Создание условий в ДОУ для изучения дошкольниками духовно-нравственных семейных традиций
Создание условий в ДОУ для изучения воспитанниками
духовно-нравственных семейных традиций
В детстве, человек должен пройти
эмоциональную школу – школу добрых чувств.
Если добрые чувства не воспитаны в детстве,
их никогда не воспитаешь…
В.А. Сухомлинский
Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является актуальной проблемой современной образовательной системы.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в РФ» от 29.12.12 года № 273 (статья 87); Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155: 1.4, 1.6); Основной образовательной программе дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009, №655), главной целью модернизации дошкольного образования является сохранение и укрепление здоровья детей, духовно-нравственное воспитание личности дошкольника.
В достижении поставленной цели дошкольное образовательное учреждение и семья выступают как партнеры, ибо нет более насущной задачи, чем совместная деятельность по формированию будущего гражданина и патриота, обладающего гражданской ответственностью, национальной идентичностью, духовной культурой и высокой нравственностью.
В деле духовно-нравственного воспитания детей роль семьи трудно переоценить. Задача семьи состоит в постепенном введении ребёнка в культуру той страны, где он появился на свет и проживает начало своей жизни, ибо «Культура является основой социального и экономического развития народов, государств и цивилизаций, духовного и нравственного возвышения человека» [8], а «утрата человеком Культуры является утратою человеческого облика» [1, с.1]. Задача дошкольного образовательного учреждения – актуализировать семейные традиции, изучение которых способствует духовно-нравственному развитию дошкольников.
Приведем примеры некоторых семейных традиций, которые стали успешными практиками родителей и детей МАДОУ «МАЯЧОК» (д/с №205) г. Нижний Тагил Свердловской области.
Прежде всего, это составление родословной семьи. Семейные традиции России никогда не обходились без науки генеалогии: было стыдно не знать своих пращуров, а страшно было услышать в свой адрес, что ты «Иван, не помнящий родства». Знание родословной становится прочной скрепой поколений отцов и детей, а публичная ее презентация будет способствовать формированию чувства гордости и ответственности за свою семью, а через нее и за свою страну.
Изучение семейных реликвий и архивов. Давней русской традицией можно назвать хранение и передачу семейных реликвий и архивов, принадлежащих далеким (и не очень) предкам. Грамоты, медали и ордена, значки победителей социалистического соревнования – все становится предметом изучения и демонстрации в мини-музее, куда детей водят на экскурсии родители, либо дети – экскурсоводы, которые рассказывают о наполняемости коллекции.
Семейный альбом. Эта старая традиция успешно дошла и до наших дней. Процесс отбора фотографий и оформления страниц фотоальбома становится важным совместным делом в семье, ибо в общении с родителями находятся ответы на такие детские вопросы, почему в какой-то год нет на фотографии того или иного близкого человека. Так через историю жизни родственников начинается изучение истории своей страны.
Семейные праздники. Отмечая с соблюдением традиций такие праздники, как Рождество, День Матери, День семьи, День поминовения, День России и др., взрослые передают детям образец духовной и исторической памяти. Повзрослев, дети с удовольствием повторят опыт родителей.
Семейное чтение – одна из важных традиций в России. Библиотека в семье всегда считалась показателем ее культуры и духовности. Чтение взрослых детям или старших детей всей семье является средством духовно-нравственного семейного воспитания. Чтение обогащает и детей, и их родителей знаниями о чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, о людях разных поколений и разного жизненного опыта.
Семейное творчество – еще одна значимая традиция. Именно мать передает своей дочери практические знания ведения дома. Именно отец вкладывает в руку малыша первый рабочий инструмент. Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем.
Какие же условия должны быть созданы в дошкольном образовательном учреждении, чтобы воспитатель смог повысить мотивацию детей на изучение духовно-нравственных традиций, перечисленных выше? Попробуем в этом разобраться.
Конечно, на первое место поставим содержание развивающей предметно-пространственной среды группы в частности и детского сада в целом. Возможно создание различных тематических центров с опорой на личностно-ориентированный и гендерный подходы:
Центр профориентации – служит для детей первым наглядно- информационным источником о возможностях той или иной профессии, способствует формированию дальнейшей профессиональной ориентации, позволяет детям приобрести элементарный опыт профессиональной деятельности. Дети с раннего возраста получают мотивацию на дальнейший труд.
