консультация для педагогов "Отбор и описание диагностического инструментария дополнительной общеразвивающей программы дошкольного образования".
Мониторинг — специально организованное, целевое наблюдение, постоянный контроль и диагностика состояния на базе существующих источников информации, а также специально организованных исследований и измерений.
Мониторинг — это не только системная диагностика, но и выявление, и оценивание проведенных педагогических действий, обеспечивающих обратную связь, осведомляющую о соответствии фактических результатов конечным целям.
Выделим этапы реализации диагностического инструментария.
1. Подготовительный этап (подготовка педагога, выбор диагностических заданий, включение их в план работы с детьми).
2. Основной этап (выполнение детьми диагностических заданий).
3. Заключительный этап (анализ выполненных детьми диагностических заданий).
При реализации диагностического инструментария особое внимание уделяется организации и проведению педагогической диагностики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 18.75 КБ |
Предварительный просмотр:
консультация для педагогов
"Отбор и описание диагностического инструментария дополнительной общеразвивающей программы дошкольного образования".
Мониторинг представляет собой систему сбора, обработки, хранения и распространения информации о состоянии образовательной системы или отдельных ее элементов, а также об удовлетворении образовательных потребностей родителей.
Мониторинг — специально организованное, целевое наблюдение, постоянный контроль и диагностика состояния на базе существующих источников информации, а также специально организованных исследований и измерений.
Мониторинг — это не только системная диагностика, но и выявление, и оценивание проведенных педагогических действий, обеспечивающих обратную связь, осведомляющую о соответствии фактических результатов конечным целям.
Выделим этапы реализации диагностического инструментария.
1. Подготовительный этап (подготовка педагога, выбор диагностических заданий, включение их в план работы с детьми).
2. Основной этап (выполнение детьми диагностических заданий).
3. Заключительный этап (анализ выполненных детьми диагностических заданий).
При реализации диагностического инструментария особое внимание уделяется организации и проведению педагогической диагностики.
Большое значение имеет подбор материала и оборудования для выполнения диагностического задания. Они должны быть интересны своей новизной, необычностью внешнего вида, способом использования или получаемым с его помощью результатом. Оборудование должно быть разнообразным, т.е. предусматривать свободу выбора в соответствии с интересом ребенка. Материала и оборудования должно быть более чем достаточно, чтобы не гасли инициатива и желание выполнять. Предпочтительно использовать материалы и оборудование, которые могут стимулировать, подсказывать содержание, способы выполнения диагностического задания.
Важное условие диагностики — приспособление к индивидуальным особенностям ребенка: его темпу, уровню утомляемости, колебаниям мотивации и т.д. Так, например, в случае быстрого утомления можно сделать перерыв и поговорить с ребенком или дать ему возможность встать, походить, поиграть с ним в мяч и сделать несколько физкультурных упражнений (проверить состояние моторики).
Полученные результаты позволяют говорить насколько эффективно построена образовательная работа в ДОУ и насколько качественно осуществляется взаимодействие с каждым конкретным ребенком:
высокие результаты – отражают успешность образовательной деятельности;
средние результаты – отмечают необходимость обратить внимание на особенности организации образовательной деятельности с данным ребенком;
низкие результаты - требуют тщательного анализа педагогической ситуации и целенаправленного психолого-педагогического сопровождения ребенка.
Мониторинг детского развития и образовательного процесса проводится два раза в год (в октябре и апреле), а в январе диагностика с целью своевременного выявления недостатков в развитии детей. Мониторинг образовательного процесса осуществляется через отслеживание результатов освоения образовательной программы, а мониторинг детского развития проводится на основе оценки развития интегративных качеств ребенка.
Мониторинг образовательного процесса основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов, которые описаны в каждом разделе образовательной программы. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности и специальные педагогические пробы, организуемые педагогом. Данные о результатах мониторинга заносятся в специальную карту развития ребенка в рамках образовательной программы.
Алгоритм разработки и реализации системы мониторинга.
При разработке системы мониторинга необходимо ответить на несколько вопросов, в первую очередь — что оценивать? То есть поставить цель, выбрать объект мониторинга, определив критерии, которые обеспечивают адекватность и полноту информации. Далее осуществляется поиск ответа на вопрос — как оценивать? — выбор и обоснование диагностического инструментария. Затем отвечаем на вопросы — кто оценивает? когда оценивать? где фиксировать результаты? Но самое главное, на что должны ответить разработчики системы мониторинга, это — ЗАЧЕМ оценивать? ДЛЯ ЧЕГО? Мониторинг не является самоцелью: мониторинговые процедуры нужны для оптимального построения образовательной работы с дошкольниками. По результатам оценки уровня развития дошкольников педагог планирует воспитательно-образовательную работу с детьми и родителями.
