Особенности организации и осуществления оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста
Дошкольное детство – очень короткий период в жизни человека. Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни – одна из ключевых целей в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо – только здоровый ребенок может развиваться гармонично. Здоровье и развитие ребенка напрямую зависит от того, в каких условиях он живет, как организован процесс его воспитания, какие люди его окружают.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_osobennosti_organizatsii_i_osushchestvleniya_ozdorovitelnoy.doc | 61 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности организации и осуществления оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста
Дошкольное детство – очень короткий период в жизни человека. Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни – одна из ключевых целей в системе дошкольного образования. И это вполне объяснимо – только здоровый ребенок может развиваться гармонично. Здоровье и развитие ребенка напрямую зависит от того, в каких условиях он живет, как организован процесс его воспитания, какие люди его окружают.
В России с древних времен детей приучали к холоду и к физическому труду. Поэтому главная моя цель: создание для детей таких условий, которые бы, способствовали не только развитию умственных, физических, психических качеств детей, но и явились бы гарантом их безопасного нахождения в дошкольном учреждении.
Для меня очень важно, чтобы дети обладали не только определенными знаниями, умениями, навыками, но могли их применять в нестандартных, порой сложных ситуациях. Могли находить оптимальный выход, противостоять неудачам, проблемам, быть просто счастливыми и здоровыми. Ведь современная жизнь наполнена разными событиями, которые необходимо уметь принимать, воспринимать и изменять в свою пользу. Поэтому необходимо отметить, что полноценное здоровье, которое заключалось бы не только в развитых физических качествах, физиологических особенностях, но и полноценном психологическом благополучии. Воспитатель, который постоянно чем-то недоволен, не может научить детей радоваться жизни, добиваться каких-то успехов. Если же педагог находится в постоянном поиске, веселый, умеет радоваться, открытый и доброжелателен к окружающим – он пример для детей, который уже сейчас в детстве задумывается о будущем.
Меня волновали многие темы воспитательно-оздоровительного процесса: воздействие природы на всестороннее развитие ребенка, интеллектуальное развитие детей, дошкольного возраста через использование дидактических игр с математическим содержанием, приобщение детей к русской народной культуре. Последние три года меня стала интересовать проблема детской заболеваемости детей в дошкольных учреждениях. Поэтому темой моего самообразования на протяжении трех лет являлась: «Азбука здоровья и формирование здорового образа жизни дошкольников».
Цель: формирование осознанного отношения к своему здоровью, потребности к ЗОЖ дошкольников.
Задачи:
- Развивать элементарные представления об основных понятиях и правилах ЗОЖ ;
- Содействовать сохранению и укреплению здоровья детей, развивать потребность в активном образе жизни.
- Прививать осознанное отношение детей к своему здоровью.
Ожидаемые результаты работы над темой являются:
- снижение уровня заболеваемости;
- сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни;
- полученные элементарные представления об основных понятиях и правилах здорового образа жизни;
- повышение уровня самостоятельности и активности воспитанников в принятии важных решений в разных жизненных ситуациях;
- овладение первичными исследовательскими умениями в ходе проекта;
- формирование и совершенствование интеллектуально-творческого потенциала;
- повышение числа воспитанников с адекватной самооценкой.
Я же пришла к вопросу снижения детской заболеваемости после того, как был проведен медицинский осмотр и было выявлено, что 54% детей являются здоровыми, а 46%: -имеют разные отклонения в здоровье: из них-нарушение осанки-28%, проблемы органов пищеварения-6 %.
Кроме того, в ходе бесед и опросов детей и родителей о здоровом образе жизни, все участники отметили, что не хватает времени заниматься ЗОЖ, вести активный образ жизни. Ссылались на суровые климатические особенности края: длинную зиму и короткое лето, частые осадки, снижение наличия кислорода в воздухе в связи с заболоченностью территории и другое. Это и привело меня к мысли о разработке некой системы организации и осуществления оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста и реализации данного проекта.
Работа по сохранению и укреплению здоровья детей-это длительный процесс, поэтому реализация проекта проходила в три этапа и длилась три года.
