Этикет в формировании личностной успешности ребёнка

Шишкина Ольга Владимировна

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию статью: "Этикет в формировании личностной успешности ребёнка". Интересно узнать ваши размышления на данную тему. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etiket_v_formirovanii_lichnostnoy_uspeshnosti_rebyonka.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

В один из исторических дней  ХVII века у французского короля Людовика ХIV состоялся приём. Людовик, имевший громкое прозвище «король-солнце» и необычайно любивший пышность, распорядился вручить всем гостям карточки. На них перечислялись правила поведения, необходимые к соблюдению. Так от французского названия карточек – «этикетка» - и произошло слово «этикет», оставшееся во многих языках стран мира. Хотя от этикета, принятого при дворе «короля-солнца», далеко не всё дошло до наших дней.

Соблюдение этикета в современном обществе стало необходимым для успешного существования человека в обществе. Воспитанный человек, знающий и соблюдающий правила этикета, может показать себя с лучшей стороны, умеет держать себя в обществе так, чтобы заслужить всеобщее одобрение и никакими  своими действиями не оскорбить кого бы то ни было.

Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя уверенно, нужно с детства усвоить нормы поведения в обществе, соблюдение их должно стать привычкой. Дошкольный возраст является сензитивным, то есть наиболее благоприятным для приобщения детей к этикету.  Благодаря привитым с детства правилам, дети  вырастают культурными, образованными и сознательно стремятся к общественному признанию, успеху в делах и профессии.

Первичные представления о нормах поведения, принятых в обществе, ребенок получает в семье и детском саду. С ранних лет родители внушают ему определенные нравственно-поведенческие правила.

В детском саду ребенок видит, что соблюдение поведенческих правил необходимо для нормального  сосуществования всего детского коллектива. Воспитатель терпеливо формирует его представления о нормах и правилах поведения, тем самым влияя на отношения дошкольника с родителями и сверстниками, со знакомыми и незнакомыми людьми, помогая ему ориентироваться в общественной жизни и развивать позитивное общение.

Как учить детей правилам поведения? Беспрерывно делая им замечания и постоянно поучая тому, как поступает «хороший человек»?  Но В. Г. Белинский предупреждал: «Главное дело, как можно меньше сентенций и нравоучений: их не любят и взрослые, а дети просто ненавидят. Они хотят в вас видеть друга, а не наставника, требуют от вас наслаждения, а не скуки,  рассказов, а не поучений». Исходя из этого можно отметить: учить дошкольников правилам этикета надо так, чтобы они легко и с интересом воспринимали эти правила и понимали их необходимость. Для этого воспитателю необходимы любовь к детям, фантазия и творчество в работе. Дошкольник уже много знает: он наблюдает за окружающим миром, задает вопросы, сам пробует совершать те или иные поведенческие действия и наглядно осознает их успешность или неудачу. Задача взрослых людей, занимающихся его воспитанием, — расширить и скорректировать детское знание о поведении, привести это знание в систему, выработанную обществом.

Обучение дошкольников правилам этикета проходит в два этапа:  на первом, в младшей и средней группах, формируются первичные представления о поведенческих правилах. Мы только называем правило и следим за его соблюдением со стороны воспитанника.  Объяснения правил носят эпизодический характер. На втором этапе, в старшей и подготовительной группах, даются этикетные понятия, связи правил поведения, их нравственная и эстетическая основа. Теперь от дошкольника требуется осознанное выполнение правил этикета, понимание их целесообразности и разумности.

Для воспитания этикетного поведения необходим ряд условий. Во-первых, позитивный настрой детей на соблюдение этикета и доброжелательное общение воспитателя и воспитанников.  Для позитивного настроя воспитатель доброжелательно обращается к детям по именам, высказывает похвалу, дарит призы, применяет разные увлекательные для детей способы обучения.

Во-вторых, огромную роль играет пример взрослых, окружающих ребенка, и прежде всего самого воспитателя.

Ребенок видит и оценивает каждого взрослого, прощает или не прощает ошибки, допущенные им. Желательно всегда оценивать свое поведение с позиций доказательности разумности и необходимости соблюдения этикета и соответствия его собственным поучительным словам. Во внешнем виде и поведении воспитателя должно быть все продумано для достижения главной цели — создания творческой и доброжелательной обстановки, в которой развивается личность ребенка.

