РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ УМЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА.
Формирование личности человека может быть эффективным лишь в том случае. Если в этом процессе будут актуализированы творческие возможности человека в различных видах деятельности.
Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства, когда ребёнок под руководством взрослого начинает овладевать различными видами деятельности, в том числе и художественными.
Большие возможности в развитии творчества заключает в себе изобразительная деятельность и прежде всего рисование.
Анализ процесса создания ребёнком изображения показывает, что для создания рисунка необходимо наличие, с одной стороны, отчетливых представлений о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, с другой стороны, умение выразить эти представления в графической форме на плоскости листа бумаги, подчинить движение руки задаче изображения, следовательно, требуется не только специальная организация восприятия детей с целью образования нужных представлений, но и развитие движений руки, формирование графических навыков и умений.
Изучение детских рисунков свидетельствует о том, что обучению технике рисования в дошкольных учреждениях уделяется мало внимания.
Вместе с тем, не овладев графическими средствами изображения, техникой рисования, дети испытывают трудности в передаче образов окружающей жизни, что мешает их радости творчества, вызывает отрицательное отношение к рисованию.
Плохое владение инструментом, своей рукой, незнание материалов, способов рисования ими, их выразительных возможностей вызывает затруднения при решении изобразительных задач, мешает ребёнку передать в рисунке задуманное.
Поэтому овладение графической стороной рисования является важным условием, обеспечивающим творческое решение изобразительной задачи, развития способности к рисованию.
В настоящее время, когда теоретические и некоторые практические вопросы формирования графических навыков решены, особое значение приобретает дальнейшее совершенствование методов обучения.
Большое значение в формировании правильных способов действия с карандашом и кистью, в развитии формообразующих движений и их качеств имеет организация ориентировочно-исследовательской деятельности детей, направленной на ознакомление с действием руки перед изображением предмета. Результатом этой деятельности является формирование представлений детей о движении руки при изображении.
Усвоение всеми детьми одних и тех же навыков и умений не препятствует индивидуальным проявлением в творческом решении изобразительной задачи. Более того, овладение графическими навыками позволяет детям свободно применять их при создании изображения.
Декоративное рисование как один из видов занятий изобразительной деятельностью имеет важное значение для эстетического воспитания детей в детском саду. Оно способствует развитию художественного вкуса детей, пониманию особенностей построения узоров и применения их в быту.
Богатым источником, из которого следует черпать материал для занятий с детьми по рисованию, является многообразное народное декоративное искусство, в орнаментах его отражается родная природа и национальная культура, что в наши дни является очень актуальным.
Резьба по дереву, металлу, кости, камню; роспись на керамике, посуде, кружева, вышивка самой разнообразной техники и многое другое составляют богатство народного декоративного искусства.
В орнаментах росписи, резьбы и вышивки с большой правдой передаются такие растительные мотивы, как ягоды, цветы, листья различных растений. Мотивы морозных узоров и снежинок встречаются в вологодских кружевах и вышивке. Такое содержание народных узоров близко и понятно детям.
Особенностью народного декоративного узора является ритмическое повторение тех или иных элементов рисунка. Такое повторение может быть и очень простым, например чередование одних и тех же элементов, и более сложным, когда какая-либо деталь узора повторяется через определённый промежуток.
Во всех детских садах необходимо иметь предметы народного декоративного искусства, их нужно рассматривать с детьми, обращать внимание на их особенности содержания и построения узоров, на цветовые сочетания.
В детях следует воспитывать уважение и интерес к работе мастеров, вложивших свой труд и душу в эти вещи.
2. Значение декоративного рисования в художественно-творческом развитии детей.
Декоративно-прикладное искусство - одно из древнейших. Первые образцы такого искусства относятся к первобытной эпохе. Традиции народного прикладного искусства складывались веками, развивались и бережно передавались из поколения в поколение. Россия богата разными видами народного декоративного творчества.
Декоративное искусство близко к природе. Художники веками наблюдали мир животных, растений, видели, чувствовали гармонию в природе: ритм, соразмерность, упорядоченность, разумность и рациональность. Так появились элементы и композиции декоративного искусства по мотивам растительных форм.
В народном декоративном искусстве нет ничего лишнего, в нём отобрано и сохранено главное. Самые выразительные признаки окружающих предметов переданы выразительно и лаконично. Подлинно народное искусство отличается особой простотой, вкусом, выразительностью. Именно поэтому оно понятно и доступно дошкольникам, именно поэтому имеет огромное значение в художественно-творческом развитии детей. Произведения народного декоративного искусства отличаются красочностью, яркостью, насыщенностью цветовых сочетаний.
