа с родителями в ДОУ
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ
Воспитывает ребенка все: люди, вещи, явления,
но прежде всего и дольше всего – люди.
Из них на первом месте – родители и педагоги.
А. С. Макаренко
С 1 января 2014 года российское дошкольное образование живет «по стандарту». ФГОС подчеркивает исключительную роль семьи в решении задач воспитания подрастающего поколения. Приоритет семейного воспитания требует взаимодействия семьи и детского сада. Ведущая цель взаимодействия детского сада с семьей - создание необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. Процесс воспитания и обучения ребенка может быть эффективен только, когда родители малыша и воспитатели сотрудничают самым тесным образом.
Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо хорошо знать родителей своих воспитанников. Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.
Выделяют несколько принципов взаимодействия воспитателя и родителей:
- Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность и требовательный тон. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
- Индивидуальный подход
Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
- Сотрудничество
Необходимо создавать и поддерживать атмосферу взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрировать заинтересованность коллектива детского сада в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
- Подготовка
Любое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное - качество, а не количество мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.
Формы работы с родителями имеют 4 основных направления:
- Познавательное
- информационно-аналитическое
- наглядно-информационное
- досуговое
Познавательное направление Цель: направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у родителей практических навыков воспитания детей. | - общие, групповые собрания - консультации и индивидуальные беседы - выставки детских работ, поделок, изготовленные вместе с родителями - участие родителей в подготовке и проведении праздников, развлечений, досугов - совместные экскурсии; - открытые НОД - совместное создание предметно-развивающей среды; - семейные проекты |
Информационно-аналитическое направление Цель: направлено на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. | - анкетирование - тестирование
|
Наглядно-информационное направление Цель: даёт возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. | - родительский уголок - нормативные документы - объявления и рекламы; - продуктивная деятельность детей (рисунки, поделки) - папка-передвижка - фотовыставки - выпуск газет |
Досуговое направление Цель: призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. | - праздники - развлечения - знакомство с профессиями родителей - празднование дней рождения - выставка семейной коллекции - дни добрых дел. |
Задача педагогического коллектива создать условия для плодотворного сотрудничества с родителями.
Взаимодействие родителей и детского сада – это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования выбранной цели, и постоянный поиск новых путей сотрудничества с родителями.
Родители являются активными участниками образовательного процесса, а не просто сторонними наблюдателями.
Семья и детский сад не могут заменить друг друга; у каждого из них свои функции свои методы воспитания. Им надо научиться взаимодействовать в интересах ребенка. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение мы должны помощь родителям не допустить ошибок в воспитании.