Статья "Экономическое воспитание дошкольников"
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2017/11/06/novyy_kollazhmuzey_fotootchet.jpg)
статья была опубликована в электронной газете "Интерактивное образование"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 485.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Потапова Оксана Анатольевна
Г.Новосибирск, МАДОУ д/с №53 «Лесная сказка», воспитатель
1 квалификационной категории
Экономическое воспитание старших дошкольников.
На современном этапе развития экономических отношений в России в педагогике актуальна тема «Экономическое воспитание старших дошкольников». Поскольку сегодня много говорим о рыночной экономике, об экономической «революции», о новых взаимоотношениях между потребителями и производителями, о пользе рекламы и т. п.
Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
Взрослая жизнь потребует от них умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт, формируется основа в создании будущего экономического мышления. Поэтому важно уже с дошкольного возраста заложить основы таких качеств как трудолюбие, бережливость, расчетливость, практичность, самостоятельность, деловитость - сформировать разумные экономические потребности.
Хотелось бы процитировать слова великого американского экономиста И. Колемана «Лучше обеспечить минимум экономической грамотности на раннем этапе жизни, чем бороться против стихийно полученной экономической грамотности в дальнейший период жизни».
Требования общества сделали проблему экономического воспитания актуальной и применительно к дошкольному возрасту, поскольку ребенок с малых лет соприкасается с такими экономическими категориями, как труд, вещи, стоимость, деньги. Помочь детям пополнить знания о жизни современного общества может работа по экономическому воспитанию в детском саду.
Я считаю, что экономическое образование надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста, поэтому данную тему я посчитала актуальной. Для своего проекта с детьми старшего дошкольного возраста, я взяла тему «Деньги. Что это? История денег. Мини музей денег».
В рамках нашего проекта была проведена предварительная беседа с детьми, где мы определили главный вопрос - что такое деньги? И откуда они берутся? Для того чтобы найти ответы на главные вопросы, мною были изучены исторические справки, факты, подобрана необходимая литература, адаптированная для детей о деньгах.
Дети проявили большой интерес к беседам о деньгах и рассказам об их истории, все беседы сопровождались показом наглядностей, мною был оформлен и прочтен детям альбом «История денег. Рассказы для детей» автор Пётр Кошель. Для просмотра детьми был оформлен альбом с картинками «Что такое деньги? Как появились деньги?».
В нашей группе был организован «Мини музей денег». Экспонаты для музея собирали с помощью родителей, которые охотно приняли в этом участие. Это были оформленные альбомы «Коллекция монет», коллекция бумажных денег разных стран и времен «Какие бывают деньги?», в нашем музее были представлены монеты даже времен Петра 1. Наглядно были представлены способы накопления и сбережения денег – сберегательные книжки, электронные банковские карты, копилки, так же в музее присутствовали «Первые деньги» - ракушки, соль, меха. На пртяжении работы нашего музея его посетили дети других групп, педагоги, родители - мы получили массу приятных отзывов от посетителей.
Интерес охватил всех - и взрослых и детей. Были проведены беседы с детьми «С чего все начиналось?»- о первых «обменах» на соль, ракушки, меха и т.п.; «Реклама, для чего она нужна?» - для детей была создана игровая ситуация и проигран рекламный ролик; было просмотрено несколько познавательных фильмов и передач о деньгах, их истории (из цикла познавательных передач «ГАЛИЛЕО», «У тетушки Совы», «АБВГДЕЙ ка»), видеофильм «Как печатают деньги»,
Учитывая, что у дошкольников старшего возраста преобладает наглядно-образное мышление, то основным видом деятельности является –игра, детям для сюжетно ролевых игр «Магазин.Супермаркет» было предоставлено много разнообразного игрового материала, внесены в кассу (распечатанные) купьры разного достоинства, в игре дети познавали на практике правила «купли- продажи», учились соотносить стоимость товара, приобретали практические навыки обращения с деньгами.
Для более прочного и глубокого усвоения экономических знаний мы использовали народные и авторские сказки, такие как «Мальчик с пальчик», «Муха Цокотуха», «Морозко», «Приключения Буратино…», «Как старик корову продавал»-м/ф, «Сказка о рыбаке и рыбке А.С.Пушкина и др. Так как художественная литература оказывает благотворное воздействие на детей благодаря тому, что отражает действительность, показывает жизнь в ярких живых образах. Тем самым облегчает ребенку понимание жизни и отношений в ней.
Ну и конечно же в проект были активно вовлечены родители воспитанников. Ведь экономическое воспитание дошкольника невозможно без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Взрослые проявили большую заинтересованность в нашей работе, собирали экспонаты, дома с детьми были изданы книжки-малышки «….Жила –была денежка..», «Пословицы и поговорки о деньгах», где они применили свои творческие способности.
В заключение проекта, на уровне нашего ДОУ мною было проведено открытое занятие для педагогов «Детям о деньгах».
На этом занятии я обобщила полученные знания детей о деньгах и для большего интереса мы с детьми посетили «Лабораторию», где наши «юные исследователи» проводили эксперименты с деньгами, чтобы определить, какие деньги удобнее и надежнее в использовании. Мои ожидаемые результаты полностью оправдались - дети получили массу интересных выводов, на практике лично убедились о свойствах денег, взяли для себя определенные знания.
Проведя работу по проекту, я увидела положительные результаты, дети в игре в «Магазин» чаще уделяют внимание на цену товара, на наличие денег в кошельке, имеют четкое понятие «сдача», сюжет игры более насыщенный, интересный, приближен к реальности. Дети понимают, что денег бывает не достаточно для покупки и их необходимо заработать, деньги нужно экономить и беречь.
Экономическая проблема может быть решена только сообща с родителями и педагогическими коллективами уже начиная с дошкольных учреждений; наконец, эти усилия помогут расширить понятия нравственного воспитания в экономике. Поэтому-то экономическое образование надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста.
Очевидно, необходимо знакомить малышей с такими понятиями, как разумное ведение домашнего хозяйства, экономия средств, использование сбережений.
Оттого, что желания детей часто не совпадают с возможностями их родителей, возникают конфликты, огорчения, разочарования и как следствие — комплекс несостоятельности будущих граждан общества. Ведь семья — это «реальная экономика», и в ней «...дети не учатся жить, а живут...» (Е. А. Аркин.).
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ
АСКОЛЬДУ НЕЛЬЗЯ!
Прыгать и бегать