Проблемы современного экологического воспитания в ДОУ
Проблемы современного экологического воспитания в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
problemy_sovremennogo_ekologicheskogo_vospitaniya_v_dou.docx | 14.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемы современного экологического воспитания в ДОУ
В дошкольном возрасте закладывается фундамент конкретных представлений и знаний о природе. Природное окружение расширяет больше возможностей для формирования экологической культуры, что влияет на развитие нравственных, патриотических чувств.
Конечно, экология - наука непростая. Но, чтобы ее понять и осмысленно работать в области экологического образования, для начала нужно запомнить 4 закона, сформулированных в популярной форме американским ученым Барри Коммонером:
- все связано со всем;
- все куда - нибудь девается;
- все что - нибудь да стоит (ни что не дается даром);
- природа знает лучше.
Актуальность поднимаемой мной проблемы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей - чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из этого катастрофического состояния, в котором они пребывают сейчас.
Мир природы таит в себе больше возможности для всестороннего развития детей. Я считаю, что продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие явлений природы, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать.
В дошкольном учреждении я знакомлю ребят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. Я считаю, что познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней в первую очередь поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные.
По моему мнению каждое знакомство с природой - урок развития ума, творчества, чувства.
При планировании работы с детьми, содержание экологического воспитания я последовательно выстраиваю в соответствии с особенностями сезонных явлений и срокам их протекания. Повторяемость форм реализации содержания и взаимосвязь форм непосредственного обобщения с природой (прогулок, целевых прогулок) с другими формами организации жизнедеятельности детей (занятиями, повседневной деятельностью, праздниками) в разные сезонные года, на разных возрастных этапах позволяет систематизировать педагогический процесс.
Воспитание правильного отношения детей к природе, умение бережно обращаться с живыми существами может быть полноценно осуществлено в дошкольный период лишь в том случае, если система работы в детском саду сочетается с воздействиями на ребят в семье.
Для создания и улучшения развивающей среды в семье и обеспечение адекватного взаимодействия взрослых с детьми я провела работу с родителями. Установила контакт, взаимопонимание и выявила потребности родителей в вопросах воспитания детей. Прежде всего, оценила, какими возможностями он обладает, чтобы оказать помощь родителям в воспитании детей. Кроме того, провела опрос о том, какую помощь от детского сада хотели бы получить родители. Так я смогла выявить предварительную "картину" взаимодействия и сопоставила ее со своими возможностями. Родители должны знать, как организована жизнь и деятельность ребенка в течении дня.
Все предметное и социальное окружение дома, в семье оказывает влияние на развитие ребенка. Это телепередачи для детей, содержание комнатных растений и домашних животных.
Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней. Одним из условий, обеспечивающих это, является организация в детском саду уголков природы. Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, а также общий уголок природы для всего детского учреждения.
Посещение дошкольных учреждений, наблюдения за работой педагогов, беседы с детьми показали: дошкольники проявляют большой интерес к природе, но знания, которые они получают, порой отрывочны и бессистемны. Непонимание ребенком взаимосвязей между животными и неживым в природе, неумение объяснить свои наблюдения, сделать правильные выводы ведет к нарушениям экологических норм и законов. Иногда возникает ощущение, что дети относятся к живым объектам природы как к неодушевленным предметам.
Таким образом, в ознакомлении дошкольников с природой, формирование основ экологического сознания, культуры есть еще много нерешенных проблем.