Конспекты наблюдений «Белая береза под моим окном...» Средний дошкольный возраст

Воспитатель предлагает детям подойти  к березке, потрогать ее ствол, показать  ветви, изобразить руками их величину, обойти березу кругом, полюбоваться ее стройностью и красотой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudenie_bereza.docx16.79 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты наблюдений «Белая береза  под моим окном...»

Средний дошкольный возраст

ОСЕНЬ

Наблюдение 1.

Что есть у березы?

Программное содержание. Показать, что у березы есть ствол и ветви (их много, они разные: внизу большие, а вверху маленькие), что береза очень стройное дерево.

Воспитатель предлагает детям подойти  к березке, потрогать ее ствол, показать  ветви, изобразить руками их величину, обойти березу кругом, полюбоваться ее стройностью и красотой.

Отойдя от детей, воспитатель руками  изображает форму дерева, говорит, что оно похоже на игрушечную пирамидку показывает заранее приготовленную игрушку). После прогулки воспитатель и дети на обложке дневника наблюдении рисуют «портрет» березы и ставят под ним подпись: «Наша любимая береза Беляночка».

Наблюдение 2.

Кора березы

Программное содержание. Продолжать формировать любовь к деревьям и заботливое отношение к ним, уточнить представление о коре и ее назначении, учить узнавать березу по внешнему виду.

Береза - единственное в мире дерево с белой корой. Обратите внимание детей на это, расскажите о том, что кора защищает от солнца, мороза, ветра.

Наблюдение 3.

Падают-падают листья...

Программное содержание. Показать, что осенью листья меняют цвет и опадают. Рассмотреть листья березы.

Понаблюдать с детьми, как листья падают на землю, рассмотреть опавшие листья (дети трогают их, определяют цвет, запах, форму). Они похожи на треугольник с зазубринами на концах.

Наблюдение 4.

Чем питается береза?

Программное содержание. Наблюдение за березой в ветреную погоду. Наблюдать вместе с детьми за тем, как под действием сильного ветра деревья качаются все сильнее (имитируют указанные движения руками), листья опадают, они покрыли всю землю вокруг. Дети  идут по листьям, которые шелестят у них под ногами (идут, подбрасывая листья ногами). После прогулки в альбоме наблюдений нарисовать «портрет» березы осенью, сделать панно из ткани с изображением дерева (зимой оно будет стоять голым, весной на нем появятся листья, прилетят птицы и т.д.).

Наблюдение 5.

Как береза готовится к зиме?

Программное содержание. Показать детям, что береза помогает себе сама утеплять корни опавшей листвой и сохранять воздух для различных обитателей почвы.

Сбрасывая листья, деревья готовятся к холодам. Листья укрывают землю сплошным ковром и таким образом защищают корни от морозов: земля под опавшими листьями глубоко не промерзнет и под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранив воздух, что очень важно для подземных обитателей, которые рыхлят почву и делают ее плодородной. А весной под опавшей листвой больше влаги, что очень хорошо для растений, которые после зимы возродятся к жизни.

Наблюдение 6.

Из истории использования березы

Программное содержание. Рассказать  о том, что из древесины делают бумагу.

Бумагу делают из древесины. Значит, чем дольше будут служить человеку бумажные вещи, тем больше деревьев останется в лесах. Что для этого можно сделать?

Надо бережно относиться к книгам.

Старые книжки нужно аккуратно заклеить, подшить.

ЗИМА

Наблюдение 1.

Первый снег!

Программное содержание. Вместе с детьми выразить восхищение первым снегом заметить, как изменилась береза.

Первый снег! Как приятно вдыхать запах первого снега! Как красиво зимой!  Деревья уже не кажутся голыми: ведь на ветках лежит снег.

После прогулки внесите необходимые изменения в модель дерева: чтобы березе было тепло, надо нарисовать много снежинок.

Наблюдение 2.

Новый год

Программное содержание. Украсить березу ледяными игрушками: ведь она самая красивая, самая лучшая, самая необыкновенная.

Давайте поблагодарим березу, украсим ее ледяными игрушками и прочитаем ей стихи.

Наблюдение 3.

Оттепель

Программное содержание. Понаблюдать за березой в оттепель (как прекрасна береза с заледеневшими ветками, как она мелодично звенит ими).

Во время оттепели на ветках образуется тонкий слой льда. Когда ветки закачаются от ветра и заденут друг друга, послышится тихий мелодичный звон.

Наблюдение 4.

Ясная, солнечная погода

Программное содержание. Показать, что зимой - в ясную солнечную погоду - кора дерева теплая.

В светлый зимний день, когда ярко светит солнце, а небо чистое, голубое, стволы у деревьев теплые (потрогать кору березы рукой).

Наблюдение 5.

Почему нет листьев зимой?

Программное содержание.Рассказать детям, что зимой, когда холодно, мало света и влаги, листьев на деревьях не может быть.

