«В гости к Масленице».

 Развивать познавательный интерес и способности. Закреплять умение определять количество слогов в словах. Учить определять первый звук в слове и обозначать его буквой. Развивать артикуляционные движения. Учить называть прилагательные, согласовывать их с существительными. Развивать мышление, речь. Воспитывать уважение к русским народным традициям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maslenitsa.docx20.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
«В гости к Масленице».

Цель: Развивать познавательный интерес и способности. Закреплять умение определять количество слогов в словах. Учить определять первый звук в слове и обозначать его буквой. Развивать артикуляционные движения. Учить называть прилагательные, согласовывать их с существительными. Развивать мышление, речь. Воспитывать уважение к русским народным традициям.

Ход:
Воспитатель: Добрый   день, добрый час!
                        Поиграем мы сейчас?  (Да)
                     
                       К нам сюда скорее просим,
                       Подходи честной народ.
                       Фейерверки зажигайте,
                       Всех нас Масленица ждёт.
- Ребята, а вы хотите попасть на Масленицу?
- Да, конечно хотим.

Появляется Ванечка(кукла би-ба-бо).

- А куда это вы собрались?
- Мы хотим попасть на Масленицу.
- А, что такое – Масленица? Я ничего про это не знаю.
- Если, ты, Ваня, хочешь узнать, что такое Масленица, то можешь пойти с нами,  а дети помогут тебе. Правда, ребята?

Воспитатель предлагает рассмотреть репродукции картин о Масленице русских художников: Кустодиева, Сурикова, Юона. Дети рассматривают репродукции картин на экране телевизора. Воспитатель проводит беседу с детьми.
- Когда встречают Масленицу?
- Как готовятся к Масленице?
- Как её зовут-зазывают?
Дети отвечают на вопросы и читают заклички:

Ой, Масленица – кривошейка 
Встречаем тебя хорошенько 
Сыром, маслом, калачами 
И румяным пирогом!

Светит Масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
На саночках расписных,
На кониках вороных.
Живёт Масленица семь деньков,
Оставайся, Масленица,
Семь годков.

- Как народ отмечает Масленицу?
- Сколько дней длится Масленица?
-А чем этот праздник отличается от всех остальных?
Дети отвечают на вопросы.
- Да на Масленицу пекут блины. А вы хотите знать, почему? А ты, Ваня, хочешь узнать?
Тогда нам пора отправляться в дорогу. Только вот на чем мы поедим?
Дети предлагают свои варианты. 
- Хорошо, отправимся на поезде, но поезд у нас не простой, он поедет только в том случае, если мы правильно выполним задание. Нужно расположить слова так, чтобы в первом вагоне было слово, которое состоит из одного слога, во втором – из двух слогов, в третьем – их трех.
Дети распределяют слова по вагонам.
- Молодцы, ребята, вы все правильно определили, сколько в слове слогов. Вот мы и отправились в путь. А вот и первая остановка. Давайте прочтем, как она называется? 
- «Встреча» 
- Как вы думаете, почему наша первая остановка называется «Встреча»?

Каждый день Масленицы имел свое название и свои забавы. 
Понедельник — встреча. Делали куклу — Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор. 
А мы с вами сейчас выполним такое задание: на столах лежат предметные картинки и шнур-затейник. Вам необходимо определить первый звук, с которой начинается слово, на вашей картинке. Затем шнуром-затейником  изобразить букву, которая обозначает этот звук.
Дети выполняют задание, сидя за столом.
- Молодцы, ребята, все правильно определили первый звук в названии предмета, изображенного на вашей картинке, и изобразили букву шнуром-затейником.  А нам нужно отправляться дальше. 

- Прочитайте, как называется вторая остановка?
 - «Заигрыш».
- Как вы думаете, почему наша вторая остановка называется «Заигрыш»?
Вторник — заигрыш. Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей. Все ходили, друг к другу в гости, пели песни, шутили. Катались с гор и играли в различные игры. Мы с вами тоже поиграем.
Физминутка 
Солнце спит, небо спит.
Даже ветер не шумит
Рано утром солнце встало,
Всем лучи свои послало.
Вдруг поднялся ветерок, 
Небо тучей заволок,
И деревья раскачал.
Град по крыше застучал.
Барабанит град по крыше,
Солнце клонится все ниже.
Вот и спряталось за тучи.
Ни один не виден лучик.
- Мы отдохнули, поиграли, а теперь отправимся дальше.

-А вот и следующая остановка, прочитайте, как она называется.
- «Лакомка»
- Как вы думаете, почему наша третья остановка называется «Лакомка»?
- В этот день все лакомились блинами и другими масленичными яствами. А мы сейчас выполним артикуляционную гимнастику.
Дети выполняют артикуляционную гимнастику, глядя в зеркало.
 «Качели»                   Язычок – вверх и вниз –
                                    На качели сел Денис.
                                    Вот качели высоко,
                                     Вот качели низко.
                                     До чего же хорошо,
                                     Весело Дениске! 

«Горка»                       Язычок за зубки опускается, 
                                     Его кончик  к зубкам прижимается.
                                     Спинка сильно-сильно выгибается-
                                     Вот какая горка получается!

«Блинчик»                  Утром рано мы встаем,
                                     Вкусные блины печем.
                                     Ручейком по сковородке
                                     Тесто растекается…
                                     Посмотри, какой красивый
                                     Блинчик получается.

«Вкусное варенье»    Каждый раз по  воскресеньям
                                     Мы едим с тобой варенье.
                                     Верхнюю губу вареньем
                                     Мы намажем, а потом
                                     Язычком широким сразу
                                     Мы варенье облизнем.

