Технология использования дидактических игр в коррекционной работе с детьми с ТНР

Черненко Татьяна Владимировна

Технология использования дидактических игр в коррекционной работе по устранению тяжелых нарушений речи

Черненко Т.В., учитель-логопед МБДОУ «Детский сад компенсирующего вида № 109 для детей с ТНР»

Психологические особенности детей с ОВЗ

На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья.

Одним из важнейших направлений государственной политики  Российской Федерации в области образования является обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей-инвалидов, на образование. Российское законодательство – прежде всего, Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», предусматривает гарантии прав на получение образования детьми с ОВЗ

Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "исключительные дети". В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности. Итак, дети с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа детей, требующая особого внимания и подхода к воспитанию.

Характеристика детей с ОВЗ зависит от многих показателей, из которых определяющим является сам дефект. Ведь именно от него зависит дальнейшая практическая деятельность индивидуума.

Выготский отмечал необходимость включать детей с ограниченными возможностями здоровья в различную социально значимую деятельность, направленную на формирование детского опыта.

Выготский ввел понятие «Структура дефекта».

Первичное нарушение, например, нарушение речи влечёт за собой вторичные отклонения в развитии.

При разной первичной причине многие вторичные отклонения в младенческом, раннем, дошкольном возрастах могут иметь сходное проявление.

Вторичное отклонение носит системный характер, и изменяет всю структуру психического развития ребенка.

1. У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.

2. Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.

3. Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.

4. Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной.

5. Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации.

6. Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое.

7. Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

8. Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны.

9. Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.

10. Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности.

11. Наблюдается несформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.

Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).

 

 

Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ

  1. Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;

2. Темп выполнения заданий очень низкий;

3. Нуждается в постоянной помощи взрослого;

4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);

5. Низкий уровень развития речи, мышления;

6. Трудности в понимании инструкций;

7. Инфантилизм;

8. Нарушение координации движений;

9. Низкая самооценка;

10. Повышенная тревожность. Многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;

11. Высокий уровень психомышечного напряжения;

12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;

13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;

14. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.

Работая с детьми с тяжелыми нарушениями речи мы ежедневно сталкиваемся со множеством проблем и, следовательно, вопросов, как их преодолеть. Такие особенности, как отсутствие мотивации к познавательной деятельности, ограниченные представления об окружающем мире, низкий уровень свойств внимания (концентрация, переключение, устойчивость) стимулируют педагогов к ежедневному творчеству, поиску новых приемов в работе.

Особенности игровой деятельности

Мы берем за основу ведущую деятельность дошкольников – игровую. Вовлекая детей в игру, мы можем решать свои задачи комфортными и привлекательными для ребенка методами.

Особенности игры как деятельности: отобразительный и дей­ственно-речевой характер, специфические мотивы (основной мотив - это переживание ребенком в игре значимых для него сторон дей­ствительности, интерес к действиям с предметами, событиям, от­ношениям между людьми. Мотивом может быть стремление к общению, совместной деятельности, познавательный интерес.

Своеобразие игры заключается в:

1.Свободе и самостоятельности ребенка в игре (сами выбирают игру, распределяют роли, определяют правила, содержание, подбирают партнера, свободно включаются и выходят из игры)

2.Творческий характер игры.

3.Эмоциональная насыщенность игры.

С.Л. Новоселова предлагает следующую классификация игр дошкольников:

- сюжетно-ролевые:

- театрализованные;

- подвижные;

- дидактические.

На занятиях мы используем в первую очередь дидактические игры. Однако замедленный темп усвоения материала и автоматизации полученных навыков с одной стороны и сниженная работоспособность у дошкольников с ОВЗ с другой вызывает необходимость использования игр и других видов в качестве дидактических.

Технология использования дидактических игр

Многие игры детей можно преобразовать в дидактические. При этом следует учитывать содержание поставленных задач:

  • развитие фонематического восприятия,
  • автоматизация поставленных звуков,
  • развитие слоговой структуры слова,
  • формирование лексико-грамматических категорий,
  • развитие связной речи.

Я хочу поделиться опытом использования некоторых игр как дидактических на разных этапах работы. Я расскажу о некоторых играх и игрушках, которые чаще выбирают сами дети.

 

Конструктор Лего.

Развитие фонематического восприятия: различение гласных и согласных звуков, глухих и звонких, твердых и мягких согласных, построение конструкций по заданным схемам.

Автоматизация звуков: ребенок получает необходимые при строительстве кубики при правильном произнесении звука.

Формирование слоговой структуры: отбор кубиков в соответствии со слоговой структурой слова, либо соответствующее схеме слова построение.

Развитие связной речи: построение и удлинение фразы, осложнение предложения второстепенными и однородными членами.

Паззлы.

Кроме развивающих паззлов на заданный звук, можно использовать любые паззлы на этапе автоматизации звука в слове. Называя слово с автоматизируемым звуком, ребенок получает деталь паззла, а в целой картинке находит слова с заданным звуком.

Настольные игры-ходилки использую для работы по автоматизации звука и формированию слоговой структуры слова. Особенно эффективна работа в паре. Ребенок делает шаг по игровому полю только в случае правильного произнесения звука. Соревновательный момент привносит дополнительную мотивацию. Либо игрок делает столько шагов по игровому полю, сколько слогов в выбранном им слове (по картинкам).

Настольный театр эффективен на этапе автоматизации звука в предложении, при формировании лексико-грамматических категорий и при формировании фразы. Дети с большим удовольствием взаимодействуют с персонажем: «Повтори за мной», «Исправь ошибку», «Все ли верно?», «Послушай и ответь».

Шашки – одна из любимых игр в нашей группе. Сама по себе игра крайне полезна для развития мышления, но ее можно использовать на занятии по автоматизации звука в слоге либо в слове.

 На индивидуальном занятии ребенок должен дойти до противоположной стороны доски всеми шашками, передвигая их по одной при назывании слова с заданным звуком. Игру можно усложнить тем, что при ошибке шашка с поля выбывает. При игре в паре выигрывает тот, кто первым перейдет на сторону противника. При ошибочном произнесении шашка остается на месте.

Хочу отметить, что эти игры использует и воспитатель во второй половине дня. Образовательная деятельность в группе построена таким образом, чтобы организовать единый контекст, в котором могут максимально проявиться возможности детей. Пересечения в дидактических играх и заданиях учителя-логопеда и воспитателя позволяют ребенку почувствовать, что он справляется, что повышает его самооценку и, следовательно, мотивацию к дальнейшему развитию.

В заключение хочу сказать, использование разнообразных игр и постоянное моделирование новый игровых ситуаций делает образовательный процесс привлекательным для ребенка, значительно повышает мотивацию и работоспособность.

 

Список использованной литературы:

Архипова Е.Ф. Краткая характеристика детей с ОВЗ. - http://arkhipovaef.ru/2017/01/19/

Использование игровых технологий в лагере с дневным пребыванием -  https://refdb.ru/look/2144956.html

Н. Гавриш. Современное занятие. -  Луганск: Альма-матер, 2007.

Дыбина О.В. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ. - Москва,2012.

 

 

 

Комментарии

ИВАКО МАРИНА НИКОЛАЕВНА

ЛЕГО МНЕ ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛОСЬ!СПАСИБО!