«Развитие познавательных способностей и творческого мышления, воображения дошкольников с помощью морфологической таблицы»

Сысоева Ольга Сергеевна

Мастер класс на тему: «Развитие познавательных способностей и творческого мышления, воображения дошкольников с помощью морфологической таблицы»

 

Цель: Распространение педагогического опыта по теме развитие творческого мышления, воображения с помощью морфологической таблицы.

Задачи: представить информацию о морфологической таблице – универсальном средстве формирования творческого мышления, воображения детей дошкольного возраста;

способствовать развитию творческого воображения и мышления;

упражнять в составлении морфологической таблицы участниками мастер – класса;

рефлексия профессионального мастерства участниками мастер-класса;

Материал и оборудование: мультимедиа, раздаточный материал

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Описание мастер класса. 20.65 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс на тему: «Развитие познавательных способностей и творческого мышления, воображения дошкольников с помощью морфологической таблицы»

Цель: Распространение педагогического опыта по теме развитие творческого мышления, воображения с помощью морфологической таблицы.

Задачи: представить информацию о морфологической таблице – универсальном средстве формирования творческого мышления, воображения детей дошкольного возраста;

способствовать развитию творческого воображения и мышления;

упражнять в составлении морфологической таблицы участниками мастер – класса;

рефлексия профессионального мастерства участниками мастер-класса;

Материал и оборудование: мультимедиа, раздаточный материал


Ход мастер - класса

Деятельность ведущего

Деятельность участников

Вводная часть (Мотивация)

Слайд 1.

Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию Мастер класс «Развитие познавательных способностей и творческого мышления, воображения дошкольников с помощью морфологической таблицы»

Ваши возможности - в Вашем воображении и мышлении - мастерской ума.

Слайд 2.

Обратите внимание на высказывание философа и психолога успеха Наполеона Хилла

И попробуйте воспроизвести пробелы.

Пожалуйста подумайте, порассуждайте, в чем различия гения и «чудака»

Слайд 3

Главное различие между гениальным изобретателем и заурядным «чудаком» в том, что гений пользуется даром творческого воображения, тогда как «чудак» понятия о нем не имеет…...

Наполеон Хилл

Чтобы воспитать маленьких гениев, необходим раскрыть их потенциал на максимум.

Читают высказывание и предлагают свои варианты: опытом, знаниями и др.

Основная часть

Слайд 4

Василий Александрович Сухомлинский утверждает, что «В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для потенциала. Творчество – вот имя этой волшебной птицы!»

Слайд 5.

Если найти ключики к развитию креативных способностей и творческого мышления ребёнка, то открывается возможность для становления многогранной личности дошкольника. Чтобы добиться такого результата - в своей работе использую ТРИЗ – технологию и ее нестандартные методики. Одним из эффективных методов развития творческого мышления является морфологический анализ.

Слайд 6.

Суть метода заключается в переборе вариантов соединения определенных характеристик при создании нового образа. Метод Морфологического анализа появился в середине 30-х годов нашего столетия, благодаря швейцарскому астрофизику Ф. Цвикки, который использовал его исключительно для решения астрофизических задач.

Но, благодаря универсализации таблицы ее легкость можно использовать в деятельности с дошкольниками.

Слайд 7.

Как вы думаете, чем удобна морфологическая таблица?

Морфологическая таблица удобна тем, что количество осей и параметры в ней можно видоизменять по желанию и в зависимости от создаваемого объекта.

Слайд 8.

Подумайте в каком виде деятельности и образовательной области можно применять таблицу?

Очень удобно использовать для ознакомления и закрепления представлений о частях суток, применять при обучении грамоте, в развитие речи, создания новых игрушек.

Мое мнение, что Морфологическую таблицу можно применять во всех видах деятельности и образовательных областях, в дальнейшим мы с вами примем решение по этому вопросу.

Слайд 9.

И, конечно, морфологическая таблица незаменима для развития творческого воображения и фантазирования. Возможности для становления многогранной личности дошкольника.

Маленькие фантазеры с увлечением будут сочинять новые сказки, объединяя и придумывая взаимодействие между разными персонажами из разных сказок.

Слайд 10.