Исходя из этого, алгоритм разработки и реализации системы мониторинга можно представить следующим образом:
- Определение и формулировка целей и задач мониторинга в соответствии с примерной общеобразовательной программой, приоритетным направлением деятельности образовательного учреждения.
- Отбор критериев планируемых результатов освоения общеобразовательной программы (портрет выпускника — интегративные качества).
- Подбор диагностического инструментария. Важно определить наиболее эффективные, менее затратные по времени и объективные по содержанию формы мониторинга, в зависимости от конкретной ситуации в образовательном учреждении. «Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тестов, проб, аппаратурных методов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных» .
- Определение периодичности и ответственных исполнителей. «Периодичность мониторинга устанавливается образовательным учреждением и должна обеспечивать возможность оценки динамики достижений детей, сбалансированность методов, не приводить к переутомлению воспитанников и не нарушать ход образовательного процесса»
- Проведение диагностических исследований, в соответствии с этическими нормами и правилами диагностической работы.
- Количественный и качественный анализ данных с последующей рефлексией полученных результатов, сравнение с индикативными показателями, формулировка выводов. Сопоставление полученных данных с запланированными показателями дает возможность увидеть, насколько эффективна педагогическая деятельность, поможет наметить план по устранению выявленных недостатков. Обработка данных служит дальнейшему хранению и использованию информации в виде таблиц, диаграмм, графиков и т.д.
Основные формы мониторинга: критериально-ориентированные методики нетестового типа (наблюдения за ребенком, беседы, экспертные оценки) и критериально-ориентированное тестирование, скрининг-тесты и др.
Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низко формализованных (наблюдение, беседа, экспертная оценка и др.) и высоко формализованных (тесты, пробы, аппаратурные методы и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.
Метод наблюдения, по мнению специалистов, является одним на самых распространенных видов диагностики особенностей поведения и психического развития детей. Он позволяет описать реальную жизнь ребенка, дает много живых интересных фактов и позволяет исследовать ребенка в естественных условиях его жизни. Однако использование этого, иногда единственно возможного при взаимодействии с детьми (особенно раннего возраста) метода требует определенных знаний и навыков.
Правила наблюдения
1. Прежде всего необходимо определить, ЧТО именно будет предметом наблюдения (освоение навыков самообслуживания, выполнение режимных моментов, особенности взаимодействия с детьми или со взрослыми и т.д.).
2. Составить реалистичную схему наблюдений.
3. Наблюдать в различных обстоятельствах.
4. Записывать сразу результаты наблюдений.
5. Отмечать дату и время наблюдения.
6. Записи должны быть краткими, точными, конкретными и объективными.
7. Соблюдать конфиденциальность.
Критерии объективности
1. Отразило ли наблюдение основное действие.
2. Передает ли оно содержание того, что было сказано.
3. Дает ли описание представление о главных действующих лицах.
4. Содержит ли описание сведения о времени, месте действия.
5. Содержит ли конкретные реакции всех участников.
6. Соблюдена ли последовательность событий.
Правила проведения обратной связи
1. Придерживайтесь своих наблюдений — не обобщайте.
2. Представляйте свои наблюдения как описание — старайтесь не обвинять.
3. Будьте предусмотрительны: ваше мнение лишь одно из многих.
4. Сосредоточьтесь на том, что, а не почему происходит.
Обратная связь будет полезной для родителей, если:
1) родители смогут понять информацию;
2) родители смогут принять информацию;
3) родители смогут что-то сделать на базе информации.
Ресурсы, необходимые для эффективной реализации диагностического инструментария
Литература
1. Бодалев А.А. Общая психодиагностика / А.А. Бодалев, В.В. Столин, В.С. Аванесов. - СПб.: Изд-во «Речь», 2000. - 440 с.
2. Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – С.Пб.: Питер, 2004.
3. Гуткина Н.И. Психологическая готвность к школе / Н.И. Гуткина М.: Академический Проект, 2000. — 3-е изд., перераб. и доп. — 184 с.
4. Дощицина З.В. Оценка степени готовности детей к обучению в школе в условиях разноуровневой дифференциации / З.В. Дощицына- М.: Новая школа , 1994.- 48 с.
5. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / под.ред. О.В. Дыбиной. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 64 с.
6. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей. Пособие по практической психологии / Т.Д. Марцинковская – М.: ЛИНКА-ПРЕССС, 1998.-176с.
7. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологический детей / Л.с. Цветкова. – М.: Педагогическое общество Россия, 2000.-128с./;
Интернет-ресурсы
www.fipi.ru/ ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений)
http://detski.ucoz.ru Страна детства
детская психология и логопедия
http://azps.ru «А.Я. Психология»
http://www.child-psy.ru/ Детская психология, возрастная психология, воспитание детей
http://www.childpsy.ru/ Детская психология для специалистов