Консультация для родителей «Занятия по программе «Умный гном» в домашних условиях.

Мравян Оксана Юрьевна

Применение идей в исследовательской деятельности дошкольников позволяет значительно расширить знания, повысить интеллект. Данный подход формирует познавательные, практические и творческие умения, развивает логическое мышление, наблюдательность и самостоятельность, учит проявлять активность в решении поставленных проблем.

Предлагаем занятия по программе «Умный гном», которые родители могут провести с ребёнком в домашних условиях. Материалы для этих занятий без труда можно найти в любом доме. Систематические занятия  прекрасно развивают механизмы, необходимые для овладения письмом, создают условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивают навыки ручной умелости. Обязательные условия к проведению занятий:

  • Дети должны самостоятельно убирать за собой свои рабочие места.
  • В упражнениях важно всегда работать тремя пальчиками, так как будто держим ручку.
  • Работать всегда слева направо, как при письме.
  • Важно, чтобы каждый ребенок, по мере возможности, проводил эти занятия самостоятельно.
  • Обязательно поощряйте ребенка за стремление и активность.

Пересыпание сыпучих предметов

Пересыпание сыпучих предметов (например фасоли, гречки ,гороха) ложкой (лучше использовать деревянную) из одной чашки в другую. Емкости для пересыпания лучше использовать среднего размера и прозрачные. Выполнять упражнение желательно на подносе. После того как ребёнок пересыпал до конца, хвалим показываем что пиала пуста разворачиваем поднос.

Просеивание ситечком

Просеивание ситечком крупу (например манку и гречку). Для занятия нужны три пиалы, в одной у нас манка смешанная с гречкой, а остальные две пустые. Предлагаем ребёнку разделить гречку от манки. Набрать крупы в ситечко и просеять манку в одну ёмкость, а гречку - высыпать в другую ёмкость.

Перебирание руками

Перебирание руками (фасоль, горох, косточки от хурмы). Для этого понадобится три пиалы. Предлагаем ребёнку побыть немного Золушкой и перебрать фасоль в одну ёмкость, горох в другую ёмкость, а косточки от хурмы в третью.

Переливание воды из кувшинчика

Переливание воды из маленького кувшинчика или молочника в ёмкости. Можно усложнить процесс переливание воды в стаканы, баночки и бутылочки от детского питания используя воронку или несколько воронок разных размеров. Переливаем так же как и пересыпаем слева направо, при этом левой рукой держим ручку кувшина или молочника, а правой рукой поддерживаем носик кувшина или молочника (чтобы ребёнок смог проконтролировать сколько воды ему нужно налить в ёмкость и вовремя смог остановиться и приподнять носик кувшинчика). В конце работы используем сухую губку для собирания на подносе нечаянно пролитой воды.

Переливание воды при помощи губки

Для этого занятия можно купить двойную миску для кормления животных. Переливаем воду так же слева направо. Мы берём губку, промакиваем её в ёмкость которая находится слева от нас и набрав таким образом воды, переливаем эту воду в пустую ёмкость которая находится справа от нас (набираем губкой воду в одной мисочке и отжимаем над другой). Так переливаем всю воду пока ёмкость не окажется пустой. В конце работы используем другую сухую губку, в случае того если вода пролилась мимо или остались капельки воды на подносе.

Перекладывание пинцетом

В качестве материала для занятия используем кусочки цветного поролона и три ёмкости. Разрезаем цветную губку на кубики среднего размера и цвета, например, жёлтые, синее, зелёные. Предлагаем ребёнку пинцетом (можно использовать простой маникюрный пинцет или пинцет от детского набора "Доктор") перекладывать поролоновые кубики желтого цвета в одну мисочку, синие - в другую, зеленые в третью.

Ванна с фасолью

В большую ёмкость (например, большая салатница, таз или даже детская ванна) насыпаем  несколько пакетиков фасоли (чем больше емкость, тем больше потребуется фасоли). Прячем там мелкие игрушки от киндер-сюрпризов и предлагаем ребенку найти их на ощупь. Если емкость позволяет (ванна или большой таз), то ребёнка можно запустить в эту фасоль полностью побарахтаться, посидеть, походить. Обычно дети с радостью это выполняют.

Игры с крышками

Крышечки от баночек из под детского питания  красим в четыре основные цвета(можно использовать баночки из под пальчиковых игр фирмы "Каляка-маляка" крышечки у них уже цветные). Прорезаем крышечки посередине - это будут разноцветные полянки. Пуговицы тех же цветов, что и крышки используем в качестве бабочек. Вместо пуговиц можно использовать мелкий конструктор в виде разноцветных цветочков. Предлагаем ребёнку выполнить действие: посадить цветочки на свои полянки. Дети с радостью выполняют эти действия и быстро выучивают цвета.

Определяем на ощупь

Для занятия потребуются кусочки ткани одинаковые по размеру, но разные по цвету, текстуре и.т.д. Предлагаем маленькому ребёнку найти одинаковые т.е подобрать пару. А более старшему ребёнку можно предложить тоже задание только с закрытыми или завязанными глазами.

Прищепки

Для занятия потребуются деревянные или разноцветные пластмассовые прищепки, а так же разноцветные пластмассовые ёмкости. Предлагаем ребёнку прицепить прищепки по цветам на емкости. Вместо емкостей можно использовать плотный картон. Вырезаем из картона солнышко, или к примеру, ёжика и предлагаем ребёнку помочь солнышку найти свои лучики или ёжику иголки.

Переливание при помощи детской клизмочки

Переливание воды из одной ёмкости в другую детской клизмочкой (Грушей).Предлагаем ребёнку нажать на грушу и опустив её в воду, потихонечку расслабить пальцы, тем самым набрав в грушу воды. Набранную воду выжимаем из груши в ёмкость справа. Таким образом необходимо перелить всю воду из одной емкости в другую. По окончанию работы, промакиваем пролившую воду на подносе губкой.

 

 

 

 

Вылавливание из воды

В занятии можно использовать пробки от шампанского или пластиковые маленькие мячики. Для этого упражнения нужны две миски, в одной из которых налита вода. Предлагаем малышу бросить в неё мячики, а затем ситечком или ложкой их выловить и переложить в емкость без воды. Здесь важно следить за ребёнком что бы он правильно держал ложку. В конце работы используем сухую губку для вытирания стола.

 

Взбивание венчиком пенки для ванны.

Используем в занятии большую ёмкость или большую салатницу. Предлагаем ребёнку капнуть немного пенки. Затем показываем как правильно её взбивать: можно взбивать растирая венчик между ладошками так пышнее получается пенка, или традиционным методом (совершая движения по часовой стрелке). Левой рукой придерживаем миску.

 

Пересыпание крупы

Пересыпание крупы, например фасоли, из одного кувшина в другой. Кувшин берём в правую руку, и придерживая за носик кувшина левой рукой, пересыпаем фасоль в другой кувшин или какую-нибудь ёмкость. Если ребёнок в ходе работы просыпал фасоль, то мы предлагаем ему собрать фасоль щёткой в совок.

 

Подбираем крышки к баночкам

Для занятия понадобятся баночки от крема разных форм и размеров(пустых).Открыть все баночки, перемешать крышечки, и предложить ребёнку подобрать крышечки к баночкам и закрутить или закрыть их.