Тренинги повышения уверенности педагогов

Глушко Светлана

Тренинги повышения уверенности педагогов

 

Цель: Повысить уровень педагога ДОУ в вопросах взаимодействия с другими педагогами, специалистами и руководством.

Задачи:

1.    Формировать про­фессиональную компетентность педагога ДОУ в вопросах семейного и обществен­ного воспитания детей дошкольного воз­раста.

2.    Познакомить педагога ДОУ с пси­холого-педагогическими основами взаи­модействия с коллегами, вышестоящим руководством, проверяющими органами в соответствии с современными научными подходами

3.    Оказать практическую по­мощь педагогу в вопросах освоения и ре­ализации технологии взаимодействия.

4.    Развивать способ­ность педагога самостоятельно отбирать, интерпретировать и использовать не­обходимую информацию.

 

Структура и содержание от­ражают логику движения от общих зако­номерностях взаимодействия  к более частным проблемам, которые не­посредственно раскрывают методические, организационные и диагностические ас­пекты подготовки педагога ДОУ. Состоит из двух разделов.

В рамках первого раздела форми­рование установок на доверительное об­щение с коллегами, на осознание педагогами ДОУ ошибок и трудностей в процессе организации взаи­модействия с коллегами, на развитие организационных, коммуника­тивных и диагностических умений, необ­ходимых педагогу для организации про­цесса взаимодействия.

Второй раздел ориентирован на повышение самооценки, на осознание и преодоление трудностей и ошибок в общении с коллегами и руководством.

I раздел

Задачи. Развивать понимание и приня­тие взаимодействия с коллегами, руководством, как диа­лога равноправных партнеров; формиро­вать умение ориентироваться в способах диалогического и монологического обще­ния; способствовать осознанию своей по­зиции в общении.

Упражнение 1. «Комплимент»

Задание. Сказать комплимент своему партнеру по общению.

Инструкция. Обратите внимание на до­стоинства своего соседа, посмотрите, как он сегодня выглядит, постарайтесь заме­тить его привлекательность и обаяние. Сделайте ему комплимент.

В процессе выполнения упражнения следуйте двум советам: пусть комплимент звучит искренне, любой комплимент дол­жен быть немедленно возвращен.

Упражнение 2. «Давайте познакомимся»

Задание. Вспомнить все свои умения и навыки.

Инструкция. В середину выходит любой человек и называет любое свое умение (вышивать, вязать крючком …), те кто это тоже умеют, встают к нему в круг, в это время один стул убирается, тот, кому не хватило места, называет свое умение и т.д.

Упражнение 3. «Выбираем качества характера»

Задание. Выбрать качества, которые позволяют эффективно общаться с другими.

Инструкция. На 3-х листках  бумаги каждый выписывает по три качества, которые, по его мнению, наиболее эффективны для позитивного общения. Далее эти листочки подсчитываются, выявляются 3 наиболее популярных.

Упражнение 4. «Сплетня»

Задание. Проанализировать ситуацию.

Инструкция. 5 человек выходит за дверь, зачитывается информация, которую первый человек из группы должен прослушать, запомнить и предать второму, тот третьему, и т.д.

Материал к упражнению:

«37-летний Александр Ильин- выходец из азербайджанского Сумгаита, потомок сектантов, выпускник физико-технического института и восходящая звезда современной литературы – личность по меркам сегодняшнего дня вызывающе атипичная. Своим примером он оправдывает полузабытую аксиому, вылетел рейсом 209 Москва- Берлин в 19.00 по Московскому времени. В аэропорту Шереметьево его провожали жена и тесть.»

Обсуждение упражнения

Упражнение 5. «Диалог двух партне­ров»

Задание. Составить диалог двух парт­неров, каждый из которых хочет удержать внимание собеседника только на интере­сующей его теме.

Инструкция. Воспитателям предлагают распределиться по парам, выбрать тему для разговора (история из жизни, приду­манный рассказ), решить, кто выступит в роли рассказчика. Продумать средства, с помощью которых внимание партнера бу­дет удерживаться на содержании рассказа (партнер по общению должен постараться, задавая вопросы рассказчику, перевести разговор на свою тему).

По окончании упражнения проводится обсуждение на основании вопросов к рас­сказчику (какие ощущения возникли, ког­да партнер попытался сменить тему разго­вора? трудно ли было удержаться на со­держании заявленной темы? какими спо­собами Вы пытались удержать внимание собеседника?) и к его партнеру (было ли Вам легко включиться в содержание рас­сказа? какими вопросами Вы пытались пе­ревести разговор на себя?).

 

Упражнение 1. «Будьте здоровы!»

