"РАЗВИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ"
Тема:«Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников средствами песочной терапии»
Из опыта работы педагога-психолога МБДОУ «Детский сад № 68» Терентьевой Т.В. |
Работая с детьми, каждый педагог по собственному опыту знает, что в настоящее время увеличилось число детей с различными трудностями в поведении. Наверное, в каждой группе есть дети, отличающиеся повышенной тревожностью, беспокойством, неуверенностью, эмоциональной неустойчивостью. Есть такие ребята и в нашем детском саду. Подобные нарушения в эмоционально-волевой сфере в конечном итоге могут привести к социальной дезадаптации, к неуспеху в учебной деятельности, а в некоторых случаях могут вызвать различные невротические состояния.
Очевидно, что эти проблемы достаточно серьезны. И совершенно не случайно, что в Федеральном государственном образовательном стандарте ДО на первом месте стоит задача охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
А обеспечение эмоционального благополучия трактуется как одно из условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста.
На основании всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что данная проблема является очень актуальной.
Побудительной причиной к началу нашей работы по коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников средствами песочной терапии стали запросы воспитателей, а так же родителей, обеспокоенных наличием трудностей у некоторых воспитанников ДОУ.
Моя работа строилась в несколько этапов:
1. Научно-исследовательский:
- изучение психолого-педагогической литературы
-проведение психолого-педагогического мониторинга
- определение целей и задач
- составление перспективного плана работы
2. Практический:
- создание условий для использования пескотерапии в работе с дошкольниками
- организация работы с детьми
-организация работы с педагогами
-организация работы с родителями
3. Заключительный этап (проведение повторной диагностики, подведение итогов, определение дальнейших перспектив в работе)
Свою практическую работу мы начали с проведения психолого-педагогического мониторинга.
По поступившим запросам мной было проведено первоначальное обследование одновременно в двух направлениях:
Первое – собеседования с родителями с целью получения характеристики состояния своих детей преимущественно в семье. Также при помощи анкетирования родителей выявлялись поведенческие нарушения – агрессивность, тревожность ребенка.
Второе – собеседования с педагогами и их оценка состояния детей в результате наблюдения за ними. Для наблюдения были выбраны следующие параметры, которые отслеживаются каждый день: общий эмоциональный фон, познавательная и игровая деятельность, взаимодействие со взрослыми, взаимодействие со сверстниками, реакция на изменение привычной ситуации.
По результатам беседы с родителями, анкетирования и результатам наблюдения за поведением ребенка был сделан вывод о том, какие дети нуждаются в коррекционной работе по гармонизации эмоционально-волевой сферы.
Затем была проведена с письменного согласия родителей специальная диагностика, в ходе которой уточнялись данные первоначального обследования.
При проведении психологического обследования использовались следующие методики:
1. Для выявления уровня тревожности - проективный тест тревожности Р.Тэммл,
М. Дорки, В. Амен, который помогает определить общий уровень тревожности ребенка;
2. Для диагностики агрессивности рисуночная методика «Кактус»;
3. «Анкета по выявлению агрессивного ребенка» (по Г.П.Лаврентьевой, Т.М.Титаренко).
(Описание всех этих методик дать в гиперссылке)
Данные, полученные в результате психолого-педагогической диагностики, помогли нам определить цели и задачи деятельности.
Целью деятельности является коррекция эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста средствами песочной терапии.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1. Способствовать профилактике и преодолению негативных эмоциональных состояний у дошкольников, используя игры с песком.
2. Создать условия для обеспечения эмоционального благополучия ребенка в семье через повышение психологической грамотности и формирование активной позиции родителей.
3. Оказывать содействие снижению эмоционального напряжения у детей в группе черезпсихолого-педагогическую поддержку и обучение специальным приемам воспитателей и в работе с детьми дошкольного возраста
Определив цели и задачи, перед нами встала проблема поиска наиболее эффективных технологий взаимодействия с ребенком. Свой выбор мы остановили на песочной игротерапии. Почему?
Песочная терапия - один из методов психотерапии, возникший в рамках аналитической психологии. Это способ общения с миром и самим собой; способ снятия внутреннего напряжения, повышения уверенности в себе, что способствует дальнейшему развитию.
Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.
Песочная терапия замечательно развивает мелкую моторику (песок благодаря своей структуре благотворно воздействует на тактильные ощущения и стимулирует нервные окончания, которые находятся в подушечках пальцев), фантазию, образное мышление и многое другое.
Работа с песком успокаивает (особенно гиперактивных детей) – в нем как будто содержится живительная солнечная энергия, которая подзаряжает нас позитивными эмоциями.
Работа по коррекции эмоционально – волевой сферы детей с использованием песочной терапии организована в трех направлениях (с детьми, педагогами и родителями) и представлена следующей моделью психолого-педагогического сопровождения.
Для организации работы с использованием песочной игротерапии нами были созданы определенные условия. Специальным образом была оборудована песочница.
- Водонепроницаемый деревянный ящик, дно и борта, которого должны быть голубого или синего цвета
- Высота бортов 8 см.
- Размер песочницы для подгрупповых занятий — 50x70 см,
- Песок целесообразно разделить на две части: сухой и мокрый.
- Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки.
Кроме того в ДОУ имеются световые столы для рисования на песке и небольшие песочницы в группах для индивидуальной работы.
На втором этапе проводится профилактическая и коррекционно-развивающая работа, направленная на эмоционально – волевое развитие детей дошкольного возраста.
