«Формирование правильного звукопроизношения дошкольников посредством игровых технологий и авторских разработок».
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 40» Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Индивидуальный план повышения профессионального уровня учителя - логопеда Буслаевой Н.И.
Тема самообразования: «Формирование правильного звукопроизношения дошкольников посредством игровых технологий и авторских разработок».
Срок выполнения: межаттестационный период 2012 - 2017
Актуальность: Преодоление нарушений звукопроизношения у дошкольников имеет огромное значение в обеспечении равных стартовых возможностей при подготовке к школе и овладении навыками чтения и письма. Нарушения звукопроизношения у детей являются достаточно изученным разделом в логопедии, и методика их преодоления в основном разработана. Но, несмотря на это, есть основания ставить вопрос о необходимости дальнейшего поиска приемов и методов, активизирующих умственную и практическую деятельность детей, способствующих повышению эффективности преодоления нарушений звукопроизношения. Коррекционная работа над звукопроизношением делится на три этапа:
- развитие моторики речевого аппарата;
- формирование правильного произношения звуков;
- автоматизация и дифференциация звуков в речи до степени автоматизма в спонтанном речевом потоке.
Работая с детьми ДОУ, имеющими ТНР, я столкнулась с проблемой, очень часто наблюдаемой у детей-логопатов. Проблема эта заключается в длительном периоде автоматизации и дифференциации поставленных звуков, которая возникает по разным причинам:
- недостаточное развитие артикуляционной моторики;
- недоразвитие фонематического восприятия;
- нарушение в развитии лексико-грамматического строя речи;
- грубое нарушение звукопроизношения, звукослоговой структуры слова;
- отклонения в нервно-психической сфере;
- снижение уровня познавательной активности;
Все эти факторы в комплексе влияют на продолжительность этапа автоматизации поставленных звуков.
Направления работы:
1. Организационно – методическая деятельность
2. Работа с педагогами
3. Работа с детьми
4. Работа с семьёй, с родителями и лицами, их заменяющими.
Концепция: использование инновационных технологий и программ в формирование правильного звукопроизношения дошкольников
Задачи:
- повышать профессиональное мастерство коррекционно – педагогической деятельности с целью обеспечения помощи детям в полноценном речевом развитии;
- проводить динамическое наблюдение и педагогический контроль состояния речи детей, выявить структуру дефекта и потенциальные речевые возможности;
- развивать правильное звукопроизношение, фонематические процессы у детей дошкольного возраста с недоразвитием речи посредством игровых технологий, авторских разработок и традиционных логопедических методик;
- вовлекать родителей, воспитывающих детей с речевыми нарушениями в коррекционно – образовательный процесс;
- совершенствовать сотрудничество с воспитателями и специалистами детского сада в коррекции речевых и сенсомоторных нарушений дошкольников.
- пропаганда своих профессиональных достижений.
Система логопедической работы в блоках:
1. Диагностический блок – выявление особенностей и трудностей в речевом развитии ребёнка. Условия:
- систематичность изучения состояния речи дошкольников;
- чёткая возрастная адресация и комплексный характер диагностических процедур;
- разнообразие методов и источников сбора информации (наблюдение за ребёнком, изучение истории раннего развития и условий семейного воспитания, беседы с родителями, привлечение педагога – психолога, невропатолога и др.)
- оптимизация процедуры изучения речи детей и фиксация его результатов в «Речевой карте» в количественных и качественных характеристиках;
- разработка индивидуальной программы коррекционно – речевого развития.
2. Профилактический блок – методическое содействие детям в своевременном развитии речи и обеспечение полноценности этого развития. Условия:
- совместная деятельность ребёнка со взрослым и сверстниками;
- окружающая среда (правильно организованная развивающая предметно – пространственная среда способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка);
- правильная речь взрослых (в соответствии возрасту, развитию детей, опора на их опыт, точность, ясность, простота, эмоциональная выразительность, размеренность темпа, громкости).
3. Коррекционно – речевой блок – своевременное полное или частичное устранение имеющихся у детей недостатков в речевом развитии:
- изолированные недостатки фонетической стороны речи, ФФНР, ОНР, недостатки просодической (мелодико – интонационной и темпо – ритмической) организации речи.
Реализация задач: в ходе образовательной деятельности с квалифицированной помощью логопеда, в совместной деятельности педагогов с детьми и работы с родителями воспитанников.
Формы работы: индивидуальные, подгрупповые.
Этапы работы:
- Этап постановки и первоначального закрепления в речи правильных звуков – индивидуально.
- Этап автоматизации звука в речи в словах, текстах – в подгруппах из 2-4 детей со сходными проблемами.
- Этап дифференциации в той же последовательности, что и автоматизация.
Предполагаемый результат: овладение альтернативными формами и способами ведения коррекционно – развивающей деятельности.