Центр ряжения – знакомит детей с традиционными костюмами мужчин и женщин разных эпох (это могут быть фотоальбомы; костюмы, представленные в миниатюре в виде одежды на кукол). Некоторые костюмы дети могут примерять. Центр призван дать первые элементарные понятия о ведении домашнего хозяйства.
Центр конструирования – направлен на формирование у детей элементарных понятий о профессии инженера-конструктора, дети могут почувствовать себя изобретателем, использовав лего-конструктор.
Центр краеведения – знакомит детей с особенностями Уральского региона и малой родины Нижний Тагил. Здесь представлены полезные ископаемые родного края. Предложена информация об особенностях уральского климата. В фотографиях представлены выдающиеся личности Урала.
Центр русского быта – повествует об особенностях быта крестьян в России, чтобы дети наглядно могли видеть различия быта современного человека и наших пращуров.
Центр воинской славы - представляет фотоальбомы, книги о русских полководцах, современной боевой технике, видах войск РФ, военных событиях в России в репродукциях художников.
Центр художественно-эстетического развития – знакомит воспитанников с художниками России и их творчеством. Материалы представлены в альбомах. В центре дети могут проявить свое творчество в различных техниках рисования.
Литературный центр – знакомит посетителей с книгами, биографиями писателей. Дети учатся бережному отношению к книгам и к родному языку.
Театральный центр – учит детей театральному этикету, знакомит с театрами и артистами родного города. В центре возможно проведение театральных представлений с участием посетителей.
Центр Православия – представляет календарь с православными праздниками, фотоальбом с храмами города, информацию о святых, в честь которых названы представленные храмы.
Участие в работе центров позволяет воспитанникам усвоить такие моральные нормы и нравственные установки, как почтение и любовь к родителям, уважение к старшим и ровесникам, бережное отношение к природе. В совместной продуктивной деятельности дети учатся преодолевать трудности, трудиться сообща, настойчиво достигать цели; проявлять доброжелательность, эмоциональную отзывчивость, сопереживать другим людям, проявлять познавательную активность и любознательность.
Работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников должна быть системной и развивать неповторимую индивидуальность каждого ребенка, задействовать творческий потенциал всех участников образовательных отношений (Приложение 1): воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора ФИЗО, родителей. Только работая совместно в духовно-нравственном направлении можно достичь цели воспитания будущего гражданина и патриота нашей страны.
Приведем примеры продуктивного взаимодействия участников образовательных отношений МАДОУ «МАЯЧОК» (д/с №205) г. Нижний Тагил Свердловской области:
Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями.
Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытости, искренности, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы можно рассматривать и как нетрадиционные.
«Родительский университет». Работа с родителями организуется на разных уровнях: общесадовском, внутригрупповом, индивидуально-семейном. В университете могут работать разные кафедры по потребностям родителей:
- «Кафедра грамотного материнства» (Быть мамой – моя новая профессия).
- «Кафедра эффективного родительства» (Мама и папа – первые и главные учителя).
- «Кафедра семейных традиций» (Бабушки и дедушки – хранители семейных традиций).
Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. В процессе этих игр участники не просто усваивают определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. Примерными темами игр могут стать: «Утро в вашем доме», «Прогулка в вашей семье», «Выходной день: какой он?»
Дни добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ: ремонт игрушек, мебели, помощь в создании предметно-развивающей среды. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями. В зависимости от плана работы, необходимо составить график помощи родителей, обговорить каждое посещение, вид помощи, которую может оказать родитель и т.п..
Гость группы. Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.
Благотворительные акции. Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение, так как дети учатся не только принимать подарки, но и делать их своими руками. А это большой труд, воспитание в детях добросердечия и милосердия.
Таким образом, изучение истории семейных традиций и распространение опыта в ДОО и отдельно в группе убедило в том, что Россия – страна богатых духовно-нравственных семейных традиций. Актуализировать исторический опыт для воспитанников и их родителей – одна из главных задач в деле социализации дошкольников. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания в детях высших нравственных чувств.