А.П.Усова, Е.А.Флёрина, Н.П. Сакулина не раз отмечали, что ребёнок тянется ко всему яркому, красочному. В своей художественной деятельности он сам тяготеет к чистым локальным цветам, ритму, симметрии. Многие работы народных мастеров дети воспринимают глубже и полнее, чем большие полотна живописи и скульптуру. Это очень помогает педагогу в формировании у детей художественного вкуса и в руководстве их художественным творчеством.
Народное декоративное искусство- часть национальной культуры. В нём проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности: гуманизм, оптимизм, мудрость, смелость, извечное стремление к красоте.
Большой вклад в анализ, выявление особенностей декоративного искусства разных народов, выделение в нём содержания, приемлемого в художественной деятельности детей-дошкольников, внесла З.А.Богатеева. Присвоение детьми через искусство нравственно-эстетических ценностей своего народа, развитие первого чувства Родины имеет огромное значение и для будущего становления личности, осознания себя как частицы своего народа, своей страны, и для художественно-творческого развития.
3. Задачи декоративного рисования и анализ соответствующего раздела программы «От рождения до школы»
Общие задачи обучения дошкольников декоративному рисованию следующие:
1.Формирование у детей интереса к предметам народного искусства; понимание его особенностей; желание знать искусство местного края, различать стили наиболее известных видов декоративной живописи (хохломской, городецкой, дымковской, жостовской и др.).
2.Формирование у детей желания заниматься подобной деятельностью по предложению взрослых и по собственной инициативе.
3. Формирование обобщенных знаний и соответствующих умений:
освоение детьми характерных элементов, колорита, композиции. Узоров той или иной росписи; умения создавать выразительные узоры на бумаге разного формата и на объёмных предметах;
воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии.
4.Воспитание активности, самостоятельности, инициативы и творчества при создании выразительных узоров (в поиске, выборе элементов, колорита, композиции).
Г.Г.Григорьева.
Следующие задачи по обучению детей декоративному рисованию обозначила Е.Г.Ковальская:
1. Воспитание у детей интереса к предметам искусства в быту.
2. Усвоение детьми различных приёмов изображения декоративного узора.
3. Передача простыми приёмами мотивов растительного узора
4. Обучение детей несложному композиционному построению узора на бумаге разного формата
5. Воспитание у детей вкуса при подборе цвета в узоре в зависимости от цвета фона.
Все эти задачи в той или иной мере осуществляются на каждом занятии по декоративному рисованию.
Принципы обучения детей декоративному рисованию:
(по Г.Г.Григорьевой)
1. Обучение детей декоративному рисованию по мотивам народного декоративного искусства. Это объясняется тем, что все приёмы декоративной деятельности представлены в этом искусстве и оно представляет собой высокохудожественные образцы, достойные для подражания.
2. Обучение детей декоративно-художественной деятельности на основе близкого, родного искусства местного края. В старшем дошкольном возрасте постепенно введение в жизнь ребёнка новых видов народного искусства и сравнение их между собой. В процессе последующего сравнения формирование обобщённых представлений о способах выполнения узоров, о ритме, симметрии, соответствии композиции форме предмета как основных средствах выразительности.
3. Занятия декоративным рисованием рассматриваются как элемент общей системы воспитательной работы, направленной на развитие личности средствами народного прикладного искусства.
4. Обучение необходимо вести с применением подлинных предметов народного искусства. Н.П.Сакулина отмечала, что идеальный, хотя и трудно достижимый вариант- это применение подлинных предметов - образцов , подобранных с учётом постепенно усложняющихся элементов и композиций узоров.
5. Взаимосвязь всех видов декоративно-художественной деятельности ( рисования, лепки, аппликации).
6. Процесс обучения предполагает ограниченную связь в формировании знаний, чувств и активного действия в форме собственной изобразительной деятельности.
Анализируя соответствующий раздел программы «Детство» можно увидеть, что обучение декоративному рисованию начинается со второй младшей группы. Уже на третьем году жизни ребенок учится эмоционально откликаться на произведения народного искусства: глиняные игрушки (дымковская, каргопольская, филимоновская).
На 4 г. Жизни осваивает умение видеть предметную и геометрическую форму как основу и строить на ней нарядный узор при помощи ритма и чередования форм, цветовых пятен на плоскости. Учится правильно держать кисть и регулировать силу нажима.
В среднем возрасте ребенок получает представление о том, что образы и узоры , их элементы взяты человеком из природы. Знакомится с игрушками из глины (дымковской, каргопольской, филимоновской, оятской, тверской), из дерева (богородской, семёновской, полохов – майданской, мезенской, архангельской птицей из щепы), с городецкой росписью, жостовской; вологодскими кружевами, владимирской вышевкой и др.