В-третьих, связь с семьей как необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания. Общая цель для семьи и детского сада — хорошо воспитанный, культурный и образованный человек, которого мы вместе формируем, являясь сотрудниками в этом важнейшем деле.

Мы формируем этикетное поведение детей постоянно, используя для этого различные организационные формы; занятия, игры, беседы, режимные моменты, т. е. в реальной жизни и в специально созданных ситуациях.

Способы педагогического воздействия на детей очень разнообразны.

Среди тех, что используются при обучении детей правилам этикета, выделяются основные: приучение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций, пример для подражания, игры.

Детям дается определенный образец поведения, например, за столом правильно держать столовые приборы, в разговоре со старшими или ровесниками внимательно слушать собеседника и смотреть ему в лицо.  Приучая к соблюдению правила, следует не только его показать, но и контролировать точность и неукоснительность его выполнения.

Для закрепления правил можно рекомендовать простейшие домашние задания, например, накрой с бабушкой праздничный чайный стол,  расскажи маме, что означает слово «здравствуй», придумайте с папой сказку о добром и заботливом рыцаре, сделай и подари близким подарки. Главные принципы таких заданий — совместное с родителями выполнение, добровольность, детское творчество, стремление к соблюдению правил этикета.

Практические упражнения помогают технически отработать тот или иной поведенческий навык, например, уступить место в транспорте, выйти из-за обеденного стола, поблагодарить за подарок, произнести комплимент и т. п.

Важный момент: нельзя принуждать детей к выполнению различного рода упражнений. Для активизации деятельности дошкольников можно использовать положительные оценки их участия, награждение призами победителей и даже проигравших. (Утешительные призы снижают эмоциональное переживание от проигрыша и настраивают на дальнейшее участие в конкурсах и состязаниях.)

Воспитывающие ситуации возникают тогда, когда мы создаем условия, в которых ребенок стоит перед выбором, например,  уступить свой стул девочке или нет, использовать за столом вилку и нож или одну вилку, привести в порядок игрушечный уголок после игры или нет.  Например, воспитатель предложила детям почитать:  все расселись вокруг неё, но одна девочка осталась стоять, ей не хватило стула. Воспитателем была создана провокационная ситуация воспитательного характера.

Дошкольнику необходим пример для подражания, являющийся своеобразным наглядным образцом. Им может стать воспитатель, родитель, знакомый взрослый или ребенок, литературный и сказочный герой.

Игры — основной вид деятельности дошкольника — дают возможность интересно и показательно обучить детей; они раскрепощают, снимают состояние неловкости и неуверенности в себе. Например:

Игра  « Радостная встреча»

Ребёнок стоит в центре круга. Дети идут по кругу со словами:

Вы пришли к нам  в добрый час!

Нам приятно видеть вас!

Будем вместе мы играть,

Будем петь и рисовать,

Но сначала, но сначала

Надо что-то нам сказать.

В это время ребёнок, стоящий в центре круга, прикрыв лицо руками, кружится на месте в противоположную сторону. С последними словами он открывает глаза и говорит приветственное слово тому, кто оказался напротив. И тот отвечает подходящим приветствием. Приветственные слова: доброе утро, добрый день, привет, мы рады тебя видеть и т.д.

Задание можно усложнить: к приветственному слову добавляется имя того, кого приветствуют. Оно может звучать в разных формах. Так в жизнь ребёнка вводятся два этикетных правила: 1) приветствовать встреченного товарища; 2) обращаться друг к другу по имени.

Работа с родителями. Желательно обратить внимание родителей на необходимость формирования у ребенка умения быть приятным в общении, что влияет на его положение в детском и взрослом коллективе, а также на восприятие им окружающего мира.

Предложите дома провести игру: «Самый внимательный». Члены семьи договариваются оказывать друг другу знаки внимания и любви (принести стул, налить чашку чая, испечь с бабушкой пирог, сказать комплимент, пришить пуговицу и т. п.)   По окончании игры, которая может продлиться день, полдня, один час, выявляется победитель - самый внимательный и заботливый. В результате ребенок приходит к пониманию: в каждом добром действии и поступке проявляется любовь к родным людям.

