КОНСПЕКТ консультации с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Толерантность, как принцип взаимодействия между людьми»,

Шепенева Анжелла Николаевна

Цель: формировать у педагогов установку на толерантное поведение.

Задачи: • Актиализировать представления педагогов, связанные с понятием «толерантность»; с характиристиками толерантного и интолерантного человека. • Учить анализировать ситуацию с позиции другого человека, познакомить участников с вариантами выхода из конфликтных ситуаций. • Способствовать воспитанию толерантного отношения к себе и другим. • Развивать рефлексивные способности, умение осознавать свои чувства. • Способствовать формированию навыков саморегуляции, коммуникативных навыков.

Оборудование: стулья, листы бумаги формата А-4, наборы цветных карандашей по количеству участников, мультимедийная установка, ситуации конфликтов на листах бумаги.

Ход мероприятия. Участники рассаживаются на стульях, стоящих в кругу. Ведущий сообщает о теме занятия и его цели.

1. Упражнение «Общий ритм» Цель: повышение сплочённости группы. Участники сидят в кругу. Ведущий хлопает в ладоши, отбивая определённый ритм. Группа поддерживает заданный ритм: 1. Все вместе; 2. Все, у кого хорошее настроение; 3. Все, кто чувствует усталость; 4. Делая по одному хлопку каждый, но ритмический рисунок не терять.

2. Сообщение психолога «Что такое «толерантность»» (с использованием мультимедийной презентации). Слайд № 1. Международный день, посвящённый терпимости (на других официальных языках ООН: англ. International Day for Tolerance, исп. Día Internacional para la Tolerancia) — ежегодно отмечается 16 ноября. Этот Международный день был торжественно провозглашён в «Декларации принципов терпимости» ЮНЕСКО. Декларация была утверждена в 1995 году на 28-ой Генеральной конференции ЮНЕСКО (резолюция № 5.61). Слайд № 2. Под терпимостью (толерантностью) в Декларации понимается «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности». Декларация провозглашает «признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность». Декларация рассматривает угрозы человечеству, которые несёт нетерпимость, предлагает методы и программы борьбы с нетерпимостью. В 1997 году Генеральная Ассамблея ООН (резолюция № A/RES/51/95) также предложила государствам-членам ООН отмечать этот Международный день. Генеральная Ассамблея в этой резолюции ссылается на свои решения о проведении Года Организации Объединённых наций, посвящённого терпимости; ссылается на Устав ООН, в котором устанавливается, что принцип терпимости должен применяться при предотвращении войн; принимает во внимание решение ЮНЕСКО об утверждении Декларации принципов терпимости. Слайд № 3. В своём послании в 2005 году по случаю Международного дня, посвящённого терпимости, Генеральный секретарь ООН говорит, что борьба с нетерпимостью — это одно из главных направлений деятельности ООН. В условиях роста населения и увеличения миграции во всём мире идёт рост ксенофобии и экстремизма. Терпимость, говорится в послании, означает, что надо знать больше друг о друге, выявлять лучшее в традициях и верованиях друг друга. Нужно уважать друг друга как личностей, самостоятельно определяющих свою самобытность, религиозную и культурную принадлежность, как личностей, понимающих, что мы можем ценить свои особенности, не ненавидя особенности других. Слайд № 4. У разных народов понятие «толерантность» трактуется по-разному (на слайде). Примеры определений Содержание понятия «толерантность» Английское Готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь. Французское Уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов. Китайское Позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других. Арабское Прощение, снисхождение, мягкость, снисходительность, сострадание, благосклонность, терпение, расположение к другим. Персидское Терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению. Слайд № 5. В России данное понятие трактуется следующим образом (слайд): Толерантность – отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию. Толерантность – способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других. Как вы думаете, насколько важно педагогам ЛОУ обладать толерантностью?

4. Упражнение «Мой рисунок». Каждый участник группы получает лист А-4 и набор карандашей. Инструкция: Данное упражнение желательно выполнять в тишине. Нарисуйте, пожалуйста, какой- либо сюжет. Ваши изобразительные навыки никто оценивать не будет, но по звонку колокольчика вы должы прекратить рисование. Приступайте (участники начинают рисунок). После звонка колокольчика ведущий продолжает: а теперь каждый из вас передаёт свой рисунок соседу справа. Посмотрите внимательно на рисунок, который у вас в руках. Дорисуйте его. Переговариваться не разрешается. Рисование продолжается до звонка колокольчика. Следующая передача рисунка, и так делее, пока рисунок не вернётся к хозяину. Посмотрите на свой рисунок. Какие чувства вы испытываете? Что вас огорчило, порадовало? Совпал ли ваш замысел с получившимся рисунком? Совпали ли чувства, отражённые на рисунке с вашими чувствами? Как вы думаете, может ли данное упражнение быть показателем вашей толерантности? Насколько вы готовы принять чужое мнение, быть снисходительным к рисунку других?