Мною проводится комплекс занятий по тематическому плану (План представлен как в гиперссылке, так и в практических материалах).
Занятия с использованием песочницы я провожу в форме подгрупповой работы (по 3-4 человека) 1 раз в неделю по 25-30 мин и в качестве индивидуальных занятий с детьми «группы риска».
Проведенное исследование позволило определить направления коррекционно-развивающей работы, для этого был составлен комплекс занятий коррекции эмоционально-волевой сферы дошкольников.
Основная их цель: развитие произвольной регуляции эмоциональных состояний и гармонизации эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста.
В процессе работы решаются следующие задачи:
- Научить детей переключаться с одного эмоционального состояния в противоположное;
- Развивать произвольное управление поведением, способность сопереживать, волевое усилие, сосредоточенность на определенной работе;
- Научить детей позитивным выходам злости, агрессии, страхов.
На примере одного из занятий я хочу рассказать о том, как проводится коррекционно-развивающая работа с детьми.
Первый этап занятия - ритуал «входа» в песочную страну. Основное его назначение - создать настрой на совместную работу. Дети опускают ладошки в песочницу и повторяют ритуал входа в страну в стихотворной форме.
Затем происходит повторение того, что делали в прошлый раз, какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились. Для этого задаю детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз
Следующий этап занятия – расширение. Ведущий рассказывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они попробовать, помочь какому-либо персонажу из сказки. Вместе с детьми обсуждаем и анализируем, как лучше поступить, какой выход из трудной ситуации можно использовать, кто нам может помочь, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, который приобрели сегодня.
В ходе коррекционно-развивающих занятий используем самые различные методы и приемы: сюрпризные моменты, приход сказочного героя, музыкальное сопровождение, различные ритуалы (произнесение «волшебных» слов), различные действия с песком – создание песочной страны с помощью разных мелких предметов, пересыпание песка, поиск фигурок в песке руками и с помощью кисточки. Занятия включают игры в песочнице, тематические сказки, этюды на выражение эмоций и другие.
Очень интересным на наш взгляд является использование элементов мульттерапии. Мы ввели такой элемент, как сказка с экрана. Используем «Радужные сказки», которые представляют собой серию мультфильмов, созданных в технике рисунков на песке. В этих мультфильмах рассказываются разные истории на нравственные темы, затрагиваются темы безопасного поведения и др. Знакомясь со сказкой, дети получают представления о добре и зле, о нравственных и безнравственных поступках, овладевают способами правильного поведения в самых сложных жизненных ситуациях. Один из конспектов с использованием мультфильма «Голубая сказка о дружбе» представлен в пакете практических материалов.
В заключении занятия происходит закрепление нового опыта, подготовка ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде. Выполняется ритуал «выхода» из песочной страны. Ведущий говорит: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились». Ребята протягивают руки над песочницей, совершают действие, как будто что-то берут и прикладывают руки к груди.
Мы отмечаем, что все дети с удовольствием посещают занятия, с нетерпением ожидают продолжения, с восторгом делятся впечатлениями с родителями и сотрудниками дошкольного образовательного учреждения, что свидетельствует о высокой степени заинтересованности и мотивации к изменениям.
Выше было сказано, что на втором этапе практической работы большое внимание уделялось работе с педагогами ДОУ. Мне было важно познакомить педагогов с возможностями песочной игротерапии, с методами и приемами, которые позволяют решить многие проблемы в межличностных отношениях детей в группе, с приемами индивидуальной работы с детьми, имеющими трудности в общении. С этой целью был проведен мастер-класс на тему «Использование песочной терапии на подгрупповых и индивидуальных занятиях с детьми дошкольного возраста». План проведения данного мастер-класса представлен в приложении.
Результативность работы педагога-психолога во многом зависит и от того, насколько он сумеет сделать родителей воспитанников своими союзниками и помощниками. В своей работе мы постоянно используем весь спектр различных форм взаимодействия, перечень которых представлен на слайде. Но наиболее эффективными являются такие, как мастер-классы, организация совместной деятельности детей и родителей в песочнице, демонстрация методов и приемов работы с детьми.
Индивидуальное консультирование
Мастер – класс для родителей
Совместная работа взрослых и детей в песочнице
Памятки, буклеты для родителей
Оформление «Странички педагога-психолога» в уголках для родителей в группах
Участие в групповых родительских собраниях
Компьютерная презентация для родителей на тему «Чудеса на песке» (О роли песочной игротерапии в развитии эмоционально-волевой сферы дошкольников)
В результате проведенной работы мы наблюдали положительные изменения у детей:
- Эмоции приобрели значительно большую глубину и устойчивость,
- преобладают положительные эмоции; появляется постоянная дружба со сверстниками; развивается умение сдерживать свои бурные, резкие выражения чувств;
- эмоциональная реакция ребенка максимально адекватна ситуации;
-снизился уровень агрессии у детей.
- Повышается психолого-педагогическая культура, родители стали проявлять интерес к вопросам воспитания и развития детей..
- Педагоги получили дополнительные психолого-педагогические знания, умения и навыки для более качественной работы с детьми дошкольного возраста для развития эмоционально – волевой сферы.
Таким образом, результаты диагностики позволяют сделать вывод об эффективности системного использования метода песочной терапии для эмоционально – волевого развития детей старшего дошкольного возраста.
Данный опыт работы может быть полезным педагогам, педагогам-психологам, а также родителям.
- Мне нравится (2)