«Формирование у детей старших дошкольников пространственных представлений на основе индивидуального подхода»
1. Презентация педагогического опыта педагогом-мастером
Добрый день, уважаемые коллеги!
- Разрешите представиться.Пруцких Ирина Сергеевна, воспитатель муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада №69 «Ладушки.
Цель мастер-класса:
Показать приемы работы с материалами «Мате:плюс. Математика в детском саду» для формирования у детей дошкольного возраста представлений о пространстве и форме.Для достижения данной цели необходимо решить ряд следующих задач.
Задачи мастер - класса:
1. Познакомить участников мастер-класса с системой работы по комплексу «Мате: плюс. Математика в детском саду».
2. Вызвать желание применять инновационное оборудование в работе с детьми.
Я работаю с детьми дошкольного возраста. Мои воспитанники любознательные, активные, общительные, готовые узнавать каждый день что-то новое. Однако, ребятам, сложно освоить представления о пространстве, симметрии.
Актуальность.
В раннем и дошкольном возрасте закладываются такие понятия и представления как пространственные и временные отношения, служащие основой репрезентации основных математических понятий и действий.
Таким образом, успех итоговых результатов математического образования находится в тесной связи с качеством математического образования на самых ранних этапах. Также успешность освоения программ начальной школы зависит от уровня общего развития детей, приходящих в школу, причем не только от наличия математических представлений и опыта, непосредственно связанных с содержанием математики, но и с рядом личностных характеристик, развитие которых также должно учитываться на ступени дошкольного образования.
В работе с дошкольниками крайне важно корректное применение терминологии как математической, так и других образовательных областей.
Дети очень рано познают трехмерное пространство. Свои первые ощущения они получают именно так: одни объекты находятся вблизи, и их можно схватить, а другие оказываются на недосягаемом расстоянии. В этом пространстве происходит их двигательное развитие, и они постепенно учатся ориентироваться в нем. При этом важны как все грани восприятия, так и интеграция его с другими умственными способностями и моторными навыками. В программе уделяется большое внимание:
- развитию восприятия, включая развитие зрительно-моторной координации, положения в пространстве и понимания пространственных отношений;
- развитию пространственного воображения;
- освоению пространственных понятий.
Игры с кубиками — создание фигур на плоскости и в трехмерном пространстве, эксперименты с зеркалом, задания в печатных материалах, а также подвижные игры всесторонне охватывают основные задачи развития пространственного восприятия и воображения.
В математике важно использование слов, которые описывают положение объектов или изменения положения: к, у, под, над, между, перед, позади, слева, справа. По мере увеличения словарного запаса ребенка пространственные понятия дифференцируются.
Рассматривая книги с картинками, дети часто называют объекты, которые на них изображены, - животных, людей, предметы. Постепенно дети также должны начать называть и пространственное расположение на картинках. Для подобных описаний особенно хороши сюжетные картинки, но для занятия по освоению пространственных понятий подойдет любая книжка с картинками.
Представление системы работы
Математический материал предназначен для детей дошкольного возраста и может быть использован воспитателями ДОУ в работе со старшими дошкольниками в рамках организованной образовательной деятельности, в совместной деятельности педагога и детей, в самостоятельной деятельности детей.
Цель использования материала, который я Вам сегодня представлю:
Развитие познавательной активности, развитие пространственного воображения, развитию пространственных понятий, и пространственных отношений.
Для того чтобы достичь цели, мы решаем ряд задач, представленных на слайде.
Задачи:
- формирование у дошкольников представлений о пространстве;
- формирование у дошкольников представлений о симметрии;
- развитие у дошкольников узнавания и учет пространственных отношений;
Для развития представления пространственных отношений/пространственные отношения:
- выложить по образцу и описать расположение медведей/геометрических фигур/кубиков на столе по отношению друг к другу;
- расположить предметы в определённом порядке под диктовку или по картинке;
- описать местонахождение объекта на сюжетном игровом поле;
Для развития пространственных отношений:
-представить изменение количества медведей/фишек;
- выложить образец по памяти;
- нарисовать рисунок с помощью трафарета, спланировав рисунок заранее;
- создать симметричные схемы расстановки медведей;
- построить конструкции из кубиков в зеркальном отображении;
- выложить узор из геометрических фигур в зеркальном отображении.
- найти в мешочке объекты одинаковой формы или размера.
Для освоения пространственных понятий:
- выложить по образцу в определенном порядке медведей, геометрические фигуры, кубики на столе, соблюдая их положение, относительно друг друга;
- выложить предметы в определённом порядке по словесному описанию или по картинке;
- составить композиции с помощью штампов по словесному описанию;
- описать расположение определённых предметов на сюжетной картинке;
- найти предмет на сюжетной картинке по описанию его расположения.
Для узнавания и создания симметрии:
- выложить предложенные фигуры из геометрических фигур/мозаичных кубиков/кубиков/медведей в зеркальном отображении;
Придумать самостоятельно симметричные фигуры из геометрических фигур/кубиков/медведей;
- найти ось симметрии в симметричной фигуре/ найти зеркальные карточки с примерами образцов фигур и конструкций из кубиков;
- нарисовать симметричные картинки с помощью трафарета.
3. Проведение имитационной игры
Уважаемые коллеги! Я предлагаю вам поиграть с материалами «Мате:плюс. Математика в детском саду»
1игра–найти на картине фрагменты;
2 игра–повторить схему расстановки медведей;
3 игра–деревянные кубики;
4 игра–мозаичные кубики.
4. Моделирование
Уважаемые коллеги! Рассмотрите, пожалуйста, пособия,и подумайте, какие еще задания можно использовать в работе с детьми, какие варианты использования отдельных частей данного математического материала вы можете предложить еще?
5. Рефлексия
У нас имеется поле, поделенное на четыре части с пометками о проведенных играх. Если Вам понравилась первая игра, и вы считаете её применение актуальным, понятным, доступным, нарисуйте круг в секторе с данной игрой, если вторая, треть, четвертая, то в соответствующих секторах.