Основные аспекты в выборе музыкального материала, соответствующие задачам духовно - нравственного воспитания
Запромётова Любовь Алексеевна,
Музыкальный руководитель,
БДОУ «Детский сад № 319» г. Омск
Воспитание духовно-нравственных качеств дошкольников через непосредственно образовательную деятельность музыкально-эстетического направления.
Музыкальное образование в России претерпело ряд значительных перемен. С одной стороны, заметен значительный успех в области профессионального мастерства педагога, т.к. у каждого человека появился информационный доступ к сети интернет, где можно найти много интересной информации, посмотреть её, изучить опыт других педагогов и повысить свой интеллектуальный уровень образования, однако, нередко мы забываем о том, что педагог является лишь посредником в образовании молодого поколения и очень важно на этом этапе сформировать у детей представление о богатстве и разнообразии нашего мира, о внутренней красоте души человека и нравственных качествах личности каждого из нас, ведь без них человек обезличивается и теряет «себя»! Конечно, воспитание детей осуществляется на примерах образов из жизни, с которыми ребёнок сталкивается в реальности, а также видит примеры образов в кино, в мультфильмах, а затем через чтение художественной литературы (сказок, рассказов), слушание музыкальных произведений, разучивание текстов песен, стихов и т.п.
На каких же «Образах» сейчас воспитывается ребёнок? Чем интересуется в жизни и какую музыку слушает юный человек?
Музыкальное озвучивание детских мультфильмов и кино претерпело ряд изменений и вновь не в лучшую сторону. Слабый текст, простой сюжет, неграмотная речь, которая порой вызывает негодование, фальшивое звучание песен. Ребёнок впечатлён яркими картинками и популярным «Образом», который не всегда является примером нравственной культуры человека.
Духовно-нравственное воспитание – это воспитание души человека, чувств и эмоций, отношения к окружающему миру, это воспитание культуры человека, в основу которой закладывается поведение (поступки и действия), а также отношение к людям, к растительной и живой природе, отношение к себе.
Сухомлинский В. А. писал :«Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности»
Семья – это духовная ячейка общества, в которой воспитывается ребёнок, учится познавать мир, общаться с родителями, бабушками, дедушками, сёстрами и братьями, учиться жить!
Всё начинается с семьи, с традиций в семье, где папа и мама выступают главным примером духовно-нравственного воспитания. Только от родителей ребёнок учится общению в обществе, только от них первых, он приобретает представление о мире зла и добра, о чувствах любви и ненависти, вежливости и хамства, лени и трудолюбия. Окружение близких людей помогает маленькому человеку адаптироваться в социуме.
Попадая в социальную среду детского сада, ребёнок учится общаться, познавать мир, проявлять и развивать свои таланты и способности. В данной случае, теперь от профессионализма педагога зависит дальнейшая образовательная музыкальная деятельность детей.
Шилова Н. Е. в своей работе «Роль музыки в процессе воспитания нравственных чувств» пишет: «Музыка близка эмоциональной натуре ребенка. Сопереживание ребенком чувств, выраженных в музыке, – путь к формированию его нравственности. Будучи обращенной к чувствам ребенка, музыка оказывает на него подчас более сильное воздействие, чем уговоры или указания
Таким образом, рассмотрев окружающую среду ребёнка в семье и в дошкольном учреждении, появилась необходимость пересмотреть музыкальный репертуар программы «От рождения до школы» под редакцией Вераксы, Гербовой и Комаровой и отметить музыкальные произведения, соответствующие задачам духовно-нравственного воспитания. (см. таблицу
«Примеры музыкальных произведений по слушанию музыки и пению в детском саду на разных возрастных группах, соответствующие задачам духовно-нравственного воспитания»)
В непосредственно образовательной деятельности музыкально-эстетического направления, музыкальный репертуар применяется в нескольких видах деятельности (Восприятие музыки, пение, музыкально-ритмические движения и игра на детских музыкальных инструментах)
Программное музыкальное произведение в содержании должно иметь:
- Доступный развёрнутый сюжет, музыкальные образы, (связь с жизнью)
- Познавательную функцию (Где? Зачем? Почему?),
- Воспитательные моменты (сравнение контрастных поступков, тем, героев),
А также музыкальный репертуар по разным видам деятельности должен отвечать требованиям образовательного стандарта:
1.Соответствие возрастному критерию.
