Конспекты наблюдений «Белая береза под моим окном...» Средний дошкольный возраст
Воспитатель предлагает детям подойти к березке, потрогать ее ствол, показать ветви, изобразить руками их величину, обойти березу кругом, полюбоваться ее стройностью и красотой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nablyudenie_bereza.docx | 16.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспекты наблюдений «Белая береза под моим окном...»
Средний дошкольный возраст
ОСЕНЬ
Наблюдение 1.
Что есть у березы?
Программное содержание. Показать, что у березы есть ствол и ветви (их много, они разные: внизу большие, а вверху маленькие), что береза очень стройное дерево.
Воспитатель предлагает детям подойти к березке, потрогать ее ствол, показать ветви, изобразить руками их величину, обойти березу кругом, полюбоваться ее стройностью и красотой.
Отойдя от детей, воспитатель руками изображает форму дерева, говорит, что оно похоже на игрушечную пирамидку показывает заранее приготовленную игрушку). После прогулки воспитатель и дети на обложке дневника наблюдении рисуют «портрет» березы и ставят под ним подпись: «Наша любимая береза Беляночка».
Наблюдение 2.
Кора березы
Программное содержание. Продолжать формировать любовь к деревьям и заботливое отношение к ним, уточнить представление о коре и ее назначении, учить узнавать березу по внешнему виду.
Береза - единственное в мире дерево с белой корой. Обратите внимание детей на это, расскажите о том, что кора защищает от солнца, мороза, ветра.
Наблюдение 3.
Падают-падают листья...
Программное содержание. Показать, что осенью листья меняют цвет и опадают. Рассмотреть листья березы.
Понаблюдать с детьми, как листья падают на землю, рассмотреть опавшие листья (дети трогают их, определяют цвет, запах, форму). Они похожи на треугольник с зазубринами на концах.
Наблюдение 4.
Чем питается береза?
Программное содержание. Наблюдение за березой в ветреную погоду. Наблюдать вместе с детьми за тем, как под действием сильного ветра деревья качаются все сильнее (имитируют указанные движения руками), листья опадают, они покрыли всю землю вокруг. Дети идут по листьям, которые шелестят у них под ногами (идут, подбрасывая листья ногами). После прогулки в альбоме наблюдений нарисовать «портрет» березы осенью, сделать панно из ткани с изображением дерева (зимой оно будет стоять голым, весной на нем появятся листья, прилетят птицы и т.д.).
Наблюдение 5.
Как береза готовится к зиме?
Программное содержание. Показать детям, что береза помогает себе сама утеплять корни опавшей листвой и сохранять воздух для различных обитателей почвы.
Сбрасывая листья, деревья готовятся к холодам. Листья укрывают землю сплошным ковром и таким образом защищают корни от морозов: земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет и под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранив воздух, что очень важно для подземных обитателей, которые рыхлят почву и делают ее плодородной. А весной под опавшей листвой больше влаги, что очень хорошо для растений, которые после зимы возродятся к жизни.
Наблюдение 6.
Из истории использования березы
Программное содержание. Рассказать о том, что из древесины делают бумагу.
Бумагу делают из древесины. Значит, чем дольше будут служить человеку бумажные вещи, тем больше деревьев останется в лесах. Что для этого можно сделать?
Надо бережно относиться к книгам.
Старые книжки нужно аккуратно заклеить, подшить.
ЗИМА
Наблюдение 1.
Первый снег!
Программное содержание. Вместе с детьми выразить восхищение первым снегом заметить, как изменилась береза.
Первый снег! Как приятно вдыхать запах первого снега! Как красиво зимой! Деревья уже не кажутся голыми: ведь на ветках лежит снег.
После прогулки внесите необходимые изменения в модель дерева: чтобы березе было тепло, надо нарисовать много снежинок.
Наблюдение 2.
Новый год
Программное содержание. Украсить березу ледяными игрушками: ведь она самая красивая, самая лучшая, самая необыкновенная.
Давайте поблагодарим березу, украсим ее ледяными игрушками и прочитаем ей стихи.
Наблюдение 3.
Оттепель
Программное содержание. Понаблюдать за березой в оттепель (как прекрасна береза с заледеневшими ветками, как она мелодично звенит ими).
Во время оттепели на ветках образуется тонкий слой льда. Когда ветки закачаются от ветра и заденут друг друга, послышится тихий мелодичный звон.
Наблюдение 4.
Ясная, солнечная погода
Программное содержание. Показать, что зимой - в ясную солнечную погоду - кора дерева теплая.
В светлый зимний день, когда ярко светит солнце, а небо чистое, голубое, стволы у деревьев теплые (потрогать кору березы рукой).
Наблюдение 5.
Почему нет листьев зимой?
Программное содержание.Рассказать детям, что зимой, когда холодно, мало света и влаги, листьев на деревьях не может быть.
Зимой деревья стоят голые, без листьев: мы знаем, что осенью они опали. Могут ли листья появиться зимой? Конечно, нет: холодно, мало света (очень рано темнеет).
