Конспект занятие шахматы №6. Крепостная башня – Ладья.

Джебраилова Севиль Ага кызы

                           Крепостная  башня – Ладья.

Цель: Знакомство с новой шахматной фигурой «Ладья», ее особенностями действия, с правилами хода ладьи, с правилами взятия. Научить ориентироваться на шахматной доске.

Материал: шахматные доски с фигурами, демонстрационная шахматная доска, дидактический  материал.

                                                    Методика проведения.

      На шахматную доску воспитатель ставит четыре крепостные башни – Ладьей. Заняв исходные позиции по углам доски, они начинают перемещаться в такт музыке. Под музыку , воспитатель, двигая ладьи, объясняет:  Сегодня ребята, мы познакомимся с новой фигурой – Ладьей! У ладьи  очень простой ход. Она ходит по прямым линиям, то есть по горизонтальным и вертикальным. За один ход она не может свернуть в сторону, зато по крайней линии она в один миг может переместиться из одного угла доски в другой, если, конечно, на ее пути нет своей или чужой фигуры. И так же по прямой, как ходит, так и бьет фигуры и пешки противника.

Воспитатель показывает, как они встретились посреди шахматной доски и начали двигаться бок о бок, а потом разошлись в противоположные стороны.

 — Ладья считается тяжелой фигурой (ценность ладьи – 5 пешек). Если у ладьи встретится на пути какая-нибудь фигура другого цвета, то ладья может эту фигуру взять (съесть, побить). При этом фигура снимается, а ладья ставится на её место. Такой шахматный ход будем называть «взятием».

                                              

                                            Физкультминутка «Зайчик».

Дети делятся на две команды, им  раздаются карточки с рисунками пешек и  остальных  фигур. Каждый ребенок должен найти свое место  на стульчике и сесть в шахматном порядке (32 стульев ставиться на два ряда против друг друга,в каждом ряду по 8 стульев ).

 Воспитатель:

Зайка по лесу скакал      - мелкие поскоки на 2х ногах

Зайка корм себе искал.  - с продвижением вперед

Вдруг у зайки на макушке  - дети показывают ручками ушки

Поднялись, как стрелки ушки  - пугливо оглядываются

Шорох тихий раздается  - прислушиваются, приставив руку к уху

Кто – то по лесу крадется

Зайка путает следы, убегает от беды.

Прыгнул в бок и оглянулся - прыжки в разные стороны

И под кустиком свернулся  - резкий прыжок

Словно серенький клубок  - присели и спрятались

Чтоб никто найти не мог.

После этих слов дети быстра, находят свои места и садятся. Побеждает то команда, которые ее игроки первыми справились с заданиям.

Для развития наблюдательности, логического мышления, памяти, внимания, сообразительности , проводится игра с детьми «Задача - шутка».

Воспитатель:  «Нарисуйте» четырнадцатью пешками ( белыми и черными) на доске прямоугольник, выстроив их так, чтобы ни одна пешка соперника не могла уничтожить другую, хотя они и находятся рядом друг за другом.

Воспитатель: И так, мы сегодня познакомились с прямолинейной, бесхитростной фигурой – Ладьей.

Ну-ка, ребята угадайте загадку:

Стаю на краю, пут откроют – я пойду.

Толька прямо хожу, как зовут, не скажу.

Это Ладья – дружно ответили дети.

Видимо, ладья упряма,

если ходит только прямо,

не петляет — прыг да скок,

не шагнёт наискосок.

Так от края и до края

может двигаться она.

Эта башня боевая

неуклюжа, но сильна.

Шаг тяжёлый у ладьи,

в бой её скорей веди

                Воспитатель благодарить детей за выдержку, терпение и  чувство ответственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shahmaty_-5.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

                                   Крепостная  башня – Ладья.

Цель: Знакомство с новой шахматной фигурой «Ладья», ее особенностями действия, с правилами хода ладьи, с правилами взятия. Научить ориентироваться на шахматной доске.

Материал: шахматные доски с фигурами, демонстрационная шахматная доска,

дидактический  материал.

                                                    Методика проведения.

      На шахматную доску воспитатель ставит четыре крепостные башни – Ладьей. Заняв исходные позиции по углам доски, они начинают перемещаться в такт музыке. Под музыку , воспитатель, двигая ладьи, объясняет:  Сегодня ребята, мы познакомимся с новой фигурой – Ладьей! У ладьи  очень простой ход. Она ходит по прямым линиям, то есть по горизонтальным и вертикальным. За один ход она не может свернуть в сторону, зато по крайней линии она в один миг может переместиться из одного угла доски в другой, если, конечно, на ее пути нет своей или чужой фигуры. И так же по прямой, как ходит, так и бьет фигуры и пешки противника.

Воспитатель показывает, как они встретились посреди шахматной доски и начали двигаться бок о бок, а потом разошлись в противоположные стороны.

 — Ладья считается тяжелой фигурой (ценность ладьи – 5 пешек). Если у ладьи встретится на пути какая-нибудь фигура другого цвета, то ладья может эту фигуру взять (съесть, побить). При этом фигура снимается, а ладья ставится на её место. Такой шахматный ход будем называть «взятием».

                                             

                                            Физкультминутка «Зайчик». 

Дети делятся на две команды, им  раздаются карточки с рисунками пешек и  остальных  фигур. Каждый ребенок должен найти свое место  на стульчике и сесть в шахматном порядке (32 стульев ставиться на два ряда против друг друга,в каждом ряду по 8 стульев ).

 Воспитатель:

Зайка по лесу скакал      - мелкие поскоки на 2х ногах

Зайка корм себе искал.  - с продвижением вперед

Вдруг у зайки на макушке  - дети показывают ручками ушки

Поднялись, как стрелки ушки  - пугливо оглядываются

Шорох тихий раздается  - прислушиваются, приставив руку к уху

Кто – то по лесу крадется

Зайка путает следы, убегает от беды.

Прыгнул в бок и оглянулся - прыжки в разные стороны

И под кустиком свернулся  - резкий прыжок

Словно серенький клубок  - присели и спрятались

Чтоб никто найти не мог.

После этих слов дети быстра, находят свои места и садятся. Побеждает то команда, которые ее игроки первыми справились с заданиям.

Для развития наблюдательности, логического мышления, памяти, внимания, сообразительности , проводится игра с детьми «Задача - шутка».

Воспитатель:  «Нарисуйте» четырнадцатью пешками ( белыми и черными) на доске прямоугольник, выстроив их так, чтобы ни одна пешка соперника не могла уничтожить другую, хотя они и находятся рядом друг за другом.

Воспитатель: И так, мы сегодня познакомились с прямолинейной, бесхитростной фигурой – Ладьей.

Ну-ка, ребята угадайте загадку:

Стаю на краю, пут откроют – я пойду.

Толька прямо хожу, как зовут, не скажу.

Это Ладья – дружно ответили дети.

Видимо, ладья упряма,

если ходит только прямо,

не петляет — прыг да скок,

не шагнёт наискосок.

Так от края и до края

может двигаться она.

Эта башня боевая

неуклюжа, но сильна.

Шаг тяжёлый у ладьи,

в бой её скорей веди

        Воспитатель благодарить детей за выдержку, терпение и  чувство ответственности.