«Чистим зубки»         Мягкой щёткой с утра
                                     Чистит зубки детвора.
                                     Будут зубки сильные,
                                     Белые, красивые!
- Хорошо дети все упражнения выполнили правильно. И мы отправляемся дальше.

- Как называется следующая остановка?
- «Разгуляй»
-Четверг — широкий, разгуляй-четверток. В этот день было больше всего развлечений. Устраивали конские бега, различные соревнования. И мы тоже устроим соревнование, но не простое. Я буду показывать иллюстрацию, а вы будите называть слова, которые обозначают качество этого предмета и отвечают на вопрос «какой?», «какое?», какая?». Кто правильно назовет прилагательное, тот получает фишку.
-Солнце – ласковое, теплое, большое, желтое, лучистое.
-Блин – вкусный, круглый, масленый.
-Зима – холодная, снежная, морозная, красивая, белая.
-Дерево – высокое, красивое, зеленое.
-Варежки – теплые, шерстяные, красивые, вязанные.
-Молодцы, ребята, мы называли слова прилагательные. Кто победил в нашем соревновании? Сосчитайте свои фишки. 
Дети считают фишки, определяют, кто победил.
- А мы отправляемся дальше.

- «Вечерки»
- Как вы понимаете слово – вечерки?
Пятница, суббота — вечерки, посиделки. В эти дни встречались родственники вели беседы, угощали друга блинами, водили хороводы.

Дети водят хоровод.

Вот уж зимушка проходит,
Белоснежная проходит.
Лю-лю, лю-лю проходит.

Снег и стужу прочь уводит, 
Весну красную приводит.
Лю-лю, лю-лю приводит.

Солнце ласковое светит,
Любят все весну на свете.
Лю-лю, лю-лю на свете.
Вот так  и раньше водили хороводы, встречали весну. И нас ждет последняя остановка.

- «Прощенное воскресенье».

- Как вы думаете, почему так называется это остановка?
- За, что можно просить прощение?
 -Воскресенье — прощенный день. Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали пополю, чтобы наследующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня,  пожалуйста". "Бог тебя простит", — отвечали на это.

- Посмотрите куда мы пришли? Какой-то домик, интересно кто же здесь живет? Я думаю, что мы сейчас узнаем, почему на Масленицу пекут блины.

Дети показывают кукольный театр «Как Блиночек помог Весне».
В конце сказки, дети выносят блины и всех угощают.
 
Просмотр презентации «Масленица» под задорную музыку.
 
Таша Бала благодарит детей за интересные игры, говорит, что узнал много нового, прощается и уходит.
 
- Что нового узнали сегодня?
- А, что вы расскажите дома родителям?
- Что вы чувствовали, когда смотрели сказку про Блиночка?
- Молодцы, ребята, я сегодня увидела, как вы много знаете о Масленице.

Приложение: 
Кукольный театр «Как Блиночек помог Весне».

Действующие лица: воспитатель, Баба-Яга, Блиночек, Весна.

Выходит, Весна и плачет.

Весна: 
Вот и все, ребята. Не будет в этом году весны, не распустятся на деревьях листочки, не появятся красивые цветочки. Птицы не прилетят, не проснутся от зимней спячки звери.

Воспитатель: 
Не плачь Весна! Лучше скажи, что случилось, почему ты в этом году не придешь к нам?

Весна: 
Украла Баба-Яга красное солнышко! Как теперь снег будет таять? Как теперь земля будет греться? Если солнышко не вернется на небо, тогда Зимушка-зима будет вечно на земле править холода останутся навсегда.

Выходит, Баба-Яга, обмахивается веером, как будто ей жарка.

Баба-Яга:
Фу-ух, хорошо то как!

Воспитатель:
А ну, Баба-Яга! Куда спрятала солнце? Отдавай обратно!

Баба-Яга:
Чего раскричалась то, не отдам я вам солнце, оно мне нужнее! 

Весна:
Не может быть! Почему именно ТЕБЕ?! Да зачем оно тебе?

Баба-Яга:
Я решила слетать отдохнуть в тёплые края, да ступа моя сломалась вот я и подумала, что раз я не могу лететь загорать в теплые края, пусть тепло само ко мне придет! Теперь у меня в избушке настоящее лето! Эх только моря не хватает!

Весна:
А как же дети?

Баба-Яга:
А что дети? Детям вон и зимой не нормально: они на снежной горе катаются, на санках, на лыжах, на коньках, да в снежки играют.

Весна:
Нужно детям и тепло и весна. Ведь если не будет весны, не будет и лета. Верни солнышко!

Баба-Яга:
Еще чего захотели, не верну. (уходит).

Весна плачет еще сильнее, тут выходит Блиночек.

Весна и воспитатель вместе:
А ты кто такой?

Блиночек:
Я блин, Блиночек! Я пришел, помочь вам!

Весна:
Но как ты нам поможешь? 

Блиночек:
Посмотрите на меня! 
На солнышко похож же я!
Такой же круглый и румяный,
Мешен на масле со сметаной!
Солнышко на время заменю.
Свет, тепло на мир пролью!
И будет вам весна, веселье,
И хорошее будет настроение!

Весна:
Ура! Блиночек, мой спаситель. Как хорошо, что ты появился! И теперь каждый раз с моим приходом, пусть все пекут блины и кушают их и угощают всех! А праздник проводов зимы и встречи весны будет называться Масленицей.

Блиночек и Весна берутся за руки и уходят.