Наблюдение 6.
Метель
Программное содержание Показать зависимость состояния березы от погодных явлений.
Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку, утепляет ствол березы.После метели деревья стоят все белые, занесенные снегом.
ВЕСНА
Наблюдение 1.
Что нужно нашему дереву?
Программное содержание. Углубить представление о том, без чего береза не может жить. Hа панно, где изображено дерево, нарисовать солнце (дереву нужен свет и тепло –в марте солнце греет сильнее, воду (капельку воды или облако), комочек земли (почва), дождевого червя (он рыхлит почву), ветер (он разносит семена), пчелу или шмеля. Необходим и воздух, но как его изобразить? Он ведь прозрачный.
Наблюдение 2.
«Еще в полях белеет снег...»
Программное содержание. Показать, что с потеплением начинается постепенное пробуждение природы.
Снег еще лежит под деревьями. Но около стволов появились воронки - это нижняя часть ствола нагрелась от солнца и растопила снег. У деревьев начинается сокодвижение.
Наблюдение 3.
Березовые почки
Программное содержание. Показать набухшие березовые почки - «домики листьев».
Аккуратно наклоните ветку и покажите каждому ребенку набухшие почки: всю зиму листья спали в этих домиках, теперь солнце пригревает, посылает свои посылает свои лучи - когда они станут совсем теплыми , листочки проснутся. Предложите детям нарисовать в альбоме наблюдений березу с набухшими почками.
Наблюдение 4.
Березовый сок
Программное содержание. Продолжать формировать бережное и заботливое отношение к березе, рассказать о пользе березового сока для здоровья, научить после сокосбора замазывать ранки на стволе глиной.
Ранней весной многие люди собирают березовый сок: делают надрез на коре - и сок стекает.
Березовый сок очень полезен, он богат витаминами. После сокосбора рану на стволе березы необходимо замазать глиной или землей, чтобы дерево не болело, не погибло. Не зря в русской пословице говорится: « Береза плачет кровавыми слезами».
Наблюдение 5.
Береза цветет
Программное содержание. Показать, как цветет береза.
В мае береза цветет: на кончиках березовых ветвей появляются длинные сережки. Это значит, что береза проснулась от зимней спячки. Давайте подойдем к Беляночке, скажем ей, как нас зовут, обнимем, погладим кору, послушаем, что дерево прошелестит в ответ.
Наблюдение 6.
Лист зеленеет молодой
Программное содержание. Обратить внимание на красоту весенней березы.
Появились первые листья (пусть дети потрогают их клейкую поверхность, понюхают). Вот какая красавица Беляночка! Ствол у нее белый, гладкий, как шелковый, тонкий и высокий. Листья маленькие, нежные, блестящие. Майские жуки загудели возле зеленых березовых веток.
В дневнике наблюдений нарисовать, «портрет» весенней березы. Внести соответствующие изменения на панно с изображением дерева.
ЛЕТО
Наблюдение 1.
Нагревается ли ствол березы в жаркую погоду?
Программное содержание. Показать, что в жаркую погоду ствол березы не нагревается.
Если в жаркий день дотронешься до ствола березы, то заметишь: даже на солнце ствол березы остается прохладным (дети трогают его руками). Белый цвет отражает солнечные лучи (провести эксперимент «Что нагреется быстрее черная или белая ткань?»).
Наблюдение 2.
Какие животные и насекомые живут рядом с березой?
Программное содержание. Понаблюдать за насекомыми и птицами, живущими около березы.
Муравьи и жуки ползают не только около березы, но и по ее стволу: они любят сладкий березовый сок.
Наблюдение 3.
Какие грибы растут под березой?
Программное содержание. Дать представление о грибах.
Сейчас мы с вами находимся в березовой роще. Давайте попробуем найти гриб. Как называются грибы с серыми ножками и коричневыми шляпками? (Подберезовики.) А называют их так потому, что они растут под березой (если грибов еще нет, можно заранее положить под дерево искусственный гриб).
Наблюдение 4.
Развитие семейных традиций
Программное содержание.Провести совместное с родителями наблюдение.
Дети, поздоровавшись с Беляночкой, гладят ее кору, вдыхают аромат, прикасаются к ней щекой, обнимают дерево. Дети эмоционально делятся своими впечатлениями с березой. Затем вместе с родителями водят хоровод.
Наблюдение 5.
Семена
Программное содержание. Показать детям созревшие семена березы, рассказать о том, как ветер разносит их.
К концу лета у березы на месте цветков образуются семена. Когда они созревают, то падают на землю (дать детям созревшие семена), а ветер и птицы их разносят их. Весной там, где упало семечко, вырастет новое дерево.
Наблюдение 6.
Листья начинают желтеть...
Программное содержание. Понаблюдать за цветом листьев.
Скоро осень: дни становятся короче, шла меньше. Поэтому листья березы начинают желтеть.