Задание. Громко крикнуть одно из трех слов: «алыча», «ящик», «хрящик».

Инструкция. Участники делятся на три группы. Каждая должна громко прокри­чать «алыча», или «ящик», или «хрящик». Сначала проводится репетиция: каждая группа по отдельности четко произносит свое слово. Затем по сигналу ведущего все группы вместе кричат. При слитном звуча­нии должно получиться «пчхи», на что ве­дущий отвечает: «Будьте здоровы!».

Упражнение 2. «Микроскоп»

Задание. Посмотреть на себя в «микроскоп» и выявить «неприятные мелочи» своей речи: слова-паразиты, от которых хочется избавиться.

Инструкция.На листе бумаги написать слова-паразиты, на другой стороне – способы борьбы (просить коллег, хлопать в ладоши, когда они услышат эти слова, контролировать самому и придумать штрафы за произнесенные слова)

Упражнение 5. «Нужны ли конфликты?»

Задание. Сконцентрировать внимание воспитателей на трудностях и позитивных  моментах конфликта.

Инструкция. Группа делится на две   подгруппы: одна подбирает аргументы  пользу того, что конфликты: недопустимы; другая - отстаивает пози­цию: конфликты в общении необходимы. В течение 5 минут каждая подгруппа записывает свои аргументы, а затем зачитывает их вслух.

После этого участники меняются ролями и в течение 5 минут по очереди приводят по одному аргументу. Например, подгруппа, которая против конфликтов, приводит один аргумент в пользу конфликтов и передает слово второй подгруппе. Участники второй подгруппы, в свою очередь, приводят аргу­мент против конфликтов, затем снова вы­ступают первая подгруппа и т.д.

Также конфликты с коллегами и руководством.

По окончании работы необходимо пред­ложить воспитателям сконцентрировать свое внимание на тех трудностях, которые возникли в процессе выполнения упраж­нения, и на тех позитивных моментах, ко­торые имели место.

Упражнение 6. «Достойный ответ»

Задание. Найти выход из конфликтной ситуации.

Инструкция. Участники располагаются по кругу. Каждый получает карточку, на которой содержится какое-либо замечание по поводу внешности или поведения одно­го из участников.

Воспитатель, обращаясь к соседу спра­ва, произносит записанную на карточке Задача соседа - достойно ответить на этот «выпад». Когда каждый побывает и в качестве «нападающего», и в качестве «жертвы», упражнение заканчивается, и группа переходит к его обсуждению.

В процессе обсуждения необходимо об­ратить внимание воспитателей на следую­щие моменты: легко ли им было выпол­нять задание, принимали ли они близко к сердцу нелестное замечание о себе.

Материал к упражнению.

 Карточка 1. Ты слишком высокого мнения о себе.

Кар­точка 2. Ты никогда никому не помогаешь. 

Карточка 3. Когда я тебя встречаю, мне хо­чется перейти на другую сторону улицы.

Карточка 4. Ты совсем не умеешь красиво одеваться. 

Карточка 5. Почему ты на всех смотришь волком? 

Карточка 6. Посмотри, на кого ты похожа! 

Карточка 7. У тебя та­кой страшный взгляд! 

Карточка 8. С тобой нельзя иметь никаких деловых отношений. 

Карточка 9. С тобой бесполезно договари­ваться о чем-либо: ты все равно все забу­дешь. 

Карточка 10. Ты слишком много бол­таешь ерунды. 

Карточка 11. Что ты вечно на всех кричишь? 

Карточка 12. У тебя пол­ностью отсутствует чувство юмора.

Обмен мнениями

Упражнение 7. «Ваши предложения»

Задание. Сформулировать и записать несколько рекомендаций по проведению мероприятий, которые могут помочь спло­тить воспитателей.

Инструкция. Для выполнения задания необходимо разделиться на подгруппы: каждая представляет свой перечень меро­приятий и объясняет целесообразность их реализации.

 

Упражнение 8. «Обратная связь»

Обсуждение по кругу результатов работы на тренинге.

 

Литература:

Арнаутова Е.Л. Педагог и семья. М., 2001.

Доронова Т.Н. О взаимодействии дошколь­ного учреждения с родителями: Пособие для работников дошкольных образовательных уч­реждений. М., 2002.

Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. М., 2005. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Комму­никативный тренинг (педагоги, психологи, ро­дители). СПб, 2005.

Морева Н.А. Основы педагогического мас­терства. Практикум: Учеб. пособие для вузов.М., 2006.

Поташник М.М. Как развивать педагогичес­кое творчество. М., 1987.

Дошкольное учреждение и семья - единое образовательное пространство детского разви­тия: Метод, руководство для работников до­школьных образовательных учреждений