Диалогическая речь – важный показатель общего развития будущего перворклассника.
Диалогическая речь – важный показатель общего развития будущего первоклассника.
Каждый родитель хотел бы видеть своего малыша в будущем деловым человеком, умеющим расположить к себе собеседника. Но для этого человек должен уметь быть в общей беседе, задавать вопросы по теме, аргументировать. Поэтому одним из важных этапов развития речи является обучение детей диалогической речи.
Умение грамотно разговаривать, правильно и логично строить предложения – важный показатель общего развития ребенка. Благодаря речи малыш познает окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения.
Прежде всего, речевые навыки зависят от речевой культуры людей, которые окружают ребенка. Дети очень восприимчивы и копируют в основном фонетику. Поэтому в разговоре с малышом слова нужно произносить четко, ясно проговаривая буквы и грамотно ставя ударения. Родители должны помнить, что они являются речевым образцом для ребенка.
Речь – это сама жизнь, поэтому не надо ограничиваться только чтением художественной литературы, ничто не может заменить ребенку живое общение. Очень важно расширять кругозор ребенка, рассказывая обо всем, что его окружает – это в значительной степени поможет обогатить словарный запас ребенка и развить полноценную грамотную речь.
Родители часто задают вопрос: «Как и с чего начать?»
Прежде всего, надо знать, что в речевом развитии ребенка особое значение имеет возвраст от 4 до 7 лет. Именно в этот период начинают проявляться индивидуальные особенности и недостатки речевого развития детей. Это происходит потому, что ребенок вплотную подошел к возрасту, завершающему становление речи (5 лет).
Развитие речи теснейшим образом связано с интеллектуальным и познавательным развитием ребенка, т. к. у речи и мышления один физиологический источник – мозг человека. Развитое восприятие, наличие познавательных интересов дает серьезный толчок для пополнения словаря, совершенствования грамматического строя речи. Познавательные потребности (желание получить информацию и поделиться ею) стимулирует развитие связных форм речи – диалога монолога.
Известно, что проблемы межличностного (диалогического) общения для ребенка начинаются в основном в семье. Нежелание общаться (из-за нехватки времени, усталости родителей), неумение общаться (родители не знают, о чем разговаривать с ребенком, как строить диалогическое общение с ним) отрицательно влияет на деятельность и душевное самочувствие малыша. Развитие диалога – это двусторонний процесс, когда собеседники общаются на равных, с взаимным пониманием и уважением друг к другу, даже если один из них – ребенок.
Для того, чтобы заложить в ребенке навыки диалогического общения необходимо:
- во время бесед с ребенком демонстрировать культуру ведения диалога; ежедневно обмениваться впечатлениями о прожитом дне, где вопросы задает не только взрослый, но и ребенок. Обсуждать с ним совместные мероприятия.
- формировать осознанное отношение к ведению диалога через ненавязчивый анализ текущего диалога(посредством вопросов «Ты внимательно слушал меня?», «Ты понял, о чем я тебе рассказала?», «Что тебе не понятно?», «У тебя есть ко мне вопросы?»).
- составлять рассказы по семейным фотографиям, охватывающим определенный отрезок времени(рост малыша, летний отдых и т.п.)
- составлять рассказы по сериям картинок (рассказы в картинках Н.Радлова и других художников; комиксы с доступным для детей содержанием и т.п.).
- рассматривать иллюстрации к непрочитанным книгам (по картинкам в книге определить, о чем она (её главную идею); кто главные герои; с чего начинаются приключения героев; какие события в ней описаны; чем закончится история).
- упражнять в составлении элементарных описаний через игровые упражнения типа «Наряды для Золушки» (описание фасонов одежды), «Машины будущего» (описание моделей), «Комнаты разных героев» (описание интерьеров – комнаты в Кошкином доме, комнаты Мальвины, Заюшкиной избушки т.п.).
- поощрять попытки сочинять сказки рассказы. Обыгрывать детские сочинения театрализованными средствами.
- необходимо также развивать мелкую моторику руки посредством игровых упражнений, т.к. она очень тесно связана с развитием речи. Для этого давать детям дома под контролем взрослых вырезать ножницами, шить иголкой с большим ушком, лепить; сортировать или перебирать крупу, рассыпанную на ровной поверхности, играть в настольные игры типа «Мозаика», «Конструктор».
- стремиться к созданию в окружении ребенка культурной, богатой речевой среды. Организовать с детьми посещение театров, концертов, прослушивать грамм- и аудиозаписи с литературными произведениями в исполнении чтецов-профессионалов, ежедневно читать книги.
Необходимо запомнить, что ребенок растет в среде с определенными устоями и правилами, и вырастет таким, каким воспитает среда его семьи. Родители – начало всех начал для малыша, и нужно постараться быть хорошим началом.