Список литературы
1. Амонашвили Ш.А. С детьми нужно уметь разговаривать и молчать \\ http://www.psiholog3000.ru/festivali/sedmoy-festival/shalva-amonashvili-s-detmi-nuzhno-umet-razgovarivat-i-molchat//
2. Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология 2012. Вып. 4 (27). С 64 – 83.
3. Ушинский К. Д. Избранное. — М.: Владос, 2009. — 465 с.
4. Колесникова И.А. Воспитание к духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен // Педагогика. 2008.№9. 21-33 с.
5. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. - М., 2007. 98 с.
6. Фильчакова Е.В., Подкопаева Г. Н. Опыт деятельности МБДОУ №19 «Родничок» Белгородской области по духовно-нравственному воспитанию. – Белгород, 2011. - 76 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_eparhialnye_chteniya.docx | 38.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание условий в ДОУ для изучения дошкольниками духовно-нравственных семейных традиций |
Федяева Дарья Николаевна воспитатель, 1 категория МАДОУ «МАЯЧОК» д/с №205 г. Нижний Тагил |
Федяева Дарья Николаевна, воспитатель 1 категории МАДОУ «МАЯЧОК»,
д/с №205, г. Нижний Тагил Свердловской области
Создание условий в ДОУ для изучения воспитанниками
духовно-нравственных семейных традиций
В детстве, человек должен пройти
эмоциональную школу – школу добрых чувств.
Если добрые чувства не воспитаны в детстве,
их никогда не воспитаешь…
В.А. Сухомлинский
Духовно-нравственное развитие и воспитание детей дошкольного возраста является актуальной проблемой современной образовательной системы.
Согласно Федеральному закону «Об образовании в РФ» от 29.12.12 года № 273 (статья 87); Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155: 1.4, 1.6); Основной образовательной программе дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009, №655), главной целью модернизации дошкольного образования является сохранение и укрепление здоровья детей, духовно-нравственное воспитание личности дошкольника.
В достижении поставленной цели дошкольное образовательное учреждение и семья выступают как партнеры, ибо нет более насущной задачи, чем совместная деятельность по формированию будущего гражданина и патриота, обладающего гражданской ответственностью, национальной идентичностью, духовной культурой и высокой нравственностью.
В деле духовно-нравственного воспитания детей роль семьи трудно переоценить. Задача семьи состоит в постепенном введении ребёнка в культуру той страны, где он появился на свет и проживает начало своей жизни, ибо «Культура является основой социального и экономического развития народов, государств и цивилизаций, духовного и нравственного возвышения человека» [8], а «утрата человеком Культуры является утратою человеческого облика» [1, с.1]. Задача дошкольного образовательного учреждения – актуализировать семейные традиции, изучение которых способствует духовно-нравственному развитию дошкольников.
Приведем примеры некоторых семейных традиций, которые стали успешными практиками родителей и детей МАДОУ «МАЯЧОК» (д/с №205) г. Нижний Тагил Свердловской области.
Прежде всего, это составление родословной семьи. Семейные традиции России никогда не обходились без науки генеалогии: было стыдно не знать своих пращуров, а страшно было услышать в свой адрес, что ты «Иван, не помнящий родства». Знание родословной становится прочной скрепой поколений отцов и детей, а публичная ее презентация будет способствовать формированию чувства гордости и ответственности за свою семью, а через нее и за свою страну.
Изучение семейных реликвий и архивов. Давней русской традицией можно назвать хранение и передачу семейных реликвий и архивов, принадлежащих далеким (и не очень) предкам. Грамоты, медали и ордена, значки победителей социалистического соревнования – все становится предметом изучения и демонстрации в мини-музее, куда детей водят на экскурсии родители, либо дети – экскурсоводы, которые рассказывают о наполняемости коллекции.
Семейный альбом. Эта старая традиция успешно дошла и до наших дней. Процесс отбора фотографий и оформления страниц фотоальбома становится важным совместным делом в семье, ибо в общении с родителями находятся ответы на такие детские вопросы, почему в какой-то год нет на фотографии того или иного близкого человека. Так через историю жизни родственников начинается изучение истории своей страны.