5. Слайд № 6. Ведущий: в современной жизни часто так бывет, что человек попадает в конфликтные ситуации: с кем-то ссорится, получает незаслуженные обвинения. Каждый по-своему выходит из подобных ситуаций (обижается, даёт сдачи, находит конструктивное решение). Как вы думаете, можно ли выйти из конфликтной ситуации с помощью толерантного поведения, сохранив собственное достоинство и не унизив других? (ответы). Слайд № 7. В психологии существует «магическая формула», которая определённым образом влияет на разрешение конфликтов, облегчает выход из конкретной конфликтной ситуации (вы видите её на слайде). С-Ч-Б-Д С (ситуация) – начни разговор с конкретного и точного описания ситуации («Когда вы накричали на меня при сотрудниках…»). Ч (чувства) – вырази чувства, возникшие у тебя («Я почувствовала себя неприятно»). Б (будущее) – скажи человеку, какбы тебе хотелось, чтобы он поступил («Поэтому в следующий раз высказывайте свои замечания , пожалуйста, не в присутствии сотрудников»). Д (действие) – скажи, как ты поведёшь себя, если человек прислушается к твоему мнению («Я буду прислушиваться к Вашему мнению»).

6. Упражнение «Магическая формула». Участники разбиваются на пары, получают примеры кнфликтных ситаций, пытаются разрешить её с применением «магической формулы». Анализ упражнения с опорой на таблицу «Отличительные черты толерантного и интолерантного человека». Толерантные люди Интолерантные люди Знание самого себя. Относится к себе критически, сами стараются разобраться в своих проблемах, в своих достоинствах и недостатках. Замечают у себя только достоинства, обвиняют других. Защищённость Толерантный человек уверен в себе; убеждён, что справиться со всем. Это важное условие для формирования толерантной личности. Опасается своего социального окружения, во всем видит угрозу. Ответственность. Толерантный человек не перекладывает ответственность с себя на других, сам отвечает за свои поступки. Считает, что происходящие события от него не зависят, следовательно снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Считает, что он не причиняет зло, а ему вредят. Потребность в определении. Толерантные люди сами стремятся к работе, творчеству, сами стремятся крешить свои проблемы. Отодвигают себя на второй план (только не я) Способность формировать верные суждения о других людях. Может правильно оценить себя и других. Оценивает окружающих по своему образу и подобию. Чувство юмора. Способен посмеяться над собой. Не обладает чувством юмора. Авторитаризм. Предпочитает жить в демократическом, свободном обществе. Предпочитает жить в авторитарном обществе с жёсткой властью.

7. Слайд № 8. Упражнение «Аплодисменты». Цель: осмысление проделанной работы, повышение самооценки и улучшение настроения участников группы. Участники сидят в кругу. Ведущий: на слайде вы видите схему качеств личности толерантного человека. Встаньте те, кто считает, что у него в полной мере развито чувство сострадания (прявляется на слайде). Участники встают. Аплодисменты участникам. Так же проводится работа со всеми качествами, появляющимися на слайде.

8. Слайд № 9. Шерринг. • Что вы сейчас чувствуете? • Какими мыслями Вы хотите поделиться с группой? • Что показалось Вам наиболее интересным, новым, неожиданным? • Есть ли вопросы, над которыми Вы хотели бы поработать в плане собственного самообразования?

Кейс № 1 (педагог и родитель). Конверт для мамы: Ситуация: У ребёнка (2-3 года) потерялись колготки. Мама (возмущённо): Вечно в вашем детском саду вещи теряются. ------------------------------------------------------------------------------

Конверт для педагога: Ситуация: У ребёнка потерялись колготки. Задача педагога: донести до мамы, что завтра утренник, а ребёнок нетвёрдо знает стихотворение. ---------------------------------------------------------------------------------------

Кейс № 2 (методист и педагог). Конверт для методиста учреждения: Ситуация: педагог не подготовил сообщение к педсовету. Методист (возмущённо): Сколько можно, всякий раз, когда Вам поручается подготовить какое-либо сообщение, вы не готовы! ---------------------------------------------------------------------------------------

Конверт для педагога: Ситуация: педагог не подготовил сообщение к педсовету. Задача педагога: донести до методиста, что он не был готов, так как мало времени на подготовку. ---------------------------------------------------------------------------------------

Кейс № 3 (заведующий и воспитатель). Конверт для педагога: Ситуация: заведующий пришел на занятие, а педагог не в полной мере готов к его проведению. Педагог (возмущенно): Почему Вы приходите только ко мне? Я уже устала от Вашего назойливого внимания. ---------------------------------------------------------------------------------------

Конверт для заведующего: Ситуация: заведующий пришел на занятие, а педагог не в полной мере готов к его проведению. Задача заведующего: донести до педагога, что необходимо делать шаги к самообразованию. ------------------------------------------------------------------------------------

Кейс № 4 (муж и жена). Конверт для жены Ситуация: жена возмущена отсутствием внимания мужа. Жена (возмущённо): Ты когда со мной разговаривал последний раз? Такое впечатление, что живу я с рыбой, а не с мужчиной! ---------------------------------------------------------------------------------------

Конверт для мужа: Ситуация: жена возмущена отсутствием внимания мужа. Задача мужа: донести до жены, что он плохо себя чувствует.