ОСВОЕНИЕ ДЕТЬМИ СПОСОБОВ СИСТЕМАТИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ. СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР
Цель ТРИЗ – не просто развивать фантазию ребенка, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать взрослым – педагогам, родителям, инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира.
В решении изобретательских задач ТРИЗ используются различные методы и приёмы.
Сегодня мы рассмотрим один из таких приёмов известный нам как «системный анализ», или «системный оператор».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistemnyy_operator_sysoeva_17_sad.docx | 17.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Освоение детьми способов систематизации объектов. Системный оператор
ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Генрих Саулович Альтшуллер и его последователи.
Слайд 3.
Цель ТРИЗ – не просто развивать фантазию ребенка, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать взрослым – педагогам, родителям, инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира.
В решении изобретательских задач ТРИЗ используются различные методы и приёмы.
Сегодня мы рассмотрим один из таких приёмов известный нам как «системный анализ», или «системный оператор».
Слайд 4.
«Системный оператор» – это одно из первых упражнений развития системного логического мышления, позволяющее видеть объект одновременно в структурном, функциональном, временном аспектах, а также его антисистему. Системный оператор позволяет рассмотреть, из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект; знакомит с функциональными особенностями отдельных частей, самой системы и подсистемы в целом при переходе по вертикали снизу вверх.
Слайд 5.
Регулярное использование приема Системный оператор формирует у ребенка «навыки системного анализа, системное мышление, или многоэкранное мышление» (Г.С.Альтшуллер) Это очень важные навыки и стиль мышления: думая о будущем – значит не делать ошибок в настоящем, а думая о прошлом – не делать ошибок в будущем.
Слайд 6, 7. На первом этапе с детьми младшего дошкольного возраста использовали горизонтальные и вертикальные «трёхэкранки».
Развиваем умение анализировать и обобщать; развивать воображение, использовать модель «системный лифт». Это вариант вертикальной трехэкранки. Состоит из следующих экранов: система, подсистема и надсистема. Для анализа мы привлекали объекты неживой природы из ближайшего окружения детей (предметы мебели, транспорта, одежду, игрушки) и объекты живой природы (домашние и дикие животные, птицы).
Сначала мы рассматривали подсистемные признаки, сразу после названия системы – объекта, а потом уже определяли, в какую надсистему она входит. Например, объект лиса, части и место обитания.
Слайд 8
Применяя горизонтальную трехэкранку рассматриваем объект в прошлом и в будущем, например объект цыпленок, в прошлом было яйцо, а в будущем будет курица или петух.
В среднем дошкольном возрасте мы продолжали обучать детей использовать компонентный и генетический подходы для закрепления представлений и получения более развернутых знаний о надсистемах и подсистемах объектов живой и неживой природы.
Слайд 9.
Далее знакомим детей с моделью анализа объектов с помощью пяти экранов (где мы можем рассмотреть в системе, из чего состоит и частью чего является интересующий нас объект, рассматриваем объект в прошлом и в будущем).
Слайд 10.
Детей старшего дошкольного возраста знакомим с понятием «системный оператор». И мы начинаем работу с полной версией «системного оператора» – девятью экранами. Рассматривая объект, дети определяют, из каких частей он состоит, его видовую принадлежность (транспорт, игрушка, одежда). Дети выясняют историю возникновения данного объекта, какой предмет выполнял его функции до его появления, этот предмет аналогично анализируется. Далее детям предоставляется возможность представить себе, каким станет объект в будущем: его функции, внешний вид, как он будет называться. В старшем дошкольном возрасте мы учимся с детьми соблюдать правильную последовательность, так как она даёт более многоплановый взгляд на рассматриваемую систему.
Слайд 11.
Предлагаю рассмотреть системный оператор на примере объекта «Загадочная лягушка». Объект – головастик
Слайд 12 - 19
Выявляем подсистему объекта головастик (Из чего состоит: голова, хвост, лапки)
Выявляем надсистему объекта (Частью чего является: частью болота)
Выявляем прошлое системы объекта головастик (Чем был головастик в прошлом: икрой)
Выявляем будущее системы головастик. Кем будет головастик в будущем? Лягушкой.
Выявляем надсистему в прошлом объекта болото (частью чего было болото в прошлом?)
Определяем надсистему в будущем объекта (Частью чего болото будет в будущем? - Частью высохшего болота
Выявляем подсистему в прошлом (Чем были хвост, лапы и голова в прошлом: зародыш и из него потом все развивалось)
Выявляем подсистему в будущем (Чем будут: хвост, лапы и голова в будущем) Лапами, головой и хвостом взрослой лягушки.
Слайд 20.
Используя в работе с детьми «системный оператор», мы не всегда рассматриваем все экраны на одном занятии или в одной игре. Рассматриваются только те экраны, которые нужны в данный момент для достижения какой-либо цели. В ходе работы с использованием приема «системный оператор» мы убедились, что развивается воображение и фантазия, мышление и творческие способности детей; знания, полученные в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивают их прочное усвоение и систематизацию.
Спасибо за внимание!