1 этап-организационный или информационно-диагностический (01.09.2012- 31.08.2013г.г.);
- анализ здоровья воспитанников;
- проведение диагностики знаний детей об отношении к здоровому образу жизни на начало проекта;
-создание Центра здоровья;
-анализ интернет-источников и поиск эффективных методов и приемов работы с детьми;
-анализ теоретических источников по данному вопросу; создание модели здоровьесберегающих компетенций;
-разработка плана мероприятий по формированию осознанного отношения детей дошкольного возраста к собственному здоровью и мотивации родителей на здоровый образ жизни.
2 этап-внедренческий (01.09.2013-31.05.2015г.г.);
-реализация плана мероприятий по формированию осознанного отношения детей дошкольного возраста к собственному здоровью и мотивации родителей на здоровый образ жизни.
3 этап-аналитический, итоговый (01.06.2015г. по 31.08.2015г.).
- проведение анализа выполненных мероприятий с родителями, детьми;
На мой взгляд, укреплять здоровье детей дело рук не только педагогов, но и самих родителей. Поэтому работу я и построила на тесном сотрудничестве с родителями. Прежде всего, провела просветительскую работу, подкрепленную практическими оздоровительными мероприятиями. Показ родителям на видео закаливающую гимнастику после сна; беседа по закаливающим процедурам и их эффективности. Родители в свою очередь активно приняли участие в беседе и предлагали свои методы и приемы, которые используют в домашних условиях. В свою очередь я предложила один из комплексов закаливания, самомассаж, дыхательной и пальчиковой гимнастики, точечный массаж.
Для эффективного протекания оздоровительной работы, мною в группе создан Центр здоровьесбережения, в котором в достаточном количестве содержаться материалы по ЗОЖ, о спорте, полезной и вредной еде, физкультуре. Материал центра активно использовался как на занятиях, совместной деятельности воспитателя с детьми, так и в свободной деятельности. Он эстетически хорошо оформлен, яркий и безопасный.
В наличие альбомы на различную тематику: о правила дорожного движения, спорте, особое значение придается картинкам о здоровом образе жизни, вредных привычках. Имеется «Атлас анатомии человека», «Все обо всем – мое тело», «Энциклопедия», Дидактические карточки «Мой организм», Дидактические игры «Моя голова», «Валеология или здоровый малыш» (кожа, питание, сон, зубы, зрение, слух) 1 и 2 части. «Малыши крепыши» как вести здоровый и подвижный образ жизни 1 и 2 части. Дидактические игры: «Человек», «Правила ухода за телом», «Полезные и вредные продукты», «Помоги себе сам».
Большое внимание было уделено использованию бросового материала, нестандартного материала, из которого был изготовлен оздоровительный и физкультурный инвентарь, применяемый для укрепления здоровья детей. Такое физкультурно-оздоровительное оборудование изготовлено руками воспитателя и родителей: шарики из ниток, используемые для разнообразных игр («Снежки», «Попади в цель», «Поймай шарик»), дорожки для закаливания с прикрепленными к ним бигудями, пуговками, тугой веревкой, донышками разнообразных бутылок, деревянными конструкторами (палочки), природный материал: шишки, камни; бросовый материал: пробки с пластиковых бутылок, колпачки с фломастеров, нитки.
Шипованые мячики для использования укрепления свода стопы и профилактики плоскостопия. Так же приобретены корригирующие дорожки, массажеры Су-джок для развития мелкой моторики рук, ног, воздействия на рецепторы.
Информационное обеспечение находится на достаточном уровне. Имеются книги, как по данной теме, так и для учебно-воспитательного процесса.
Свою работу с детьми строила на основе идей ведущих педагогов, ученых, педиатров. Касаясь своей работы по самообразованию, мною было в достаточном количестве изучено литературы известных педиатров и педагогов:
Юрий Филлипович Змоновский «Воспитание детей здоровыми» В его книге я познакомилась с рекомендациями родителям по организации эффективной системы оздоровления. Узнала о важности двигательной активности детей в жизни детей, влиянии на укрепление здоровья. Автор уделяет должное внимание закаливанию, а также способам предупреждения плоскостопия, нарушения осанки,
Картушина Марина Юрьевна «Быть здоровыми хотим», «Зеленый огонек». Автор указывает на важность использования различных методов оздоровления: самомассажа, дыхательной и пальчиковой гимнастики. Указывает на то, что все методы оздоровления должны проводиться в игровой форме, с использованием песен, стихов.