Скажите пожалуйста, вы удобно сидите???? А что надо чтобы было удобно??????

Люди, у которых развито творческое воображение и мышление, легко придумывают настоящие шедевры. Сегодня, я предлагаю нам с вами побыть в роли дизайнеров и создать эскизы многофункциональной мебели. И в этом нам поможет морфологическая таблица.

Нам необходимо определить цель многофункциональной мебели, для чего она нам нужна?

Слайд 11

Основная цель многофункциональной мебели – экономия жилого или офисного пространства.

Слайд 12

По вертикали и по горизонтали распределяем объекты или подсистемы объектов и комбинируем их между собой.

Далее нам необходимо основные элементы разделить на 2 категории: мебель для хранения одежды и вещей… Какие это могут быть объекты? 

И следующая категория для отдыха и удобства –

Какие объекты здесь можно выделить? 

Слайд 13

После того как мы распределили объекты, начинаем

Объединять объекты по горизонтали и по вертикали и мы получаем результат:

Овладев принципом морфологического анализа, мы без труда сможем создать с детьми интересные шедевры.

Далее хотелось бы погрузиться в мир воображения и фантазии. И приглашаю за столы желающих, проявить творчество.

Предлагаю превратиться в маленьких волшебников и создать свой шедевр – фантастическое животное. А поможет нам в этом волшебная таблица.

Под цветными карманами расположены части сторонних объектов, которые разделены по показателям: голова, туловище, лапы, хвост, уши.

По вашему желанию вы открываете квадраты по каждому показателю и из полученных объектов, создаете фантастическое животное.

В завершение придумайте ему название и какую пользу это фантастическое животное может принести?

Желаю творческих успехов!

Слайд 14

А мы с вами, уважаемы коллеги попробуем придумать комбинации для морфологической таблицы.

У кого цифра 1 - необходимо придумать комбинации для создания цветка

Цифра 2 – необходимо подготовить комбинации для создания робота с помощью геометрических фигур

Цифра 3 – необходимо создать комбинации для создания чудо – техники

Идет обсуждение….

Вернемся к вопросу: можно ли считать морфологическую таблицу – универсальным средством и применять во всех образовательных областях?

       Слайд 15.

С помощью таблицы дети придумывают новые сказки, здания, одежду, фантастических животных и птиц, сказочных персонажей – и многое другое! Но необходимо помнить – любое фантазирование должно быть воплощено в виде рисунка, поделки, книжки, иначе ребенок не чувствует удовлетворения от творческого процесса и теряет к нему интерес. Для ребенка очень важно видеть результат своего творчества, осознавать, что он создал что-то сам, что именно он является талантливым автором своей работы.

Предлагают свои варианты…..

Обсуждают и предлагают свои варианты: в познавательном, речевом, в совестной деятельности, НОД, и др.

Предлагают свои варианты….

Предлагают свои идеи…..

Предположительные ответы: – шкаф, полки, тумбочка;

Предположительные ответы: кровать, стул, стол

А1 – шкаф-кровать, А2 – шкаф-стул, А3 – шкаф-стол

Б1 – полки-кровать, Б2 – полки-стул, Б3 – полки-стол

В1 – тумбочка-кровать, В2 – тумбочка-стул, В3 – тумбочка-стол

Желающие проходят за столы

Рассматривают пособие

Выполняют задание

Рассматривают таблицы и создают комбинации – объекты, для создания морфологической таблицы по заданной теме…..

Участники рассказывают, о том что создали, другие рассказывают какие комбинации смогли придумать, кто не смог – предлагаю выполнить задание с детьми своего сада, группы.

Высказывают свои предположения…..

Заключительная часть (Рефлексия)

         Слайд 16.

Уважаемые коллеги прошу вас поучаствовать в опросе, ваше мнение для нас очень необходимо.

Если представленная информация была полезна и вы будите применять в работе – выберите красный смайлик, если информация интересна, но применять в практике пока не решаетесь – желтый смайлик, и если данная информация вас не заинтересовала – выберите пожалуйста зеленый смайлик.

Спасибо за сотрудничество!

Оценивают мастер класс и высказывают свое мнение

Задают интересующие вопросы