Использование современных технологий музыкальным руководителем в организации детских праздников
Организация праздников в заведениях дошкольного образования занимает особое место в образовательном процессе. С каждым годом в календаре появляется все больше праздничных дат и, от того как правильно представить перед детьми тот или иной праздник, зависит осознание необходимости данного праздника, происходит единение в коллективе детей, а так же культурное становление личности каждого ребенка. Основной упор в проведении мероприятия идет на то, чтобы каждый ребенок понял, в чем состоит суть данного праздника, окунулся в его историю и обычаи.
Основной целью при составлении программы праздника является поддерживать интерес каждого ребенка в течении всей программы. Очень важно, чтобы коллектив поймал настроение торжественного события и эмоционально сопереживал участникам. На помощь приходят современные технологии и методы проведения детских праздников.
Для начала рассмотрим такое понятие как технология – это совокупность приёмов, применяемых в каком – либо деле, мастерстве, искусстве.
Необходимо отметить, что современные технологии проведения мероприятий подразделяется на несколько частей: концептуальная, содержательная, процессуальная
Дадим понятие каждой из частей:
1) Концептуальныая часть – это базовая часть современных технологий, имеющая психологическую и педагогическую направленность, заложенная в фундаментальную основу мероприятия.
2)Содержательная часть – это общая часть современных технологий, которая включает в себя совокупность идеи и цели мероприятия.
3) Процессуальная часть – отвечает за совокупность форм и выбранные приемы проведения праздничного события.
Современные технологии могут быть разной направленности:
- отвечающие за укрепление здоровья и привлечению к здоровому образу жизни;
- ориентированные на развитие;
- личностно - ориентированные;
- формирующие и совершенствующие коммуникативные навыки у детей.
Поэтому, на стадии подготовки, педагогам, воспитателям и родителям необходимо, главным образом, ориентироваться на интересы каждого конкретного ребенка и группы детей, для которых проводится мероприятие. Таким образом, основным критерий при выборе программы является зрелищность, яркость и веселость. Праздник развивает детей, готовит их к творческой, продуктивной деятельности, помогает решать многие специфические задачи воспитания. События, происходящие в раннем возрасте чаще всего запечатлеются в памяти на долгие годы. Праздники – это радость общения, радость творчества и сотворчества, радость самовыражения, радость раскрепощения и взаимообогащения. В связи с тем, что для полноценного, всестороннего развития детей необходимо использовать для развития их речи, мышления, координации всевозможных ситуаций. В данном случае праздник носит не только развлекательный характер, но и является обучающим и развивающим инструментом в процессе личностного становления ребенка.
В любом празднике присутствуют разнообразные виды деятельности – это и музыкальная, и речевая, и изобразительная. Также следует выделить особый вид деятельности – общение. Психология определяет деятельность как внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, регулируемую сознаваемой целью.
Программа праздника должна быть многогранной и разработана так, чтобы в процессе коллективной деятельности ребенок учился точному исполнению ритма, двигаться в такт под разные темпы, выражать свои эмоции в движениях и в песнях. При построении программы необходимо учесть воспитательные моменты и познавательные задания. Например, конкурсы и загадки, которые способствуют развитию воображения, логического мышления или внимания.
Наибольшая ответственность в успешной реализации праздничной программы лежит на специалистах и педагогах-организаторах, и зависит от их уровня подготовки, сплоченности, согласованности и взаимодействию с детьми.
Для музыкального руководителя необходимо выстроить работу по подготовке номеров таким образом, чтобы разучивание песен, стихов и танцев проходило активно и постоянно, не только в условиях детского сада, но и дома, при участии родителей. Комбинирование традиционных и современных технологий помогут музыкальному руководителю в решении этих задач. Используя компьютерную программу Power Point, мною разрабатываются презентации для разучивания песен и шумового оркестра.
Эти презентации помогают привлечь внимание детей и упростить процесс разучивания песен, хороводов, освоение игры на шумовых инструментах. Музыка, голос за кадром, анимация дополняют друг друга.
Мы знаем насколько это трудоёмкий труд – подготовка к празднику, и, чтобы сохранить желание снова и снова повторять песни, хороводы, танцы, у детей должно надолго остаться настроение сказочности и волшебства. Главная роль, конечно, остаётся за музыкальным руководителем, а презентации - это только дополнительное средство для реализации поставленных целей и задач.
Прежде, чем разучить с детьми песню, требуется, чтобы текст был понятен, чтобы песня дошла до его сознания. Для любой формы музыкальной деятельности существуют презентации, видеофильмы, видеоролики, слайд-шоу, записи детских выступлений.
Процесс создания презентации в Power Point занимает у музыкального руководителя большую часть времени, так как материал, содержащийся в ней должен быть понятен для детей, структурирован и выстроен так, чтобы внимание ребенка постоянно было привлечено к ней. Так же музыкальному руководителю необходимы компьютерные навыки для создания такой презентации. Но, использование мультимедийных материалов вполне оправдывает свое применение высокими показателями усвоения танцев, песен, игр и т.п.
Таким образом, практическое применение современных технологий делает процесс разработки и подготовки детского мероприятия более быстрым и эффективным, нежели при применении только традиционных технологий, раскрывает творческий потенциал ребенка и позволяет так же расти и совершенствоваться педагогам, занимающимся организацией праздников в дошкольных учреждениях