Роль дошкольного образования как института позитивной социализации личности
Я иду утром на работу в детский сад и встречаю по дороге наших воспитанников. Вот мама несет на руках малыша полутора лет. Он прижался к ней, хнычет, и робко посматривает по сторонам. А вот шагает мальчик из подготовительной группы. Он идет впереди мамы, уверенным шагом догоняет своего друга, и что-то весело обсуждая, направляется в свою группу. Пять лет посещения детского сада, первого в жизни социального сообщества, дают свои результаты. Ребенок взрослеет не только физически, но и нравственно, становится пусть маленькой, но уже личностью. Я часто задумываюсь, как сделать так, чтобы этот первый опыт социального общения сформировал прочную основу для позитивной социализации личности.
Работаю я учителем-логопедом и воспитателем в детском саду. По роду своей деятельности посещаю разные возрастные группы. Общаясь с родителями, я вижу, какие надежды они возлагают на детский сад не только в воспитательном и образовательном аспекте, но и в формировании человека, который отвечал бы требованиям современного общества: открытого, коммуникабельного, неконфликтного, умеющего выражать и тактично отстаивать свою точку зрения. …. Это, я думаю, не случайно. Ведь ребенок большую часть времени начинает проводить в детском саду, и воспитатель становится для него и образцом поведения, и тем человеком, который направляет его в различных ситуациях общения в нужное русло, учит строить отношения «от себя», отвечать «сам за себя». Если это происходит в условиях эмоционального благополучия, созданного педагогами в группе, то у ребенка развивается высокая самооценка, ориентация на успех в достижении целей, наблюдается наличие положительных эмоций. Умение строить отношение со сверстниками, взрослыми во многом зависит так же от развития коммуникативной компетентности ребенка – способности устанавливать и поддерживать необходимые эффективные контакты с другими людьми, сотрудничать, слушать и слышать, распознавать эмоциональные переживания и состояния других людей, выражать собственные эмоции. И в этом случае опыт общения в коллективе группы детского сада оказывается очень важным. Ведь сколько в ней детей, столько и моделей поведения. И среди множества вариантов поведения, я учу воспитанников находить оптимальный и учиться применять его в дальнейшем и в других ситуациях и коллективах.
Степень социализации личности является важным критерием ее адаптации в обществе. Лев Семенович Выготский в теории культурно-исторического развития психики обращал внимание на то, что «социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение определенного периода. Она определяет те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное развитие становится индивидуальным». Я нахожу это очень важным и продуктивным звеном в развитии дошкольников, так как находясь в детском саду ребенок погружается в мир социальных отношений не только через игровые ситуации, но и через активное включение его в мир, находящийся за пределами образовательного учреждения. Детский сад на современном этапе развития дошкольного образования сам является активным участником социального городского сообщества. Это позволяет на ранних этапах социализации личности моих воспитанников включить их в жизнедеятельность различных социальных структур города. Вот прошли в детском саду концерты музыкальной школы, и несколько воспитанников сада стали ее учениками. Посетили мы с ребятами культурно-спортивный комплекс. И уже заспешили наши девочки с мамами на гимнастику, мальчики на дзюдо. Как естественно и просто будет моим воспитанникам, которые в детском саду успешно развивали социальные навыки, научились устанавливать доброжелательные отношения, чувствовать себя комфортно в любой обстановке, готовы общаться с другими людьми.
Я думаю, что формы взаимодействия с воспитанниками в детском саду по социализации ребенка определяют в дальнейшем развитие ребенка как позитивной личности, индивидуальности. Что такое позитивная личность? На мой взгляд, это умение человека принести в мир общения открытость, уверенность в том, что понимают не только тебя, но и ты способен понимать окружающих. Это способность созидать и творить рядом с другими людьми и вместе с ними. А основа этого закладывается в детском саду.