Эссе "Я педагог"
«Будьте сами и человеком,
и младенцем, для того, чтобы учить ребёнка...»
В. Одоевский
Родившись в семье педагогов, могла ли я стать кем-то другим? Наверное, да. Но мне кажется, педагогические гены все-таки существуют. В нашем роду много учителей. А может я стала педагогом просто потому что, с детства видела как мама и папа готовятся к урокам, а старшие брат и сестра делают наглядные пособия для практики в педагогическом колледже, а бабушка, учитель математики, помогает решать трудную задачу мальчишке-озорнику?
Поэтому после окончания школы я поступила в Россошанский педагогический колледж. С большой благодарностью я вспоминаю своих преподавателей, на мой взгляд, настоящих педагогов, которые помогают студентам раскрыть в себе лучшие качества. Это о них можно сказать словами И. Гете "Мы учимся у тех, кого мы любим". В эти юные годы мне в руки попала книга С.Соловейчика " Час ученичества", в которой меня покорили слова одного из отечественных педагогов - Алексея Раменского: "Служба учителей - самая чистая, никуда не собьешься". Я поняла, что на верном пути. Что профессия педагога - это самая важная, нужная и лучшая профессия.
Впоследствии, учась в педагогическом университете, я все еще сомневалась смогу ли я быть педагогом? Получится ли у меня? Я понимала, что это очень нелёгкий и непростой труд. Это большая ответственность, терпение, самоотдача и огромная любовь к детям.
И все же я решила «начать с малого» - попробовать себя в работе с детьми дошкольного возраста в должности воспитателя детского сада. Чему очень рада. Ведь каждый день смотришь в детские глаза, в которых особое видение мира. Дети удивляются вещам и событиям, мимо которых мы проходим не замечая; очаровываются цветами, звуками и словами, в которых мы не находим ничего особенного. У них другие расстояния, другие ценности, другое понимание того, что важно и неважно. Детские глаза - это море чистоты, открытости, доверия, всего того, что со временем нельзя увидеть в глазах взрослых.
Этот детский мир нельзя разрушать. И подходить к общению с детьми надо с открытой душой. Моим педагогическим взглядам созвучны мысли С.Соловейчика: «Дети становятся лучше или хуже не сами по себе, а в зависимости от того, что происходит с нами. Лучше становимся мы, лучше становятся дети».
В своей работе я опираюсь на принцип "трех П": Понимание, Принятие и Признание. Понимание означает умение видеть ребенка "изнутри", умение взглянуть на мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и ребенка. Принятие – это безусловное положительное отношение к ребенку, независимо от того радует он нас в данный момент или нет. Признание понимается как право ребенка участвовать в решении тех или иных проблем, по существу это право быть Взрослым. А еще мне в работе помогает стремление следовать принципу постепенности: «делай как я», «делаем вместе», «а теперь сделай сам».
Начало моей работы в детском саду связано с детьми ясельного возраста. В этот период дети и их родители нуждаются в особом внимании и помощи по адаптации к условиям детского сада. И на эту проблему я обращаю внимание в своей работе. Для оптимизации процесса адаптации я использую: беседы с родителями, анкетирование, наблюдение за ребенком, развивающие игры. Детям очень нравятся групповые двигательные и ритмические упражнения, которые сопровождаются или потешками или музыкой, хороводные игры. Одной из важных задач этого периода, я считаю знакомство в игровой форме с предметами ближайшего окружения.
Профессия современного педагога требует постоянного саморазвития, самообразования. Воспитатель сегодня должен быть открыт всему новому и быть способным обучаться. Ему также необходимо уметь критически осмысливать и анализировать тот поток информации, который сегодня обрушивается на современных педагогов. Невозможно достичь результатов педагогической работы и получить удовлетворенность своим трудом без умения действовать в команде, сотрудничать с родителями и коллегами. Но самое главное он должен, как и во все времена, любить детей.
Сколько нужно ласки и заботы, каждому помочь и каждого понять. Благодарна и трудна работа - ежедневно маму заменять.
Приходит в детский сад малыш,
К нему навстречу ты спешишь
Успокоишь и приветишь,
На вопросы его ответишь.
Ведешь его ты в мир познаний,
Приложишь столько ты стараний
Найдешь свой ключик к малышу,
Шепнешь, ты каждому люблю.
Теплый взгляд и нежная рука,
Скучает он по мамочке пока.
Всех обогреешь своим теплом,
И детский сад родной, как дом
Сидорова Галина
- Мне нравится (4)