"детский совет"
Детский совет - принятая в мировой практике форма работы, позволяющая достигнуть баланса инициатив взрослых и детей, развить у детей способность управлять своей свободой и выбирать содержание своего обучения поддержка разнообразия детей и детства
«Участвовать» – значит вносить свой вклад в совместную работу, выражать свое мнение по поводу происходящего, делиться своими планами и решениями по вопросам, затрагивающим твою жизнь и жизнь группы, совместно находить решения вопросов и задач, возникающих в процессе совместного жизнетворчества. Дети обладают значительно большим потенциалом, чем предполагают взрослые. При соответствующей поддержке они могут осознанно и целенаправленно принимать участие в определении дневных дел, могут четко сказать, что им нравится / не нравится, рассказать о своих идеях и представлениях, дать оценку своим идеям, делам и действиям, и действиям других.
Задачи детского совета
-Создать эмоциональный настрой на весь день – «задать тон».
-Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.
-Учить выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.
-Учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения.
-Выбрать тему нового проекта / подвести итоги проекта.
-Разработать план действий.
-Учить детей делать осознанный ответственный выбор.
-Развивать умение договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности и др. В группе «Солнышко» в начале каждого проекта дети вместе с воспитателями планируют работу вместе. Дети высказывают свои мнения, пожелания, что они хотели сделать, для чего. Планируя работу вместе с детьми, взрослые получают самостоятельно, а значит, осознанно и ответственно, выбранные ими дела и действия, и теперь не нужно придумывать мотивацию – мотивация уже есть, причем внутренняя, самая важная и устойчивая.
Дети до начала действия уже знают, чем они могут заняться сами и чем планируют заняться другие. Это придает образованию в целом и конкретному дню определенность и продуманность.
И взрослые, и дети, всегда могут обратиться к записям и посмотреть насколько реальны те дела и планы, о которых договорились. Что выполнено, что осталось нереализованным. Это придает осмысленность всей жизни группы.
Дети понимают, что воспитатели записывают «их идеи, их мысли», т. е. придают им значение. Это воспитывает чувство собственного достоинства.
Записанные печатными буквами слова побуждают детей учиться читать, что взрослые и увидят, если будут это делать вместе с ними постоянно.
У педагогов накапливается содержание, подтверждающее индивидуализацию образовательной работы с детьми, и примеры «индивидуальной работы».
Совместное планирование, вовлечение детей в планирование свидетельствуют о профессиональной состоятельности воспитателей – умении вести диалог со своими воспитанниками, следовать за их инициативой, учитывать их интересы, раскрывать содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов, индивидуализировать работу. Каждый день у ребенка есть возможность: самостоятельно выбрать дело для себя, включиться в кооперативную деятельность с другими детьми или работать под руководством воспитателя (в малой подгруппе, в индивидуальном партнерстве со взрослым). Использование этой формы позволяет подвести итоги и наметить перспективы, поддерживать стремление детей поделиться своими достижениями и неудачами, обеспечивает место и время формирования сложных и очень важных навыков рефлексивности.
Итоговый сбор проводится ежедневно после того, как дети выполнят задуманное – реализуют свой план: что получилось, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало и что мешало в достижении цели. Воспитатели ставят перед собой еще одну задачу, не менее важную, но скрытая от детей, – заразить энтузиазмом («Смотри, какие интересные работы получились у Ани, Юры»), вселить в детей чувство уверенности, что они тоже смогут, если захотят.