Семейные праздники. Отмечая с соблюдением традиций такие праздники, как Рождество, День Матери, День семьи, День поминовения, День России и др., взрослые передают детям образец духовной и исторической памяти. Повзрослев, дети с удовольствием повторят опыт родителей.
Семейное чтение – одна из важных традиций в России. Библиотека в семье всегда считалась показателем ее культуры и духовности. Чтение взрослых детям или старших детей всей семье является средством духовно-нравственного семейного воспитания. Чтение обогащает и детей, и их родителей знаниями о чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, о людях разных поколений и разного жизненного опыта.
Семейное творчество – еще одна значимая традиция. Именно мать передает своей дочери практические знания ведения дома. Именно отец вкладывает в руку малыша первый рабочий инструмент. Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем.
Какие же условия должны быть созданы в дошкольном образовательном учреждении, чтобы воспитатель смог повысить мотивацию детей на изучение духовно-нравственных традиций, перечисленных выше? Попробуем в этом разобраться.
Конечно, на первое место поставим содержание развивающей предметно-пространственной среды группы в частности и детского сада в целом. Возможно создание различных тематических центров с опорой на личностно-ориентированный и гендерный подходы:
Центр профориентации – служит для детей первым наглядно- информационным источником о возможностях той или иной профессии, способствует формированию дальнейшей профессиональной ориентации, позволяет детям приобрести элементарный опыт профессиональной деятельности. Дети с раннего возраста получают мотивацию на дальнейший труд.
Центр ряжения – знакомит детей с традиционными костюмами мужчин и женщин разных эпох (это могут быть фотоальбомы; костюмы, представленные в миниатюре в виде одежды на кукол). Некоторые костюмы дети могут примерять. Центр призван дать первые элементарные понятия о ведении домашнего хозяйства.
Центр конструирования – направлен на формирование у детей элементарных понятий о профессии инженера-конструктора, дети могут почувствовать себя изобретателем, использовав лего-конструктор.
Центр краеведения – знакомит детей с особенностями Уральского региона и малой родины Нижний Тагил. Здесь представлены полезные ископаемые родного края. Предложена информация об особенностях уральского климата. В фотографиях представлены выдающиеся личности Урала.
Центр русского быта – повествует об особенностях быта крестьян в России, чтобы дети наглядно могли видеть различия быта современного человека и наших пращуров.
Центр воинской славы - представляет фотоальбомы, книги о русских полководцах, современной боевой технике, видах войск РФ, военных событиях в России в репродукциях художников.
Центр художественно-эстетического развития – знакомит воспитанников с художниками России и их творчеством. Материалы представлены в альбомах. В центре дети могут проявить свое творчество в различных техниках рисования.
Литературный центр – знакомит посетителей с книгами, биографиями писателей. Дети учатся бережному отношению к книгам и к родному языку.
Театральный центр – учит детей театральному этикету, знакомит с театрами и артистами родного города. В центре возможно проведение театральных представлений с участием посетителей.
Центр Православия – представляет календарь с православными праздниками, фотоальбом с храмами города, информацию о святых, в честь которых названы представленные храмы.
Участие в работе центров позволяет воспитанникам усвоить такие моральные нормы и нравственные установки, как почтение и любовь к родителям, уважение к старшим и ровесникам, бережное отношение к природе. В совместной продуктивной деятельности дети учатся преодолевать трудности, трудиться сообща, настойчиво достигать цели; проявлять доброжелательность, эмоциональную отзывчивость, сопереживать другим людям, проявлять познавательную активность и любознательность.
Работа по духовно-нравственному воспитанию дошкольников должна быть системной и развивать неповторимую индивидуальность каждого ребенка, задействовать творческий потенциал всех участников образовательных отношений (Приложение 1): воспитателей, педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора ФИЗО, родителей. Только работая совместно в духовно-нравственном направлении можно достичь цели воспитания будущего гражданина и патриота нашей страны.
Приведем примеры продуктивного взаимодействия участников образовательных отношений МАДОУ «МАЯЧОК» (д/с №205) г. Нижний Тагил Свердловской области:
Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей. Родителей знакомят со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями.
