Как научить ребенка заботиться об экологии.
При обсуждении проблем экологической обстановки в целом, речь идет не только об общей картине, но и действиях одного человека. Одна выброшенная бутылка в лесу привлечет внимание других таких же отдыхающих и превратится в свалку, за избавление от которой никто не заплатит, следовательно, и никакие действия по ее уничтожению приниматься не будут. Не затушенные за собой костры повлекут пожар, а выкинутые сигареты будут разлагаться в земле десятки или сотни лет. Всех не переубедить изменить образ жизни. Можно сколь угодно осознавать серьезность экологических проблем, но бросать упаковку от чипсов мимо урны. Экологическое мышление невозможно навязать – его можно только привить, и чем раньше дети научатся заботиться о природе, беречь ее, тем больше шансов, что они продолжат это делать в зрелом, более сознательном возрасте...
Невозможно научить ребенка заботиться об окружающем мире, если он о нем ничего не знает или знает мало, поэтому прежде чем внушать малышу, что нужно экономить воду, важно рассказать, откуда она появляется и зачем нужна. Как в интересной, игровой форме познакомить ребенка с окружающим миром, привить любовь к природе?
Что может помочь родителям справиться с этой нелегкой задачей?
- Во время прогулок по паркам и лесам рассказывайте ребенку обо всем, что он видит и слышит – о пении птиц (или его отсутствии зимой – почему так? где же птицы?), о разных видах деревьев, о том, какие животные живут в парке и т.д. Отвечайте на многочисленные детские «почему»: пока у ребенка есть естественное любопытство по отношению к окружающему миру, его нужно удовлетворять, иначе со временем малыш перестанет интересоваться тем, что происходит вне его привычного окружения и не касается повседневных забот;
- Зимой и весной делайте кормушки для птиц. Соревнуйтесь в наиболее необычных или, наоборот, функциональных вариантах и дизайнах. Регулярно насыпайте в свои кормушки хлебные крошки и зерна, подкармливайте птиц, наблюдайте за ними;
- Привычные уже прогулки в лесу и парку можно превратить в мини-субботники - брать с собой перчатки и вместе с ребенком доносить мусор до урны, собирать опавшие листья в кучки и т.д.;
- Делайте поделки из природных материалов; переделывайте старые вещи в новые. Проводите конкурсы идей – «что и во что можно превратить», они полезны не только для воспитания экологического мышления, но и для стимулирования творческого и нестандартного мышления;
- Играйте с ребенком в «теплицу», «сад», «лес» или «огород». Сажайте комнатные растения дома вместе, сажайте кусты и деревья в лесу или в парке, цветы на даче или во дворе. Ухаживайте вместе за посаженными растениями, торжественно собирайте урожаи с грядок;
- Играйте с ребенком в игру «что случится, если вдруг...?» Если вдруг исчезнут все насекомые - что произойдет? Если вдруг кончится пресная вода на планете, что будет с людьми и живыми существами? Если вдруг воздух на планете станет таким грязным, что сквозь него будет плохо видно, то что тогда делать? Не ограничивайте фантазию ребенка, но когда он предлагает вариант ответа, с которым согласны ученые-экологи, обращайте его внимание на то, как точно он угадал, и предлагайте искать выходы – пусть даже фантастические – из ситуации. Это для нас выход может казаться экзотическим или невозможным, но технологии на месте не стоят, и любое достижение прогресса когда-то было сумасшедшей идеей;
- Слушайте разные звуки природы. Интересуйтесь у ребенка, нравится ли ему, и если да – рассуждайте, какие угрозы есть для этих экосистем (море, лес, река); что можно сделать, чтобы им помочь;
Когда ребенок уже знает о том, зачем нужны природные ресурсы, откуда растения получают питание, чем отличаются травоядные животные от хищников, его проще будет познакомить с важными экологическими проблемами и основными принципами заботы о природе на бытовом уровне.
Пусть изучение экологии станет для ребенка увлекательной игрой, любовь к природе – стойкой привычкой, забота о ней – естественной потребностью. И, возможно, удовлетворяя эту потребность, наши дети сумеют решить многие из существующих экологических проблем.