На что следует обратить внимание? Улыбка означает: я люблю людей, я счастлив от встречи с ними. Мы нередко требуем от детей серьезности: меньше улыбайся и больше думай. Но улыбающийся человек — не значит несерьезный или легкомысленный. Улыбкой он показывает, что желает с нами общаться, сотрудничать, дружить. Дети много улыбаются, радостно осознавая, что они живут с мамой и папой, мир вокруг хорош и все их любят. Желательно научить ребенка накапливать позитивные эмоции, видеть хорошее и радостное в окружающем, переживать праздничное состояние жизни. Тот, кто в детстве получил заряд доброты, радости и жизненной энергии, став взрослым, справится с любыми трудностями,  преодолеет самые высокие преграды.

Ребенок внимательно следит за нашими реакциями на те или иные события и перенимает их. Если, посмотрев на серый снег, сказать в присутствии малыша: «Грязь какая! Как я не люблю такую погоду — слякоть и мерзость», то спустя немного времени он скажет так же по этому или другому поводу, поскольку в него заложили недовольство жизнью. Если же воспринять серый снег по-другому, сказав: «Еще немного — и снег сойдет, настанут прекрасные весенние дни. Как я люблю весну!», то в этой фразе, искренне сказанной, ребенок услышит радость жизни, и что бы ни случилось, какие бы сложности ни ожидали, сильное ощущение счастья не сломит ни малыша, ни взрослого, наполненного жизненным оптимизмом.

Вся жизнь ребенка, как и любого взрослого, связана с правилами поведения, и от того, насколько правильно он себя ведет, зависят его личное самочувствие, общение со сверстниками и взрослыми,  успешность его деятельности.


 

Комментарии

Межова Светлана Леонидовна

Здравствуйте. Изучила Вашу статью. Я тоже считаю, что правила и нормы поведения необходимо закладывать в детстве и несомненно и в семье и в детском саду. А как Вы считаете, возможно ли изменить привычные правила поведения не совсем корректные, идущие из семьи? Может ли воспитатель это сделать и каким образом?

Шишкина Ольга Владимировна

Здравствуйте, Светлана Леонидовна! Я считаю, что некорректное поведение ребёнка можно изменить, приучая целенаправленно и систематически к правилам, принятым в детском саду, одновременно проводя воспитательную работу с родителями.

Муращенко Светлана Алексеевна

Уважаемая , Ольга Владимировна ! Ваша статья абсолютно СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМА. Увы, этикет не может быт привит малышам только в рамках детского сада . Зачастую, мне кажется, нормам и правилам этикета необходимо обучать родителей детей,дабы была преемственность и ..опора детского "мировосприятия" именно на маму-папу, их поведение в различных ситуациях ,дома и за его пределами.Как Вы считаете ?

Шишкина Ольга Владимировна

Здравствуйте, Светлана Алексеевна! Абсолютно с вами согласна! Недаром говорят: "Дети - зеркало своих родителей". Главным ориентиром для ребёнка всегда будет собственное поведение родителей. Поэтому и процесс воспитания надо начинать именно с них.
Необходимо проводить с родителями беседы, консультации, поручать выполнение домашних заданий в игровой форме. Тогда совместная деятельность будет объединять детей и родителей, а также способствовать обоюдному воспитанию.

Ребезова Юлия Анатольевна

Очень интересная статья! Спасибо за полезную информацию!

Валикова Ирина Владимировна

Здравствуйте, Ольга Владимировна! Как важно, когда педагоги заостряют внимание на важнейших вопросах воспитания подрастающей личности. Этикет, как проявление нравственных качеств, поможет ребенку стать личностью, поможет обществу в целом стать лучше. И, правильно Вы указываете, что совместными усилиями можно добиться успеха быстрее и практичнее. Спасибо за полезный в педагогическом сообществе материал.

Шишкина Ольга Владимировна

Здравствуйте, Ирина Владимировна! Спасибо за интерес к моей статье!