Данные формы использовались и раньше. Однако сегодня изменились принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытости, искренности, отказ от критики и оценки партнера по общению. Поэтому данные формы можно рассматривать и как нетрадиционные.
«Родительский университет». Работа с родителями организуется на разных уровнях: общесадовском, внутригрупповом, индивидуально-семейном. В университете могут работать разные кафедры по потребностям родителей:
- «Кафедра грамотного материнства» (Быть мамой – моя новая профессия).
- «Кафедра эффективного родительства» (Мама и папа – первые и главные учителя).
- «Кафедра семейных традиций» (Бабушки и дедушки – хранители семейных традиций).
Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры. В процессе этих игр участники не просто усваивают определенные знания, а конструируют новую модель действий, отношений. В процессе обсуждения участники игры с помощью специалистов пытаются проанализировать ситуацию со всех сторон и найти приемлемое решение. Примерными темами игр могут стать: «Утро в вашем доме», «Прогулка в вашей семье», «Выходной день: какой он?»
Дни добрых дел. Дни добровольной посильной помощи родителей группе, ДОУ: ремонт игрушек, мебели, помощь в создании предметно-развивающей среды. Такая форма позволяет налаживать атмосферу теплых, доброжелательных взаимоотношений между воспитателем и родителями. В зависимости от плана работы, необходимо составить график помощи родителей, обговорить каждое посещение, вид помощи, которую может оказать родитель и т.п..
Гость группы. Необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.
Благотворительные акции. Такая форма совместной деятельности имеет большое воспитательное значение, так как дети учатся не только принимать подарки, но и делать их своими руками. А это большой труд, воспитание в детях добросердечия и милосердия.
Таким образом, изучение истории семейных традиций и распространение опыта в ДОО и отдельно в группе убедило в том, что Россия – страна богатых духовно-нравственных семейных традиций. Актуализировать исторический опыт для воспитанников и их родителей – одна из главных задач в деле социализации дошкольников. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания в детях высших нравственных чувств.
Список литературы
- Амонашвили Ш.А. С детьми нужно уметь разговаривать и молчать \\ http://www.psiholog3000.ru/festivali/sedmoy-festival/shalva-amonashvili-s-detmi-nuzhno-umet-razgovarivat-i-molchat//
- Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология 2012. Вып. 4 (27). С 64 – 83.
- Ушинский К. Д. Избранное. — М.: Владос, 2009. — 465 с.
- Колесникова И.А. Воспитание к духовности и нравственности в эпоху глобальных перемен // Педагогика. 2008.№9. 21-33 с.
- Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. - М., 2007. 98 с.
- Фильчакова Е.В., Подкопаева Г. Н. Опыт деятельности МБДОУ №19 «Родничок» Белгородской области по духовно-нравственному воспитанию. – Белгород, 2011. - 76 с.
- http://dvgimnazia.ru/?page_id=205
- http://pedagogic.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st050.shtml
Приложение 1
Образовательные области | Виды деятельности | Формы образовательной работы: |
«Физическая культура» | Двигательная деятельность | Подвижные игры, дидактические игры, подвижные игры с правилами, эстафеты, соревнования |
«Коммуникация» | Коммуникативная деятельность | Беседа, ситуативный разговор, речевая ситуация, составление загадок, отгадывание загадок, игры с правилами, режиссерские игры |
«Познание» | Познавательно-исследовательская деятельность | Наблюдение, экскурсии, решение проблемных ситуаций, эксперимент, коллекционирование, моделирование, реализация проекта, игры с правилами |
«Чтение художественной литературы» | Восприятие художественной литературы | Слушание, обсуждение, разучивание |
«Социализация» | Игровая деятельность | Сюжетная игра, с правилами, драматизация, театр |
«Труд» | Трудовая деятельность | Совместные действия, дежурство, поручения, задания, реализация проекта |
«Музыка» | Музыкально-художественная | Слушание, исполнение, подвижные игры под музыку, дидактические игры |
«Художественное творчество» | Продуктивная деятельность | Мастерская, студия, кружок, реализация проекта |
- Мне нравится (1)