Преемственность в работе начального и дошкольного образования
Комитет образования
администрации Балаковского муниципального района Саратовской области
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4 г. Балаково Саратовской области
Преемственность в работе начального
и дошкольного образования
Королева Ирина Викторовна
воспитатель первой категории
«Школьное обучение никогда не
начинается с пустого места, а всегда
опирается на определѐнную стадию
развития, проделанную ребѐнком»
Л. С. Выготский
Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный
и ответственный этап в жизни ребенка. Создание условий для успешной
адаптации младших школьников – наша общая задача.
―Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок
продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его
жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений‖
(В.А.Сухомлинский).
Проблема непрерывности и преемственности всегда была одной из самых
насущных и важных в образовании. Часто готовность к школе рассматривается
как определенный объем полученных знаний и умений.
На вопрос: «Каким бы Вы хотели видеть выпускника детского сада на
пороге школы»? Учителя часто отвечают так: «хорошо читающего», «знающего
состав числа», «умеющего решать логические задачи», «умеющего составлять
рассказ, пересказывать», «умеющего списать печатными буквами текст без
ошибок». Тем самым, уже на входе в школьную жизнь предъявляют к детям
завышенные требования и, не смотря на все запреты, пропускают их через
входные испытания.
Родители, боясь не соответствовать входным школьным испытаниям,
стараются научить своих детей бегло читать, писать, решать сложные задачи.
Они считают, что это и будет залогом их успешной учебы.
В угоду школе и родителям многие дошкольные образовательные
учреждения стали дублировать цели, задачи, формы и методы работы
начальной школы. Это привело к вытеснению в детском саду специфической
формы активной деятельности ребенка – игры. Все больше она уступает место
―обучению на занятиях».
Эти проблемы ложатся тяжким грузом на плечи ребенка. Повышенные
нагрузки, переутомление, ухудшение здоровья детей, снижение учебной
мотивации, потеря интереса к учѐбе, отсутствие творческого начала
провоцируют неврозы детей и другие нежелательные явления при переходе к
школьному образованию. Вот почему построение преемственности между
детским садом и школой в вопросах подготовки детей к школе сегодня требует
нового подхода.
Понятие преемственности в философском словаре обозначает
непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и
специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между
различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех
или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к
новому состоянию. Под преемственностью понимают последовательный
переход от одной ступени
образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении
содержания форм, методов, технологий обучения и воспитании.
Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие,
физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный
период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное
формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и
накопленные знания. Необходимо стремиться к организации единого
развивающего мира – дошкольного и начального образования.
Именно с выходом федеральных государственных образовательных
стандартов начального общего образования и федерального государственного
стандарта дошкольного образования положено начало к обеспечению
преемственности двух звеньев системы образования.
Единые теоретические основания,принципы организации
образовательной работы с детьми, преемственность и согласованность целей,
задач, методов, средств, форм организации воспитания и обучения,
обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребѐнка, являются
основой для реализации на практике решения проблемы преемственности.
Сегодня в системе образования происходят изменения. Они связаны с
теми социально – экономическими процессами, которые динамично идут в
нашем обществе. По сути, мы не знаем, к чему готовить наших детей. Тот мир,
в котором им предстоит жить, неизвестен никому. Поэтому наша задача -
научить детей жить в мире с постоянно изменяющимися условиями. И первый
шаг к этому делают ребята, пришедшие в школу. Это для них старт. Это первый
шаг на пути к самостоятельной жизни.
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа»
ключевым стратегическим приоритетом непрерывного образования при
осуществлении преемственности обозначено – формирование умения учиться.
А решение этой задачи возможно только при условии обеспечения
преемственности детского сада и школы, где детский сад на этапе дошкольного
возраста осуществляет личностное, физическое и интеллектуальное развитие
ребенка. Детский сад формирует предпосылки учебной деятельности,
которые станут фундаментом для формирования у младших школьников
универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми
компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Стандарты второго поколения одной из приоритетных задач определяют
преемственность в обучении. Обеспечение преемственности позволяет решить
проблему адаптированности детей при переходе из детского сада в школу.
Основными задачами совместной деятельности администрации
образовательных учреждений, воспитателей, учителей начальной школы и
социально-психологической службы являются:повышение мотивации
педагогов к овладению и поиску средств по профилактике школьной
дезаптации, разработка системы контроля за успешностью процесса адаптации
первоклассников и эффективностью системы профилактических мероприятий.
Работая в данном направлении, мы столкнулись со сложностями, такими
как: - имеется несогласованность между «входными» и «выходными» требованиями
детского сада и школы;
- несовершенна существующая система диагностики при переходе с одного
образовательного уровня на другой;
- недостаточно соблюдается психологическая преемственность;
- отсутствуют единство в программах обучения и воспитания.
Конечно, в силу разных причин мы не можем справиться со всеми
сложностями. Однако частично мы можем изменить ситуацию и выработать
систему в работе по преемственности, направленную на успешную адаптацию
ребенка к школе.
Наше образовательное учреждение:муниципальное автономное
дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4 « г.
Балаково Саратовской области, работает по вопросам преемственности между
дошкольным и начальным звеньями обучения более 10 лет с МАОУ СОШ №15
В последние 5 лет работа в этом направлении проводится регулярно, каждая из сторон относится к выполнению своей задачи
более чем серьезно.
На начальном этапе мы рассмотрели управленческий и структурно –
организационный аспект преемственности, отработали нормативно – правовую
базу: заключили договора о сотрудничестве на основе нормативно – правовых
документов, определили круг работников, занимающихся данной проблемой.