Кудрявцев В. Т. «Развивающая педагогика оздоровления». Я познакомилась с тем, что автор критикует традиционную систему в физическом воспитании, заключающуюся в показе воспитателем движения. Он уделяет внимание развитию детей воображения, как важному моменту оздоровительных мероприятий. Говорит о том, что заболеваемость весной связана с увеличением магнитного поля земли и солнечной активности. Дети реагируют и возникают нарушения работы системы органов, снижается иммунитет. Призывает гулять в любую погоду. Говорит о разнообразии использовании движений на прогулке.
Были изучены статьи о босохождении и механизме его закаливающего воздействия, фитотерапии, профилактических мероприятиях гриппа и ОРВИ заболеваний, изучена двигательная активность детей на прогулке. В своей работе использую научно обоснованные оздоровительные методики, адаптированные к определенному возрасту: дыхательные упражнения по методике А. Н. Стрельниковой, B.C. Толкачевой, К.И. Бутейко; подвижные игры для оздоровления детей, разработанные В.Л. Страховской, игровой массаж T.B. Нестерюк, самомассаж, точечный массаж А. А. У майской, С. А. Исаевой.
Оздоровительная работа осуществлялась с учетом индивидуальных особенностей ребенка. При проведении различных видов массажа, гимнастики уделяла внимание эмоциональному настрою ребенка, его желанию к проявлению положительных эмоций. С детьми, перенесшими заболевания проводила щадящее закаливание. Двигательную активность строила так, чтобы была минимальная нагрузка: включала игры малой подвижности, использовала дыхательные упражнения с произношением звуков, слогов. О степени нагрузки свидетельствовали розовый цвет лица, хорошее настроение ребенка. С воспитанниками осуществлялись разные виды деятельности: беседы, НОД о спорте, здоровьесберегающих приемах, средствах укрепления здоровья, спорте и физкультуре, закаливании; продуктивные виды деятельности, физкультурно-оздоровительные развлечения и досуги, часы здоровья, Дни открытых дверей.
Центральное место в работе с детьми отводилось формированию валеологических представлений детей по темам:
- что такое витамины, о самых значимых витаминах, в чём они содержаться и как влияют на здоровье;
- что такое органы человека, как они работают, их значение в жизни человека;
- что такое режим, гигиена и закаливание;
- что такое полезные и вредные продукты, какие они;
- что полезно для организма;
- роль воды в жизни человека;
- что такое микробы и вирусы;
- что такое болезни, причине заболеваний, средства профилактики;
- правила оказания себе первой помощи
- что такое аптека, для чего она нужна;
- лекарственные растения, лекарственные растения нашего региона.
Использовались формы работы: беседы, НОД, практическая и продуктивная деятельность, эксперименты, наблюдения, дидактические и подвижные игры.
Результаты своей деятельности отслеживаю в процессе проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий, позволяющих увидеть сформированные у детей умения использования оздоровительных элементов в повседневной жизни. Мною ежегодно проводилось анкетирование родителей, дающее адекватную оценку своей работе. Родители отмечали существенные изменения в состоянии здоровья детей, давали положительную оценку проведения оздоровительной работы в группе, о чем свидетельствуют отзывы и благодарственные письма.
Работа с детьми и родителями позволила снизить случаи заболеваемости, сформировала привычку вести ЗОЖ, заниматься спортом. Динамика развития познавательных процессов показала их рост на конец проекта –высокий уровень -72% (на начало проекта 28%). Мотивация к ведению ЗОЖ повысилась и составила 66% (на начало проекта 12%).
Воспитанники стали реже болеть. Повысился их познавательный и интеллектуальный уровень, ведь здоровый ребенок активно познает окружающий мир, стремится к нахождению общего языка с друзьями, взрослыми, родителями. Осуществление здоровьесберегающей работы оказало влияние и на уровень знаний у детей по разным направлениям развития ООП ДО, о чем свидетельствовали показатели педагогической диагностики.
Таким образом, считаю, что успех воспитательно-образовательной работы зависит не только от самого воспитателя, но и от его тесного сотрудничества как с родителями воспитанников, так и педагогами всего ДОУ, администрацией. Важно не стоять на месте, а совершенствоваться в своей работе, изучать современную литературу, замечать проблемы воспитательно-образовательного процесса, стремиться к поиску эффективных путей решения, любить свою профессию и стремиться вносить новое и интересное.