«Развитие познавательных способностей и творческого мышления, воображения дошкольников с помощью морфологической таблицы»
Мастер класс на тему: «Развитие познавательных способностей и творческого мышления, воображения дошкольников с помощью морфологической таблицы»
Цель: Распространение педагогического опыта по теме развитие творческого мышления, воображения с помощью морфологической таблицы.
Задачи: представить информацию о морфологической таблице – универсальном средстве формирования творческого мышления, воображения детей дошкольного возраста;
способствовать развитию творческого воображения и мышления;
упражнять в составлении морфологической таблицы участниками мастер – класса;
рефлексия профессионального мастерства участниками мастер-класса;
Материал и оборудование: мультимедиа, раздаточный материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Описание мастер класса. | 20.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс на тему: «Развитие познавательных способностей и творческого мышления, воображения дошкольников с помощью морфологической таблицы»
Цель: Распространение педагогического опыта по теме развитие творческого мышления, воображения с помощью морфологической таблицы.
Задачи: представить информацию о морфологической таблице – универсальном средстве формирования творческого мышления, воображения детей дошкольного возраста;
способствовать развитию творческого воображения и мышления;
упражнять в составлении морфологической таблицы участниками мастер – класса;
рефлексия профессионального мастерства участниками мастер-класса;
Материал и оборудование: мультимедиа, раздаточный материал
Ход мастер - класса
Деятельность ведущего | Деятельность участников |
Вводная часть (Мотивация) | |
Слайд 1. Уважаемые коллеги представляю вашему вниманию Мастер класс «Развитие познавательных способностей и творческого мышления, воображения дошкольников с помощью морфологической таблицы» Ваши возможности - в Вашем воображении и мышлении - мастерской ума. Слайд 2. Обратите внимание на высказывание философа и психолога успеха Наполеона Хилла И попробуйте воспроизвести пробелы. Пожалуйста подумайте, порассуждайте, в чем различия гения и «чудака» Слайд 3 Главное различие между гениальным изобретателем и заурядным «чудаком» в том, что гений пользуется даром творческого воображения, тогда как «чудак» понятия о нем не имеет…... Наполеон Хилл Чтобы воспитать маленьких гениев, необходим раскрыть их потенциал на максимум. | Читают высказывание и предлагают свои варианты: опытом, знаниями и др. |
Основная часть | |
Слайд 4 Василий Александрович Сухомлинский утверждает, что «В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для потенциала. Творчество – вот имя этой волшебной птицы!» Слайд 5. Если найти ключики к развитию креативных способностей и творческого мышления ребёнка, то открывается возможность для становления многогранной личности дошкольника. Чтобы добиться такого результата - в своей работе использую ТРИЗ – технологию и ее нестандартные методики. Одним из эффективных методов развития творческого мышления является морфологический анализ. Слайд 6. Суть метода заключается в переборе вариантов соединения определенных характеристик при создании нового образа. Метод Морфологического анализа появился в середине 30-х годов нашего столетия, благодаря швейцарскому астрофизику Ф. Цвикки, который использовал его исключительно для решения астрофизических задач. Но, благодаря универсализации таблицы ее легкость можно использовать в деятельности с дошкольниками. Слайд 7. Как вы думаете, чем удобна морфологическая таблица? Морфологическая таблица удобна тем, что количество осей и параметры в ней можно видоизменять по желанию и в зависимости от создаваемого объекта. Слайд 8. Подумайте в каком виде деятельности и образовательной области можно применять таблицу? Очень удобно использовать для ознакомления и закрепления представлений о частях суток, применять при обучении грамоте, в развитие речи, создания новых игрушек. Мое мнение, что Морфологическую таблицу можно применять во всех видах деятельности и образовательных областях, в дальнейшим мы с вами примем решение по этому вопросу. Слайд 9. И, конечно, морфологическая таблица незаменима для развития творческого воображения и