МАДОУ детский сад № 4 МАОУ СОШ №15
Старший воспитатель | Завуч начальной школы
|
Старший воспитатель | Педагог-психолог,социальный педагог
|
Воспитатели выпускников | Учителя начальных классов
|
Родители | Родители
|
Работа в рамках преемственности ежегодно проводится с педагогами и с
детьми в соответствии с планом работы.
В сентябре по запросу учителей воспитатели детского сада готовят
характеристики на каждого выпускника детского сада, поступившего в МАОУ
СОШ №15. Для проведения статистических расчетов заместитель заведующего
ежегодно подает завучу СОШ №15 списки детей с указанием образовательного
учреждения, в которое поступил выпускник.
Многие мероприятия с педагогами и родителями по осуществлению
плана преемственности стали уже традиционными, проводятся ежегодно как
на базе детского сада, так и школы.
Традиционно в сентябре месяце проводится «День открытых дверей для
воспитателя в школе», а в апреле – «День открытых дверей для учителей в
детском саду».
На «День открытых дверей» для воспитателей детского сада и родителей
в школе приглашаются воспитатели, которые выпустили детей в мае текущего
года. На открытых уроках присутствуют заместитель заведующего по
воспитательно-образовательной работе, старший воспитатель дошкольного
образовательного учреждения. Педагоги детского сада после просмотренного урока
беседуют с учителем, дают характеристику индивидуальным
особенностям детей, их семьям, вносят свои предложения по организации
детской деятельности в первые дни пребывания детей в школе.
По результатам просмотренных открытых уроков проводится
педагогический совет, на котором анализируются показанные мероприятия, а
именно поведение детей-выпускников детского сада на уроках. Анализируется
их активность, внимание, желание проявить себя. Социальный педагог СОШ №15 доводит до сведения результаты тестирования детей-первоклассников.
Возникают вопросы, устанавливаются причины, анализируются отношения к
ребенку в семье во время посещения детского сада. Учителя первых классов
ежегодно проводят педагогическую диагностику стартовой готовности к
успешному обучению в начальной школе. Результаты педагогической
диагностики обсуждаются и выносятся рекомендации для педагогов детского
сада и школы.
В апреле в детский сад приглашаются учителя начальных классов для
просмотра открытых занятий в подготовительных к школе группах.
Воспитатели особенно ответственно подходят к подготовке мероприятия
непосредственно образовательной деятельности: выстраивают педагогическую
проблему или мотивационную ситуацию, подбирают разнообразный
дидактический материал как раздаточный, так и демонстрационный,
продумывают разные формы организации детей и их деятельности. За пять лет
плодотворной работы многие воспитатели провели занятия с детьми
подготовительных к школе групп.
Большая работа проводится и с родителями будущих первоклассников. В
январе проводится родительское собрание с приглашением учителей на базе
детского сада, а в марте собрание проводится в школе для родителей будущих
первоклассников. Для родителей дошкольников в течение года готовятся
консультации, памятки, анкеты, тесты, которые проводят воспитатели и педагог
– психолог детского сада.
Старший воспитатель детского сада и психолог школы ведут большую работу с
детьми и родителями. Многие дети уже в подготовительной к школе группе
посещают дополнительные занятия по подготовке к школе где с
дошкольниками работает школьный психолог. Старший воспитатель сада и
социальный педагог школы проводят тренинги с родителями (по их запросу). В
2013-2014 учебном году проведено 3 психологических тренинга, в которых
приняли участие 36 родителей.
В ходе реализации плана работы по преемственности проводятся ряд
мероприятий с детьми.
1. Посещение торжественной линейки 1 сентября в школе№15
2. «Веселые старты» – спортивные соревнования в октябре в детском саду,
«Зимние забавы» в январе на спортивной площадке школы.
3. Экскурсия в школьную библиотеку, классы и кабинеты
4. Фестиваль детского творчества:
· Конкурс чтецов и танцоров
· Кукольный театр «Первоклассники в гостях у дошколят»
В прошлом году фестиваль проходил под названием «Цветик-
семицветик»и носил экологическую направленность. Дошкольники
представили несколько стихов о природе, танцевальную композицию «На
весенней полянке».
Мы работаем в тесном взаимодействии с учителями начальных классов. В
начале и в конце учебного года мы проводим педагогическую диагностику
образовательных достижений с целью выявления пробелов в процессе
подготовки дошкольников к поступлению в первый класс. По результатам
диагностики 100% выпускников готовы к обучению в школе. После проведения
педагогической диагностики в первом классе в этом году ни один из наших
выпускников не показал низкий уровень.
Результатом работы является высокий показатель готовности
выпускников к школе. По итогам обучения во втором классе 86% наших
воспитанников обучаются на «4» и «5».
Список Литературы
1. Детский садик [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://kinder-
garten.narod.ru
2. Скоролупова, О. А. Тематическое планирование воспитательно-
образовательногопроцессавдошкольныхобразовательных
учреждениях [Текст] : в 2 ч. Ч. 1 / О. А. Скоролупова. - М. : Скрип-
торий, 2003, 2007.
3. Теплюк, С. Н. Занятия на прогулке с малышами [Текст] : пособие для
педагогов дошкольных учреждений для работы с детьми 2—4 лет / С.
4. Прекрасное рядом с тобо Н. Теплюк. - М., 2006.
й [Текст] : методические рекомендации по
курсу «Эстетическое мышление и художественный труд». - М. : Баласс,
2003.