Создание условий в ДОУ для изучения дошкольниками духовно-нравственных семейных традиций

Татаровсая Дарья Николаевна

Создание условий в ДОУ для изучения воспитанниками

 духовно-нравственных семейных традиций

В детстве, человек должен пройти

эмоциональную школу – школу добрых чувств.

Если добрые чувства не воспитаны в детстве,

их никогда не воспитаешь…

В.А. Сухомлинский

 

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является актуальной проблемой современной образовательной системы.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в РФ» от 29.12.12 года № 273 (статья 87); Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155: 1.4, 1.6); Основной образовательной программе  дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ  от 23.11.2009, №655), главной целью модернизации дошкольного образования является сохранение и укрепление здоровья детей, духовно-нравственное воспитание личности дошкольника.

В достижении поставленной цели дошкольное образовательное учреждение и семья выступают как партнеры, ибо нет  более насущной задачи, чем совместная деятельность по формированию будущего гражданина и патриота, обладающего гражданской ответственностью, национальной идентичностью, духовной культурой и высокой нравственностью.

В деле духовно-нравственного воспитания детей роль семьи трудно переоценить. Задача семьи состоит в постепенном введении ребёнка в культуру той страны, где он появился на свет и проживает начало своей жизни, ибо «Культура является основой социального и экономического развития народов, государств и цивилизаций, духовного и нравственного возвышения человека» [8], а «утрата человеком Культуры является утратою человеческого облика» [1, с.1]. Задача дошкольного образовательного учреждения – актуализировать семейные традиции, изучение которых способствует духовно-нравственному развитию дошкольников.

Приведем примеры некоторых семейных традиций, которые стали успешными практиками родителей и детей МАДОУ «МАЯЧОК» (д/с №205) г. Нижний Тагил Свердловской области.

Прежде всего, это составление родословной семьи. Семейные традиции России никогда не обходились без науки генеалогии: было стыдно не знать своих пращуров, а страшно было услышать в свой адрес, что ты «Иван, не помнящий родства». Знание родословной становится прочной скрепой поколений отцов и детей, а публичная ее презентация будет способствовать формированию чувства гордости и ответственности за свою семью, а через нее и за свою страну.

Изучение семейных реликвий и архивов. Давней русской традицией можно назвать хранение и передачу семейных реликвий и архивов, принадлежащих далеким (и не очень) предкам. Грамоты, медали и ордена, значки победителей социалистического соревнования – все становится предметом изучения и демонстрации в мини-музее, куда детей водят на экскурсии родители, либо дети – экскурсоводы, которые рассказывают о наполняемости коллекции.

Семейный альбом. Эта старая традиция успешно дошла и до наших дней. Процесс отбора фотографий и оформления страниц фотоальбома становится важным совместным делом в семье, ибо в общении с родителями находятся ответы на такие детские вопросы, почему в какой-то год нет на фотографии того или иного близкого человека. Так через историю жизни родственников начинается изучение истории своей страны.

Семейные праздники. Отмечая с соблюдением традиций такие праздники, как Рождество, День Матери, День семьи, День поминовения, День России и др., взрослые передают детям образец духовной и исторической памяти. Повзрослев, дети с удовольствием повторят опыт родителей.

Семейное чтение – одна из важных традиций в России. Библиотека в семье всегда считалась показателем ее культуры и духовности. Чтение взрослых детям или старших детей всей семье является средством духовно-нравственного семейного воспитания. Чтение обогащает и детей, и их родителей знаниями о чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, о людях разных поколений и разного жизненного опыта.

Семейное творчество – еще одна значимая традиция. Именно мать передает своей дочери практические знания ведения дома. Именно отец вкладывает в руку малыша первый рабочий инструмент. Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем.

Какие же условия должны быть созданы в дошкольном образовательном учреждении, чтобы воспитатель смог повысить мотивацию детей на изучение духовно-нравственных традиций, перечисленных выше? Попробуем в этом разобраться.