Начиная со старшей группы вводится знакомство с рязанской, жбанниковской, гриневской, скопинской, абашевской русской и др. видами игрушек из глины. Детей знакомят и обучают росписи Городца, Хохломы, Палеха, Гжели. Ребята различают виды русского прикладного искусства по основным стилевым признакам.
Получают представления о декоративно – оформительском искусстве.
4.Использование произведений декоративно-прикладного искусства на занятиях декоративным рисованием.
Как уже говорилось ранее во всех детских садах необходимо иметь предметы народного декоративного искусства, такие, как вазы, бочонки, стаканчики для карандашей, кукольную посуду и мебель, хохломские росписи по дереву, цветные подносы, расписанные красочными букетами, красивые и простые по форме керамические кувшины, вышитые народным узором панно для кукольного уголка и пр.
Эти вещи нужно рассматривать с детьми, обращать их внимание на особенности содержания и построение узоров, на цветовые сочетания.
Огромное значение имеет использование произведений декоративно прикладного искусства, как наглядного материала, на вводных занятиях по ознакомлению декоративным рисованием.
Например, на вводном занятии по ознакомлению с гжелью можно организовать экскурсию в музей гжельской керамики. Рассказать детям (в качестве экскурсовода), что Гжель-это город, центр народной керамики. При этом дети наглядно будут видеть, рассматривать и сравнивать то, что изготовляли гжельские гончары: всевозможные кувшины, кумганы, тарелки, цветочные горшки, расписанные сюжетами сцен охоты, пейзажами, растительными орнаментами и тд.
5.Приёмы ознакомления детей с декоративно-прикладным искусством (методы и приёмы ознакомления детей старшего возраста с гжелью).
Декоративное рисование вводится со средней группы. Детям этого возраста доступно выполнение узоров из таких простых элементов, как мазки, точки, прямые линии, кольца, круги. Эти элементы ярко представлены в росписи дымковской игрушки. И на её примере можно учить детей декоративному рисованию.
В этом возрасте дети только начинают овладевать приёмами построения узора на бумаге основных форм. Методы и приёмы по ознакомлению детей с декоративно-прикладным искусством те же, что при обучении изображению предметов, сюжетов. Однако имеют свою специфику. Метод наблюдения необходимо использовать в системе работы, когда узоры народных мастеров выполнены по растительным мотивам, включают стилизованное изображения животных и птиц. Поэтому предварительные наблюдения за природой служат основой для понимания, для искреннего эмоционального отклика детей. Такие наблюдения помогают взрослым объяснить, а детям - понять истоки творчества народных художников. Широко применяется приём обследования, рассматривания образцов народного творчества. При сохранении общей структуры такого обследования содержанием центральной его части является выделение элементов, композиции, колорита. Таким образом, выделяются и называются главные элементы узора, их цвет, величина, месторасположение. Особое место занимает образец воспитателя (в обучении декоративному рисованию). Первые образцы для обучения детей декоративному рисованию по мотивам народного искусства были разработаны Е.И.Ковальской.
Показ способов изображения элементов, демонстрация способов действия (техники) с кистью так же широко применяется в обучении декоративному рисованию. Применение в системе обучения игрового приема, художественного слова, музыки очень полезно. Гармонично сочетается народное изобразительное искусство и соответствующая деятельность детей с музыкальным и поэтическим фольклорными жанрами (потешками, прибаутками), со сказками.
Цель занятий по гжельской росписи- подарить детям радость творчества, познакомить их с историей гжельского народного художественного промысла, показать приёмы работы кистью. Воспитатель должен раскрыть способности ребёнка, помочь ему преодолеть трудности.
На первом вводном занятии детям сообщают краткие сведения об истории Гжельского промысла, показывают слайды, репродукции, открытки, иллюстрации, рассказывают о значении расписных изделий. На следующих занятиях дети зарисовывают геометрический орнамент, применяемый гжельскими умельцами.
Первое знакомство с гжелью в соответствии с программой «Детство» начинается со старшего возраста. В остальном методы и приёмы те же, что при ознакомлении и обучении другим видам декоративно-прикладного искусства.
6.Методика обучения детей старшего возраста декоративному рисованию с использованием мотивов декоративно-прикладного искусства ( методика обучения рисованию гжельских орнаментов).
Методику работы с детьми следует вести одновременно в двух направлениях:
1. Общевоспитательная работа по материалам народного декоративного искусства.
2. Специальное обучение детей соответствующей деятельности на занятиях.
Оба направления тесно взаимосвязаны. Эта взаимосвязь обусловлена единством целей и задач.
