Роль родителей в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

Лавренова Вера Владиславовна

 

 


 

« Роль родителей в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»


 

«Мир окружающий ребенка – это прежде всего Мир природы с безграничным богатством явлений,с неисчерпаемой красотой. Здесь в природе, вечный
источник детского разума».

В.Сухомлинский


 

«Красота спасет мир!»Это замечательное выражение принадлежит знаменитому русскому писателю Ф. М. Достоевскому. В своем романе «Идиот» писатель наделяет мыслями и рассуждениями о красоте и о ее сути своего героя - князя Мышкина. В произведении не указано, как сам Мышкин говорит о том, что мир спасет красота. Эти слова принадлежат ему, но звучат они опосредованно: «Правда, князь, — спрашивает Мышкина Ипполит, — что мир спасет "красота"? Господа, — крикнул он громко всем, — князь говорит, что мир спасет красота!»

Наверняка каждый взрослый знаком с этим крылатым выражением и каждый понимает это выражение по своему. Но, думаю красота природы признавалась всегда и во все времена. Та самая необъяснимая,завораживающая красота,когда можно часами смотреть на волшебные краски заката или «золотые» листья осенью,как ковер расстилающиеся под ногами. Мы способны замечать эту красоту и получать силу, способную оздоравливать наше сердце, разум и тело. Ведь во многом наше здоровье и правильное восприятие картины мира складывается в результате нашего прямого психического отношения к вещам.

Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое.

Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Родители должны осознать это. Именно потому, прежде чем начинать экологическую работу с детьми, необходимо поработать с родителями. Работу с родителями проводится в форме собраний (общих и групповых) с целью информирования родителей о совместной работе и стимулирования их активного в ней участия.На родительском собрании можно познакомить с предметом экологии, компонентами экологической культуры, процессом формирования экологических знаний и отношений к природе, методикой экологического воспитания детей , провести тестирование, анкетирование. На протяжении всего учебного года родителям даются рекомендации, различные интересные тесты, кроссворды, консультации. Родители свободно посещают занятия по экологии. Все это проводится с целью информирования родителей о совместной работе, стимулирования их активного в ней участия и т. д. Для детей и родителей организуются тематические выставки рисунков по Охране природы. Предложить провести выставку на тему «Человек и природа». Дома предложить читать больше литературы на экологическую тему, ведь в дошкольном возрасте у ребенка бурно развивается воображение, которое особенно ярко обнаруживает себя при восприятии художественных произведений. Родители нередко забывают о том, что самое доступное, самое приятное и самое полезное из всех удовольствий для ребенка - это когда ему вслух читают интересные книги. Начало этому должно быть положено в семье. Интерес к книге возникает еще задолго до начала посещения школы и развивается очень легко. Книга играет важную роль в эстетическом воспитании детей. Многое зависит от того, какой будет эта первая книга. Очень важно, чтобы книги, с которыми знакомится ребенок, были доступны маленькому читателю не только по тематике, содержанию, но и по форме изложения. Специфика литературы дает возможность формировать на основе содержания художественных произведений любовь к природе. Для детей подходят произведения таких писателей, как В. Бианки, М. Пришвина, К. И. Чуковского, С. Я. Маршака, А. Л. Барто, С. Михалкова и др. В книге для детей заключено много интересного, прекрасного, таинственного.

Во время прогулки взрослый может постепенно приобщать малыша к тайнам природы - живой и неживой, рассказывать о жизни самых различных растений и животных. Это можно делать везде и в любое время года – во дворе городского и сельского дома, в парке, в лесу и на поляне, возле реки или озера. Приобщая ребенка к миру природы, взрослый сознательно развивает различные стороны его личности, пробуждает интерес и желание познавать природное окружение (сфера интеллекта), вызывает у ребенка сочувствие к “тяжелой” самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней обходится (сфера нравственности). Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях – это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка.

Итак,одна из важных задач детского сада-воспитание у детей любви к природе, способности воспринимать ее красоту В этой работе его первыми помощниками должны стать родители,которые сами умеют видеть красоту природы! Могут радоваться каждому мгновению и возможности видеть и чувствовать прекрасное И тогда даже не возникнет вопроса: «Почему красота спасет мир?» Ответ будет ясен ,как само собой разумеющееся. Красота окружающего мира рождает чувство привязанности к тому месту, где родился и живёшь, и, в конечном счёте, любовь к Отечеству.