2.Соответствие психологическим особенностям того или иного возраста.
3. Соответствие интеллектуальному развитию и интересам детей.
Слушая музыкальное произведение, дети учатся делиться своими впечатлениями и эмоциями, сопереживать и сочувствовать, учатся размышлять о предложенных ситуациях в сюжетной линии произведения и проявлять свои чувства – доброту, любовь, милосердие. На мой взгляд, это проявление духовно –нравственного поведения во время слушания музыкальных произведений, а значит и решение многих задач духовно-нравственного воспитания
29 ноября 2017 года в детском саду№ 319 был организован проект «Мамы есть у всех детишек и у кошек и у птичек», в котором принимали участие дети младшего и среднего дошкольного возраста.
Данный проект был направлен на приобщение детей к общечеловеческим ценностям, любви к самому близкому и родному человеку – маме, через интегрированный подход образовательных областей.
Цель:
1. Сформировать у детей представление о семье через примеры жизни птиц, животных и людей.
2. Привлечь внимание родителей и сплотить целостность отношений между родителями и детьми.
Задачи:
-Развивать отзывчивость, доброту и бережное отношение к близким людям, животным, птицам.
-Развивать исполнительские навыки дошкольников.
Во время проведения проекта, музыкальный Запромётова Л.А. разработала три сценария, подобрала музыкальный репертуар, который очень плавно перекликался с содержанием сценария и подготовила совместно с группой воспитателей детей к празднику. Помимо разучивания песен, стихов и танцев, воспитатели БДОУ «Детского сада № 319 г. Омска ( Буделёвой Ю.П., Зоркиной М.Н., Колосёнок Т.Н., Липилиной О.Ю., Матецкой О.А., Москвиной Н.В., Ситниковой А.С., Франк Н.Б. и методистом Фризен Л.А.) проводили беседы с родителями и детьми, тематические занятия на тему «Мой дом», «Моя семья», «Моя мама лучше всех», а также организовали практическую творческую работу по изготовлению аппликаций к празднику «День Матери», которые по тематике были созвучны музыкальным мероприятиям: «Кошкин дом» (первая младшая группа), «Птичкин дом» (средняя группа), «Мамина радость» (младшая группа)
Таким образом, благодаря организованному проекту «Мамы есть у всех детишек и у кошек и у птичек», мы не только сформировали в детях представление о доброте, милосердии, любви и заботе к окружающему миру, но и сблизили сердца родителей и детей.
Примеры музыкальных произведений по слушанию музыки и пению в детском саду на разных возрастных группах, соответствующие задачам духовно-нравственного воспитания:
Первая младшая группа
Слушание музыки | Пение |
1. «Зайку бросила хозяйка»муз. Вихарёвой 2. «Заболел наш петушок»муз. Витлина 3. «Серенькая кошечка» муз. Александровой | 1. «Маленькая птичка» муз. Попатенко 2. «Пирожки» муз. Филлипенко 3. «Маме в день восьмого марта» муз. Тиличеевой. |
Вторая младшая группа
Слушание музыки | Пение |
1. «Плакса, злюка, резвушка» муз. Кабалевского | 1. «Есть у солнышко дружок» муз. Тиличеевой 2. «Киска» муз. Александровой |
Средняя группа
Слушание музыки | Пение |
1. Кошкин дом» (вокальное произведение) по сказке С.Я. Маршака 2. «Болезнь куклы» из детского альбома «П.И. Чайковского
| 1. Воробьиная песенка муз. Компанейца 2. Песенка о бабушке» (любая) 3. «Кто нас крепко любит?» муз. Арсеева |