Рождественские педагогические чтения по теме: "Нравственные ценности и будущее человечества",
Цель: Создание условий для взаимодействия ДОУ и семьи в вопросе духовно-нравственного воспитания детей посредством театрализованной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ДОКЛАД | 20.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание и развитие в условиях ДОУ через взаимодействие с семьёй посредством театрализованной деятельности.
Е.Н.Барташук воспитатель МКДОУ детский сад «Капелька».
В настоящее время, когда многие функции человека заменили компьютеры и робототехника, на историческую арену выходит новый социальный тип личности. Российскому обществу требуются люди деловые, независимые, с яркой индивидуальностью и уверенные в себе. Одновременно с этим в современном обществе наблюдается «дефицит нравственности» во взаимоотношениях между людьми. Одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры явилось резкое падение роли и значения патриотизма, как одной из ценностей нашего народа.
Проблема духовно-нравственного воспитания детей на сегодняшний день чрезвычайно актуальна. Недоверчивое отношение ко всему российскому ставит её в ряд жизненно важных и требует поиска других подходов к воспитанию и организации обучения подрастающего поколения. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, доброты, честности. Процесс воспитания необходимо начинать от рождения до поступления в школу. Этот период имеет решающее значение для дальнейшего развития ребёнка. В наше время дети заинтересованы компьютерами и не желают слушать чтение русских народных сказок и других произведений искусств. Самый эффективный способ вовлечь ребёнка в мир сказки с помощью театра. То есть не просто прочитать, а и показать сказку наглядно. В этом нам поможет театр кукол. Театр, как никто другой!- возвращает нас к исконно-русским корням. Он единственный, сохраняющий мудрость вне зависимости от национальной принадлежности. Театр учит детей быть честными и добрыми, способными по-настоящему оценить и полюбить богатство родного слова. Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать многие жизненные ситуации от лица какого-либо сказочного персонажа, что помогает ему преодолеть робость и неуверенность в себе. Благодаря театру ребёнок познаёт мир и умом и сердцем, выражает своё собственное отношение к добру и злу. Театрализованная деятельность помогает творить и обогащать жизнь детей и взрослых положительными эмоциями, воспитывает духовно, объединяет людей разных поколений и народов.
Целью моей работы является: создание условий для взаимодействия ДОУ и семьи в вопросе духовно-нравственного воспитания детей посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
1.Развивать интерес к русским народным сказкам, любовь к традициям своего народа.
2. Научить ценить добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
3. Формировать потребности у детей совершать добрые дела и поступки, подражая положительным героям сказок.
4. Раскрыть духовную и нравственную одарённость ребёнка, его способность и талант через театрализованную деятельность.
Одним из самых эффективных методов обучения при воспитании творческой личности является театрализованная деятельность. Именно благодаря ей, осуществляется эмоционально-чувственное наполнение духовно-нравственных понятий. Театрализованная деятельность является источником развития гуманных чувств, моральных переживаний ребёнка и содействует приобщению его к духовным ценностям.
Сказки в нравственном и эстетическом воспитании детей играют большую роль. В ней ребёнок встречается с идеальными образами героев, что помогает ему выработать определённое нравственное отношение к жизни.
Я начинала свою работу с детьми группы раннего возраста. Так как в этом возрасте у детей наглядно-действенное мышление, то наиболее эффективно не просто рассказать, а эмоционально показать сказку. Что значит показать? Это значит создать свой театр кукол. Театр любят дети всех возрастов. Вместе с родителями мы создали свой театральный уголок. И он теперь не просто красуется на полочках, а активно применяется во все видах деятельности, а также в самостоятельной деятельности детей. В театральном уголке находятся такие виды театра как: пальчиковый, теневой, настольный, вязаный, кукольный,а так же костюмы для драматизации, атрибуты, декорации, наголовники, маски-шапочки, ширма, касса.
Устное народное творчество: прибаутки,потешки,загадки,поговорки,скороговорки,считалки,иллюстрации.Народно-прикладное искусство: игрушки, костюмы, дидактический материал, матрёшки.
Используются игровые приёмы:
-создание игровой ситуации;
-режиссёрские игры;
-игры-драматизации.
Посредством освоения этюдов, упражнений, мимики, жестов у детей развиваются навыки и умения управлять куклами. По мере взросления подбирается новый материал постановок и сценок. В возрасте 3-4 лет дети уже сами могут рассказать и показать сказку, с помощью кукольного театра. На своём небольшом опыте работы в дошкольном учреждении я заметила, что ребята увлечены этим занятием.
Чтобы в дальнейшем у детей сформировались достойные навыки и привычки, перед их глазами должны быть примеры правильного поведения, и тут роль родительского участия трудно переоценить. Ведь семья – это маленький коллектив, основанный на принципах взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей. Нравственное воспитание детей происходит на протяжении их жизни, а значение в становлении нравственности ребёнка играет среда, в которой он развивается и растёт. Для повышения эффективности духовно – нравственного воспитания дошкольников необходима системная организация работы, использование педагогического взаимодействия детского сада и семьи.
Целью моей работы с родителями было привлечение их к театральному искусству, для повышения педагогической культуры родителей в вопросах воспитания духовно-нравственной личности. Для этого я использую различные формы работы:
- родительские собрания в нетрадиционной форме(показ театральных постановок для детей «Колобок», «Учим Петю говорить», «Алёнушкина сказка»);
-мастер-класс по вязанию масок-шапочек;
-консультации на темы нравственного воспитания
-открытые занятия непосредственно-образовательной деятельности с применением театра («Петушок и его семья», «Путешествие в сказочную страну», «Театральное путешествие»);
-праздники и досуги;
- выставки работ,оформление стенгазет;
-коллективные трудовые дела(создание дидактических игр, пособий, изготовление кукол, облагораживание территории детского сада).
Всё это способствует сплочению родителей и детей , вовлечению в жизнедеятельность группы и ДОУ, а также развитию творческих и артистических способностей.
Наблюдая положительную динамику проводимой работы , считаю целесообразным продолжать начатую работу с детьми и родителями по театрализованной деятельности. В дальнейшем планирую проводить больше мероприятий с родителями и применять нетрадиционные формы работы, такие как мастер-класс, театральные постановки с родителями, педагогами, детьми и осуществлять выход детей со спектаклем в другие образовательные учреждения. А также расширить кукольный арсенал и создать музей театральной игрушки в детском саду.
Я считаю, что небольшой накопленный мной опыт, разнообразит деятельность педагогов в работе с детьми дошкольного возраста по театрализованной деятельности. Педагогам, работающим в этом направлении, мне хотелось бы посоветовать:
-старайтесь увидеть в каждом ребёнке маленького артиста;
-воплощайте свои творческие способности в реальную действительность.
В продолжение дальнейшей работы по данной теме я вижу большие перспективы. Изучение, обобщение и применение на практике новых методик, ознакомление с опытом работы других педагогов и взаимодействие с семьями воспитанников через театрализованную деятельность поможет нам воспитать отзывчивых и добрых детей.