фантазирования. Возможности для становления многогранной личности дошкольника. Маленькие фантазеры с увлечением будут сочинять новые сказки, объединяя и придумывая взаимодействие между разными персонажами из разных сказок. Слайд 10. Скажите пожалуйста, вы удобно сидите???? А что надо чтобы было удобно?????? Люди, у которых развито творческое воображение и мышление, легко придумывают настоящие шедевры. Сегодня, я предлагаю нам с вами побыть в роли дизайнеров и создать эскизы многофункциональной мебели. И в этом нам поможет морфологическая таблица. Нам необходимо определить цель многофункциональной мебели, для чего она нам нужна? Слайд 11 Основная цель многофункциональной мебели – экономия жилого или офисного пространства. Слайд 12 По вертикали и по горизонтали распределяем объекты или подсистемы объектов и комбинируем их между собой. Далее нам необходимо основные элементы разделить на 2 категории: мебель для хранения одежды и вещей… Какие это могут быть объекты? И следующая категория для отдыха и удобства – Какие объекты здесь можно выделить? Слайд 13 После того как мы распределили объекты, начинаем Объединять объекты по горизонтали и по вертикали и мы получаем результат: Овладев принципом морфологического анализа, мы без труда сможем создать с детьми интересные шедевры. Далее хотелось бы погрузиться в мир воображения и фантазии. И приглашаю за столы желающих, проявить творчество. Предлагаю превратиться в маленьких волшебников и создать свой шедевр – фантастическое животное. А поможет нам в этом волшебная таблица. Под цветными карманами расположены части сторонних объектов, которые разделены по показателям: голова, туловище, лапы, хвост, уши. По вашему желанию вы открываете квадраты по каждому показателю и из полученных объектов, создаете фантастическое животное. В завершение придумайте ему название и какую пользу это фантастическое животное может принести? Желаю творческих успехов! Слайд 14 А мы с вами, уважаемы коллеги попробуем придумать комбинации для морфологической таблицы. У кого цифра 1 - необходимо придумать комбинации для создания цветка Цифра 2 – необходимо подготовить комбинации для создания робота с помощью геометрических фигур Цифра 3 – необходимо создать комбинации для создания чудо – техники Идет обсуждение…. Вернемся к вопросу: можно ли считать морфологическую таблицу – универсальным средством и применять во всех образовательных областях? Слайд 15. С помощью таблицы дети придумывают новые сказки, здания, одежду, фантастических животных и птиц, сказочных персонажей – и многое другое! Но необходимо помнить – любое фантазирование должно быть воплощено в виде рисунка, поделки, книжки, иначе ребенок не чувствует удовлетворения от творческого процесса и теряет к нему интерес. Для ребенка очень важно видеть результат своего творчества, осознавать, что он создал что-то сам, что именно он является талантливым автором своей работы. | Предлагают свои варианты….. Обсуждают и предлагают свои варианты: в познавательном, речевом, в совестной деятельности, НОД, и др. Предлагают свои варианты…. Предлагают свои идеи….. Предположительные ответы: – шкаф, полки, тумбочка; Предположительные ответы: кровать, стул, стол А1 – шкаф-кровать, А2 – шкаф-стул, А3 – шкаф-стол Б1 – полки-кровать, Б2 – полки-стул, Б3 – полки-стол В1 – тумбочка-кровать, В2 – тумбочка-стул, В3 – тумбочка-стол Желающие проходят за столы Рассматривают пособие Выполняют задание Рассматривают таблицы и создают комбинации – объекты, для создания морфологической таблицы по заданной теме….. Участники рассказывают, о том что создали, другие рассказывают какие комбинации смогли придумать, кто не смог – предлагаю выполнить задание с детьми своего сада, группы. Высказывают свои предположения….. |
Заключительная часть (Рефлексия) | |
Слайд 16. Уважаемые коллеги прошу вас поучаствовать в опросе, ваше мнение для нас очень необходимо. Если представленная информация была полезна и вы будите применять в работе – выберите красный смайлик, если информация интересна, но применять в практике пока не решаетесь – желтый смайлик, и если данная информация вас не заинтересовала – выберите пожалуйста зеленый смайлик. Спасибо за сотрудничество! | Оценивают мастер класс и высказывают свое мнение Задают интересующие вопросы |