Конечно, на первое место поставим содержание развивающей предметно-пространственной среды группы в частности и детского сада в целом. Возможно создание различных тематических центров с опорой на личностно-ориентированный и гендерный подходы:

Центр профориентации – служит для детей первым наглядно- информационным источником о возможностях той или иной профессии, способствует формированию дальнейшей профессиональной ориентации, позволяет детям приобрести элементарный опыт профессиональной деятельности. Дети с раннего возраста получают мотивацию на дальнейший труд.

Центр ряжения – знакомит детей с традиционными костюмами мужчин и женщин разных эпох (это могут быть фотоальбомы; костюмы, представленные в миниатюре в виде одежды на кукол). Некоторые костюмы дети могут примерять. Центр призван дать первые элементарные понятия о ведении домашнего хозяйства.

Центр конструирования – направлен на формирование у детей элементарных понятий о профессии инженера-конструктора, дети могут почувствовать себя изобретателем, использовав лего-конструктор.

Центр краеведения – знакомит детей с особенностями Уральского региона и малой родины Нижний Тагил. Здесь представлены полезные ископаемые родного края. Предложена информация об особенностях уральского климата. В фотографиях представлены выдающиеся личности Урала.

Центр русского быта – повествует об особенностях быта крестьян в России, чтобы дети наглядно могли видеть различия быта современного человека и наших пращуров.

Центр воинской славы  - представляет фотоальбомы, книги о русских полководцах, современной боевой технике, видах войск РФ, военных событиях в  России в репродукциях художников.

Центр художественно-эстетического развития – знакомит воспитанников с художниками России и их творчеством. Материалы представлены в альбомах. В центре дети могут проявить свое творчество в различных техниках рисования.

Литературный центр – знакомит посетителей с книгами, биографиями писателей. Дети учатся бережному отношению к книгам и к родному языку.

Театральный центр – учит детей театральному этикету, знакомит с театрами и артистами родного города. В центре возможно проведение театральных представлений с участием посетителей.

Центр Православия – представляет календарь с православными праздниками, фотоальбом с храмами города, информацию о святых, в честь которых названы представленные храмы.

Участие в работе центров позволяет воспитанникам усвоить такие  моральные нормы и нравственные установки, как почтение и любовь к родителям,  уважение к старшим и ровесникам,  бережное отношение к природе. В совместной продуктивной деятельности дети учатся преодолевать трудности, трудиться сообща, настойчиво достигать цели; проявлять доброжелательность,  эмоциональную отзывчивость, сопереживать другим людям, проявлять познавательную активность и любознательность.

Работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников должна быть системной и развивать неповторимую индивидуальность каждого ребенка, задействовать творческий потенциал всех участников образовательных отношений (Приложение 1): воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора ФИЗО, родителей. Только работая совместно в духовно-нравственном направлении можно достичь цели воспитания будущего гражданина и патриота нашей страны.

Приведем примеры продуктивного взаимодействия участников образовательных отношений МАДОУ «МАЯЧОК» (д/с №205) г. Нижний Тагил Свердловской области:

 Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями.

Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытости, искренности, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы можно рассматривать и как нетрадиционные.

«Родительский университет». Работа с родителями организуется на разных уровнях: общесадовском, внутригрупповом, индивидуально-семейном. В университете могут работать разные кафедры по потребностям родителей:

-  «Кафедра грамотного материнства» (Быть мамой – моя новая профессия).

-  «Кафедра эффективного родительства» (Мама и папа – первые и главные учителя).

-  «Кафедра семейных традиций» (Бабушки и дедушки – хранители семейных традиций).

Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. В процессе этих игр участники не просто усваивают определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. Примерными темами игр могут стать: «Утро в вашем доме», «Прогулка в вашей семье», «Выходной день: какой он?»

Дни добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ: ремонт игрушек, мебели, помощь в создании предметно-развивающей среды. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями. В зависимости от плана работы, необходимо составить график  помощи родителей, обговорить каждое посещение, вид помощи, которую может оказать родитель и т.п..

Гость группы. Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.

Благотворительные акции. Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение, так как дети учатся не только принимать подарки, но и делать их своими руками. А это большой труд, воспитание в детях добросердечия и милосердия.