Какое содержание, формы, методы работы можно использовать с детьми? Идеальный вариант, когда можно организовать экскурсию на соответствующее производство (в художественный цех или мастерскую).Смысл такой экскурсии заключается в активизации детских чувств (восхищение красотой и т.д.). А на этом фоне сообщение детям знаний об ассортименте изделий и их функциональном назначении; особенностях, своеобразии узоров (элементы, колорит, композиции); технологическом процессе изготовления.
Дополнением к такой работе м.б. просмотр фильмов, диафильмов, художественных альбомов, открыток на соответствующие темы. После накопления соответствующих знаний полезно провести с детьми беседу обобщающего характера. Без специального обучения освоение детьми декоративных узоров по мотивам народной росписи затруднительно. Поэтому необходимо разработать цикл занятий, направленных на обучение детей способам создания узора (второе направление) Этот цикл занятий то же выстраивается системно. В основе его постепенное усложнение содержания, поэтому использование методов и приёмов обучения также д.б.системно. Одна из проблемы методики обучения декоративному рисованию- отбор доступных для детей элементов и композиций узора в стиле той или иной народной росписи.
Кроме элементов, педагогу следует отобрать наиболее типичные и доступные детям композиции узоров.
Т.о., в основу системы знаний положена последовательность формирования обобщённых, гибких, вариативных знаний и умений. Это находит своё отражение и методике проведения занятий.
Перед началом занятий по обучению рисования гжели воспитателю необходимо подготовить помещение. Можно сделать выставку росписей, разместить стенды, отражающие историю Гжельского промысла, оформив всё в едином стиле. На занятии детям позволяется отрываться от своей работы, чтобы посоветоваться со своим товарищем, что помогает им увидеть недостатки. Специфика занятий требует аккуратности и дисциплинированности. Используются плакаты, открытки, копии гжельских росписей, лучшие работы дошкольников.
Далее дети знакомятся с орнаментом росписи в прямоугольнике, квадрате, круге, овале с сюжетными изображениями, выполняют роспись для кувшина, кумгана, чайника. Разрабатывают композиции на темы: «Подводное царство», «Сказочные паруса», «Птица Сирин» и др. При этом соблюдается главное требование: использование гжельских приёмов росписи - мазков, линий, отводков. В течении года выполняются композиции на свободные темы.
Самое трудное для ребят- это «мазок с тенями»(одним движением кисти достигается широкий диапазон переходов цвета от тёмных тонов до более светлых и лёгких). Далее дети усваивают изображение «гжельской розы», учатся выполнять элементы так называемой «ёлочки»,а в последующем писать «веточки с листиками и бутонами».
Итоговой самостоятельной работой м.б. роспись для украшения интерьера.
7.Заключение и анализ проведённой работы.
Работа по декоративному рисованию достигает нужной цели только при условии связи рисования с работой по развитию художественного вкуса детей, их наблюдательности, умения видеть в окружающей жизни красивые вещи, нарядные узоры, украшения зданий, сочетания цветов, как в предметах искусства, так и в природе. Для этого необходимо привлекать внимание детей к таким предметам, как расписная посуда, ткани, ковры, народные вышивки и пр.
На прогулках надо рассматривать с детьми красивые здания, цветники, привлекательные пейзажи, расцветку осенних листьев и многое другое, что всегда найдется в любом месте нашей страны.
В каждой местности есть свои особенности, своя неповторимая красота природы, свои художественные промыслы. Ознакомление детей с богатством родного края в соединении с обучением орнаментальному рисунку поможет воспитать чувство красоты и любви к народному декоративному искусству и родной природе.
А занятия гжельской росписью способствует эстетическому развитию ребёнка, что включает:
· Формирование и развитие восприятия, эмоций и чувств, памяти, воображения, мышления, воли и других познавательных процессов и эмоционально-волевых характеристик личности;
· Воспитание культуры зрительного восприятия прекрасного в искусстве; понимание правильной его оценки и выражения своего отношения к нему.
· Понимание специфики народного и декоративно-прикладного искусства; воспитание уважения к русскому национальному искусству и искусству других народов.
· Зарождение и развитие эстетических вкусов, взглядов, формирование эстетического идеала.
· Повышение эмоционально – эстетической и общей культуры личности.
Проведенная мною работа оказалась достаточно кропотливой, сложной, но очень интересной. В процессе проведения занятий (а их было пять) у детей наблюдался огромный интерес и желание заниматься гжелью. Особенно неизгладимое впечатление произвело на детей первое, вводное занятие. Чуть сложнее, но не менее интересно и познавательно прошли и другие занятия. Анализируя свою работу можно сделать вывод: конечно пяти занятий очень мало для того, чтобы дать детям представления об этом чудесном виде декоративно-прикладного искусства. Научить их росписи гжели за пять занятий тоже невозможно, но само то, что дети хоть немного прикоснулись к «голубому чуду» уже радость для них и для меня, как их воспитателя.