"ИКТ как средство повышения эффективности обучения коми языку у детей дошкольного возраста"
ИКТ как средство повышения эффективности обучения коми языку у детей дошкольного возраста
Данный доклад содержит описание опыта работы с информационно-коммуникационными технологиями на занятиях по обучению коми языку в детском саду. Особое внимание, в которой уделяется пониманию важности и необходимости использования ИКТ на занятиях.
Компьютер стал неотъемлемой частью жизни современного общества, теперь он востребован и в детском саду. В руках творческого педагога он способствует повышению качества образования. Отличительными особенностями цифровых образовательных ресурсов являются наглядность, высокая информационная насыщенность и мобильность. Современные информационные технологии позволяют использовать игровые формы обучения, организовать эффективное взаимодействие среди детей, а также делают занятие увлекательным, динамичным и эффективным.
Занятия по обучению коми языку – благодатная почва для формирования всех видов компетенций, поскольку, используя язык как средство, мы изучаем окружающий нас мир во всех его проявлениях. Раннее изучение способствует не только более свободному практическому владению языком, но и несет в себе большой интеллектуальный, нравственный потенциал. Овладение вторым языком полезно всем детям, независимо от их способностей, поскольку оно положительно влияет на развитие памяти, воображения, мышления ребенка, а так же стимулирует развитие его речевых навыков. Не нужно забывать и о том, что компьютер не может заменить воспитателя на занятии. Необходимо тщательно планировать время работы с компьютером и использовать его тогда, когда он действительно необходим.
Основными целями применения ИКТ на занятиях по обучению коми языку в дошкольном учреждении являются:
- повышение мотивации к изучению коми языка;
- повышение уровня комфортности обучения, активности и инициативности детей дошкольного возраста в образовательном процессе.
- расширение объема знаний о культуре, традициях и обычаях народа коми;
- развитие речевой компетенции.
Воспитатель может использовать компьютер на всех этапах обучения: при введении нового материала, закреплении, повторении. С его помощью можно так же осуществлять контроль полученных знаний, умений и навыков.
Очень важно детям почувствовать интерес к самостоятельной творческой работе, и в этом нам поможет создание презентаций, интерактивных игр.
В этом докладе мне хотелось бы поделиться своим личным опытом. В детском саду я работаю 10 лет. И за это время успела оценить важность и необходимость использования ИКТ на занятиях по обучению коми языку. Итак, с какой целью я использую ИКТ? Главная моя задача - мотивировать ребят к обучению коми языку, зажечь в них интерес. А интерес появляется всегда вследствие знакомства с чем-то новым, необычным, ярким, познавательным! Использование презентаций и интерактивных игр соответствует всем вышеперечисленным характеристикам.
Я использую презентации при введении нового лексического материала, а также при закреплении. В старших группах при знакомстве с животными Коми края, я использовала презентацию «Подготовка животных к зиме», где дети обогатили свои знания о способах подготовки лесных животных к холодному времени года и об особенностях приспособления к окружающей среде.
При знакомстве с темой «Тшакъяс» - «Грибы» использовала презентацию «Миян быдмысь тшакъяс», с помощью которой дети 6-7 лет хорошо запомнили и правильно произносили названия грибов. А для более глубокого запоминания названий грибов, в занятие включила кроссворд «Тшакъяс» в виде презентации.
Для знакомства детей с культурой, традициями и богатствами Республики Коми использовала презентацию «Коми край люби и знай».
В занятии по теме «Сёян-юан», при закреплении стихотворения «Сёя кӧ…» в средних группах, применяла презентацию, где ребенку после чтения слов воспитателя, надо закончить фразу, например, «Юа кӧ ме… (йӧв), ворса шы ни тӧв. Сёя кӧ ме…(рок), удал лоас кок. Сёя кӧ ме…(нянь), лоа ён да шань. Сёя кӧ ме…(шыд), лоа зэв ыджыд.
Для детей 4-5 лет, по теме «Животные», использовала красочную презентацию со звуками животных, что стало еще более интересным для ребят. При разучивании песен применяла магнитофон, с помощью него воспроизводила ребятам аудиозаписи.
Для поддержания интереса к изучению коми языка применяю интерактивные игры, которые не только повышают активность детей, но и развивают творческую, мыслительную деятельность. Так я создала игры для детей 5-6 лет «Собери овощи в корзину» и «Четвертый лишний».
Также смотрели мультфильмы на коми языке «Светофор», «Яг морт», «Пера богатырь», «Винни пух». Юные зрители были очень довольны просмотром новых мультфильмов.
Не смотря на то, что я очень трепетно отношусь к бумажным печатным носителям, таким как учебники, словари, справочники, я понимаю – будущее за информационно - коммуникационными технологиями. На смену старому всегда приходит что-то новое. И это новое всегда увлекает нас, расширяет наше представление о мире, требует идти вперед! И как здорово, что это может еще и приносить положительные результаты, являться источником прогресса. Китайская мудрость гласит: «Скажи мне - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Воспитатель показывает - ребёнок запоминает, а дальше – детское творчество. Ребенок сам создает свое будущее, задача воспитателя идти рядом и не мешать.