Таким образом, изучение истории семейных традиций и распространение опыта в ДОО и отдельно в группе убедило в том, что Россия – страна богатых духовно-нравственных семейных традиций. Актуализировать исторический опыт для воспитанников и их родителей – одна из главных задач в деле социализации дошкольников. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания в детях высших нравственных чувств.

 

Список литературы

1.  Амонашвили Ш.А.  С детьми нужно уметь разговаривать и молчать \\ http://www.psiholog3000.ru/festivali/sedmoy-festival/shalva-amonashvili-s-detmi-nuzhno-umet-razgovarivat-i-molchat//

2.  Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология 2012. Вып. 4 (27). С 64 – 83.

3.  Ушинский К. Д. Избранное. — М.: Владос, 2009. — 465 с.

4.  Колесникова И.А. Воспитание к духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен // Педагогика. 2008.№9. 21-33 с.

5.  Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. - М., 2007. 98 с.

6.  Фильчакова Е.В., Подкопаева Г. Н. Опыт деятельности МБДОУ №19 «Родничок» Белгородской области по духовно-нравственному воспитанию. – Белгород, 2011. - 76 с.

7.  http://dvgimnazia.ru/?page_id=205

8.  http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_eparhialnye_chteniya.docx38.17 КБ

Предварительный просмотр:

Создание условий в ДОУ для изучения дошкольниками духовно-нравственных семейных традиций

Федяева Дарья Николаевна

воспитатель,  1 категория

МАДОУ «МАЯЧОК»

д/с №205

г. Нижний Тагил


Федяева Дарья Николаевна, воспитатель 1 категории МАДОУ «МАЯЧОК»,

 д/с №205, г. Нижний Тагил Свердловской области

Создание условий в ДОУ для изучения воспитанниками

 духовно-нравственных семейных традиций

В детстве, человек должен пройти

эмоциональную школу – школу добрых чувств.

Если добрые чувства не воспитаны в детстве,

их никогда не воспитаешь…

В.А. Сухомлинский

Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является актуальной проблемой современной образовательной системы.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в РФ» от 29.12.12 года № 273 (статья 87); Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155: 1.4, 1.6); Основной образовательной программе  дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ  от 23.11.2009, №655), главной целью модернизации дошкольного образования является сохранение и укрепление здоровья детей, духовно-нравственное воспитание личности дошкольника.

В достижении поставленной цели дошкольное образовательное учреждение и семья выступают как партнеры, ибо нет  более насущной задачи, чем совместная деятельность по формированию будущего гражданина и патриота, обладающего гражданской ответственностью, национальной идентичностью, духовной культурой и высокой нравственностью.

В деле духовно-нравственного воспитания детей роль семьи трудно переоценить. Задача семьи состоит в постепенном введении ребёнка в культуру той страны, где он появился на свет и проживает начало своей жизни, ибо «Культура является основой социального и экономического развития народов, государств и цивилизаций, духовного и нравственного возвышения человека» [8], а «утрата человеком Культуры является утратою человеческого облика» [1, с.1]. Задача дошкольного образовательного учреждения – актуализировать семейные традиции, изучение которых способствует духовно-нравственному развитию дошкольников.

Приведем примеры некоторых семейных традиций, которые стали успешными практиками родителей и детей МАДОУ «МАЯЧОК» (д/с №205) г. Нижний Тагил Свердловской области.

Прежде всего, это составление родословной семьи. Семейные традиции России никогда не обходились без науки генеалогии: было стыдно не знать своих пращуров, а страшно было услышать в свой адрес, что ты «Иван, не помнящий родства». Знание родословной становится прочной скрепой поколений отцов и детей, а публичная ее презентация будет способствовать формированию чувства гордости и ответственности за свою семью, а через нее и за свою страну.

Изучение семейных реликвий и архивов. Давней русской традицией можно назвать хранение и передачу семейных реликвий и архивов, принадлежащих далеким (и не очень) предкам. Грамоты, медали и ордена, значки победителей социалистического соревнования – все становится предметом изучения и демонстрации в мини-музее, куда детей водят на экскурсии родители, либо дети – экскурсоводы, которые рассказывают о наполняемости коллекции.