Зимой деревья стоят голые, без листьев: мы знаем, что осенью они опали. Могут ли листья появиться зимой? Конечно, нет: холодно, мало света (очень рано темнеет).

Наблюдение 6.

Метель

Программное содержание Показать зависимость состояния березы от погодных явлений.

Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку, утепляет ствол березы.После метели деревья стоят все белые, занесенные снегом.

ВЕСНА

Наблюдение 1.

Что нужно нашему дереву?

Программное содержание. Углубить представление о том, без чего береза не может жить. Hа панно, где изображено дерево, нарисовать солнце (дереву нужен свет  и тепло –в марте солнце греет сильнее, воду (капельку воды или облако), комочек земли (почва), дождевого червя (он рыхлит почву), ветер (он разносит семена), пчелу или шмеля. Необходим и воздух, но как его изобразить? Он ведь прозрачный.

Наблюдение 2.

«Еще в полях белеет снег...»

Программное содержание. Показать, что с потеплением начинается постепенное пробуждение природы.

Снег еще лежит под деревьями. Но около стволов появились воронки - это нижняя часть ствола нагрелась от солнца и растопила снег. У деревьев начинается сокодвижение.

Наблюдение 3.

Березовые почки

Программное содержание. Показать набухшие березовые почки - «домики листьев».

Аккуратно наклоните ветку и покажите каждому ребенку набухшие почки: всю зиму листья спали в этих домиках, теперь солнце пригревает, посылает свои посылает свои лучи - когда они станут совсем теплыми , листочки проснутся. Предложите детям нарисовать в альбоме наблюдений березу с набухшими почками.  

Наблюдение 4.

 Березовый сок

Программное содержание. Продолжать формировать бережное и заботливое отношение к березе, рассказать о пользе березового сока для здоровья, научить  после сокосбора  замазывать ранки на стволе глиной.

Ранней весной многие люди собирают  березовый сок: делают надрез на коре - и сок стекает.

Березовый сок очень полезен, он богат витаминами. После сокосбора рану на стволе березы необходимо замазать глиной или землей, чтобы дерево не болело, не погибло. Не зря в русской пословице говорится: « Береза плачет кровавыми слезами».

Наблюдение 5.

Береза цветет

Программное содержание. Показать, как цветет береза.

В мае береза цветет: на кончиках березовых ветвей появляются длинные сережки. Это значит, что береза проснулась от зимней спячки. Давайте подойдем к Беляночке, скажем ей, как нас зовут, обнимем, погладим кору, послушаем, что дерево прошелестит в ответ.

Наблюдение 6.

Лист зеленеет молодой

Программное содержание. Обратить внимание на красоту весенней березы.

Появились первые листья (пусть дети потрогают их клейкую поверхность, понюхают).  Вот какая красавица Беляночка! Ствол у нее белый, гладкий, как шелковый, тонкий и высокий. Листья маленькие, нежные, блестящие. Майские жуки загудели возле зеленых березовых веток.

В дневнике наблюдений нарисовать, «портрет» весенней березы. Внести соответствующие изменения на панно с изображением дерева.

ЛЕТО

Наблюдение 1.

Нагревается ли ствол березы в жаркую погоду?

Программное содержание. Показать, что в жаркую погоду ствол березы не нагревается.

Если в жаркий день дотронешься до ствола березы, то заметишь: даже на солнце ствол березы остается прохладным (дети трогают его руками). Белый цвет отражает солнечные лучи (провести эксперимент «Что нагреется быстрее черная или белая ткань?»).

Наблюдение 2.

Какие животные и насекомые живут рядом с березой?

Программное содержание. Понаблюдать за насекомыми и птицами, живущими около березы.

Муравьи и жуки ползают не только около березы, но и по ее стволу: они любят сладкий березовый сок.

Наблюдение 3.

Какие грибы растут под березой?

Программное содержание. Дать представление о грибах.

Сейчас мы с вами находимся в березовой роще. Давайте попробуем найти гриб. Как называются грибы с серыми ножками и коричневыми шляпками? (Подберезовики.) А называют их так потому, что они растут под березой (если грибов еще нет, можно заранее положить под дерево искусственный гриб).

Наблюдение 4.

Развитие семейных традиций

Программное содержание.Провести совместное с родителями наблюдение.

Дети, поздоровавшись с Беляночкой, гладят ее кору, вдыхают аромат, прикасаются к ней щекой, обнимают дерево. Дети эмоционально делятся своими впечатлениями с березой. Затем вместе с родителями водят хоровод.

Наблюдение 5.

Семена

Программное содержание. Показать детям созревшие семена березы, рассказать о том, как ветер разносит их.

К концу лета у березы на месте цветков образуются семена. Когда они созревают, то падают на землю (дать детям созревшие семена), а ветер и птицы их разносят их. Весной там, где упало семечко, вырастет новое дерево.

Наблюдение 6.

Листья начинают желтеть...

Программное содержание. Понаблюдать за цветом листьев.

Скоро осень: дни становятся короче, шла меньше. Поэтому листья березы начинают желтеть.