Семейный альбом. Эта старая традиция успешно дошла и до наших дней. Процесс отбора фотографий и оформления страниц фотоальбома становится важным совместным делом в семье, ибо в общении с родителями находятся ответы на такие детские вопросы, почему в какой-то год нет на фотографии того или иного близкого человека. Так через историю жизни родственников начинается изучение истории своей страны.

Семейные праздники. Отмечая с соблюдением традиций такие праздники, как Рождество, День Матери, День семьи, День поминовения, День России и др., взрослые передают детям образец духовной и исторической памяти. Повзрослев, дети с удовольствием повторят опыт родителей.

Семейное чтение – одна из важных традиций в России. Библиотека в семье всегда считалась показателем ее культуры и духовности. Чтение взрослых детям или старших детей всей семье является средством духовно-нравственного семейного воспитания. Чтение обогащает и детей, и их родителей знаниями о чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, о людях разных поколений и разного жизненного опыта.

Семейное творчество – еще одна значимая традиция. Именно мать передает своей дочери практические знания ведения дома. Именно отец вкладывает в руку малыша первый рабочий инструмент. Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем.

Какие же условия должны быть созданы в дошкольном образовательном учреждении, чтобы воспитатель смог повысить мотивацию детей на изучение духовно-нравственных традиций, перечисленных выше? Попробуем в этом разобраться.

Конечно, на первое место поставим содержание развивающей предметно-пространственной среды группы в частности и детского сада в целом. Возможно создание различных тематических центров с опорой на личностно-ориентированный и гендерный подходы:

Центр профориентации – служит для детей первым наглядно- информационным источником о возможностях той или иной профессии, способствует формированию дальнейшей профессиональной ориентации, позволяет детям приобрести элементарный опыт профессиональной деятельности. Дети с раннего возраста получают мотивацию на дальнейший труд.

Центр ряжения – знакомит детей с традиционными костюмами мужчин и женщин разных эпох (это могут быть фотоальбомы; костюмы, представленные в миниатюре в виде одежды на кукол). Некоторые костюмы дети могут примерять. Центр призван дать первые элементарные понятия о ведении домашнего хозяйства.

Центр конструирования – направлен на формирование у детей элементарных понятий о профессии инженера-конструктора, дети могут почувствовать себя изобретателем, использовав лего-конструктор.

Центр краеведения – знакомит детей с особенностями Уральского региона и малой родины Нижний Тагил. Здесь представлены полезные ископаемые родного края. Предложена информация об особенностях уральского климата. В фотографиях представлены выдающиеся личности Урала.

Центр русского быта – повествует об особенностях быта крестьян в России, чтобы дети наглядно могли видеть различия быта современного человека и наших пращуров.

Центр воинской славы  - представляет фотоальбомы, книги о русских полководцах, современной боевой технике, видах войск РФ, военных событиях в  России в репродукциях художников.

Центр художественно-эстетического развития – знакомит воспитанников с художниками России и их творчеством. Материалы представлены в альбомах. В центре дети могут проявить свое творчество в различных техниках рисования.

Литературный центр – знакомит посетителей с книгами, биографиями писателей. Дети учатся бережному отношению к книгам и к родному языку.

Театральный центр – учит детей театральному этикету, знакомит с театрами и артистами родного города. В центре возможно проведение театральных представлений с участием посетителей.

Центр Православия – представляет календарь с православными праздниками, фотоальбом с храмами города, информацию о святых, в честь которых названы представленные храмы.

Участие в работе центров позволяет воспитанникам усвоить такие  моральные нормы и нравственные установки, как почтение и любовь к родителям,  уважение к старшим и ровесникам,  бережное отношение к природе. В совместной продуктивной деятельности дети учатся преодолевать трудности, трудиться сообща, настойчиво достигать цели; проявлять доброжелательность,  эмоциональную отзывчивость, сопереживать другим людям, проявлять познавательную активность и любознательность.

Работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников должна быть системной и развивать неповторимую индивидуальность каждого ребенка, задействовать творческий потенциал всех участников образовательных отношений (Приложение 1): воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора ФИЗО, родителей. Только работая совместно в духовно-нравственном направлении можно достичь цели воспитания будущего гражданина и патриота нашей страны.

Приведем примеры продуктивного взаимодействия участников образовательных отношений МАДОУ «МАЯЧОК» (д/с №205) г. Нижний Тагил Свердловской области:

 Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями.

Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытости, искренности, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы можно рассматривать и как нетрадиционные.

«Родительский университет». Работа с родителями организуется на разных уровнях: общесадовском, внутригрупповом, индивидуально-семейном. В университете могут работать разные кафедры по потребностям родителей:

  • «Кафедра грамотного материнства» (Быть мамой – моя новая профессия).
  • «Кафедра эффективного родительства» (Мама и папа – первые и главные учителя).
  • «Кафедра семейных традиций» (Бабушки и дедушки – хранители семейных традиций).

Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. В процессе этих игр участники не просто усваивают определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. Примерными темами игр могут стать: «Утро в вашем доме», «Прогулка в вашей семье», «Выходной день: какой он?»

Дни добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ: ремонт игрушек, мебели, помощь в создании предметно-развивающей среды. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями. В зависимости от плана работы, необходимо составить график  помощи родителей, обговорить каждое посещение, вид помощи, которую может оказать родитель и т.п..

Гость группы. Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.

Благотворительные акции. Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение, так как дети учатся не только принимать подарки, но и делать их своими руками. А это большой труд, воспитание в детях добросердечия и милосердия.

Таким образом, изучение истории семейных традиций и распространение опыта в ДОО и отдельно в группе убедило в том, что Россия – страна богатых духовно-нравственных семейных традиций. Актуализировать исторический опыт для воспитанников и их родителей – одна из главных задач в деле социализации дошкольников. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания в детях высших нравственных чувств.

Список литературы

  1. Амонашвили Ш.А.  С детьми нужно уметь разговаривать и молчать \\ http://www.psiholog3000.ru/festivali/sedmoy-festival/shalva-amonashvili-s-detmi-nuzhno-umet-razgovarivat-i-molchat//
  2. Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология 2012. Вып. 4 (27). С 64 – 83.
  3. Ушинский К. Д. Избранное. — М.: Владос, 2009. — 465 с.
  4. Колесникова И.А. Воспитание к духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен // Педагогика. 2008.№9. 21-33 с.
  5. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. - М., 2007. 98 с.
  6. Фильчакова Е.В., Подкопаева Г. Н. Опыт деятельности МБДОУ №19 «Родничок» Белгородской области по духовно-нравственному воспитанию. – Белгород, 2011. - 76 с.
  7. http://dvgimnazia.ru/?page_id=205
  8. http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st050.shtml

Приложение 1

Образовательные области

Виды

деятельности

Формы образовательной

работы:

«Физическая культура»

Двигательная деятельность

Подвижные игры, дидактические игры, подвижные игры с правилами, эстафеты, соревнования

«Коммуникация»

Коммуникативная деятельность

Беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление загадок, отгадывание загадок, игры с правилами, режиссерские игры

«Познание»

Познавательно-исследовательская деятельность

Наблюдение, экскурсии, решение проблемных ситуаций, эксперимент, коллекционирование, моделирование, реализация проекта, игры с правилами

«Чтение художественной литературы»

Восприятие художественной литературы

Слушание, обсуждение, разучивание

«Социализация»

Игровая деятельность

Сюжетная игра, с правилами, драматизация, театр

«Труд»

Трудовая деятельность

Совместные действия, дежурство, поручения, задания, реализация проекта

«Музыка»

Музыкально-художественная

Слушание, исполнение, подвижные игры под музыку, дидактические игры

«Художественное творчество»

Продуктивная деятельность

Мастерская, студия, кружок, реализация проекта