Индивидуальный план повышения профессионального уровня
№ п/п | Содержание работы | Срок выполнения | Предполагаемый уровень реализации
| Участники коррекционно - образовательного процесса | Перечень конечной продукции |
1 | Участие в методических объединениях, семинарах – практикумах, конференциях учителей - логопедов, педагогов ДОУ | 2012-2017гг. по плану | Муниципальный, Региональный, Республиканский | Учителя – логопеды, педагоги ДОУ | Фотоматериал. Выступления, презентации |
2 | Курсы повышения квалификации | Один раз в три года | Республиканский | Учителя - логопеды | Удостоверение |
3 | - Участие в творческой группе -Работа в ПМПк ДОУ- | 2012-2017 гг. | Образовательное учреждение | Педагоги | Годовой план |
4 | Распространение педагогического опыта: - Проведение открытых занятий, мероприятий: - Создание педагогических пособий, коррекционно-развивающих игр с помощью современных мультимедийных средств - Логопедический массаж при коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста - Проведение, участие в семинарах, конференциях, проектах, форумах: | 2012-2017 гг. | Муниципальный, Региональный, Республиканский | Дети, родители | План работы учителя – логопеда на учебный год. План работы детского сада на учебный год. Фото, видео-материал, сценарии мероприятий, отчёт о выполненной работе |
5 | Методические публикации | 2012-2017 гг. | Муниципальный, Региональный, Республиканский, Российский, Международный | Педагоги
| Сертификаты публикаций |
6 | Участие в конкурсах | 2012-2017 гг. | Муниципальный, Региональный, Республиканский, Российский, Международный | Педагоги, дети, родители
| Сертификаты. Дипломы. Грамоты. |
7 | Экспериментальная и инновационная профессиональная деятельность: | 2014 – 2017 учебный год | Образовательное учреждение | Дети, педагоги, родители | Свидетельство, экспертное заключение на экспериментальную работу. |
8 | Участие воспитанников в конкурсах, смотрах, концертах, соревнованиях, мероприятиях, проектах по предмету | 2012-2017 гг. | Образовательное учреждение. Муниципальный, Региональный, Республиканский, Российский, Международный | Дети, педагоги, родители
| Материалы, подтверждающие результаты (при наличии высоких результатов).
|
9 | Организация развивающей предметно – пространственной среды: 11.1. Разработка методических материалов. Учебно – методических пособий. 11.2. Изготовление дидактических пособий (развивающие игры, раздаточный материал, модели, схемы, лепбуки, компьютерные игры) | 2012-2017 гг. | Образовательное учреждение, Муниципальный, Региональный, Республиканский, Российский уровень | Дети, педагоги, родители воспитанников | буклеты, брошюры, -развивающие игры, пазлы, лото, карточки с речевым и наглядным материалом, раздаточный материал, модели, схемы, лэпбуки. |
10 | Использование современных информационных технологий, мультимедийных средств в профессиональной деятельности, образовательной практике: - мотивация детей, актуализация их знаний: применение аудио- и видеозаписи героев сказок, фрагментов мультфильмов; - проведение тестирования родителей, педагогического мониторинга, учебно – методическое документирование: программы Word, Excel, Power Point; - обогащение творческой лаборатории электронными презентациями, учебными программами: «Развитие речи. Учимся говорить правильно» (Г.О. Аствацатуров, Л.Е. Шевченко, Москва, 2008), «Игры для Тигры» (Л.И. Лизунова, Пермь,2004), «Весёлая читайка», «Баба Яга учится читать», аудиозаписи «Трудные звуки», «Музыка для массажа», «Песни Железновых», видеоряд на закрепление звуков, видеозапись «Сам себе логопед» (курс самокоррекции речи для взрослых), флэш-карты, интерактивные игры и упражнения на закрепление звуков | 2012-2017 гг. | Образовательное учреждение, район, город, Муниципальный, Региональный, Республиканский, Российский, Международный | Дети, педагоги, родители воспитанников | - Фотоматериал. - Перечень интернет – ресурсов в паспорте логопедического кабинета. |
11 | Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного образования, коррекционной педагогике | 2012-2017 гг. | Республиканский, Международный уровень | Педагоги. Родители воспитанников | Список нормативных документов. |
12 | Изучение учебной и научно-методической литературы по вопросам выявления и коррекции речевого развития детей дошкольного возраста. Журналы: «Логопед», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Дошкольная педагогика», «Обруч»; газета «Дошкольное образование», Всероссийский электронный журнал «Академия дошкольного образования», сайты: Logoportal.ru , Дошколёнок. ру. Электронное образование в РТ edu.tatar.ru. | 2012-2017 гг. | Республиканский, Федеральный уровень | Педагоги. Родители воспитанников | Картотека. Список изученной литературы. |
13 | Изучение новых программ и педагогических технологий в логопедии: - «Инновационные формы взаимодействия логопеда с семьями, воспитывающими детей с нарушениями речи» (Вакуленко Л.С.), «Развитие речи, движения и мелкой моторики» (Лифиц Е.А.), «Комплексная коррекция нарушений слоговой структуры слова» (Крупенчук О.И.), «Логоритмические занятия в детском саду» (Картушина М.Ю.), «Играй, слушай, познавай» (Постоева Л.Д.) | 2012-2017 гг.. | Республиканский, федеральный уровень | Педагоги. Родители воспитанников | Перечень ЭОР с указанием ссылок по изучению. Список изученных программ и новых технологий |
Литература:
1. Гаркуша Ю.Ф., Черлина Н.А., Манина Е.В. Новые информационные технологии в логопедической работе // Логопед 2004. №4.
2. Львова Л.Т. Организация работы по самообразованию педагогов ДОУ\\ Справочник старшего воспитателя. № 11,2008.
3. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2004.
Интернет ресурсы
Результат работы:
- Созданы необходимые условия для сотрудничества с родителями детей логопедической группы, обеспечивающих речевое развитие дошкольника;
- Повышена компетентность и заинтересованность родителей в области коррекционной работы логопеда с детьми;
- Ведется углубленная работа по автоматизации звуков с использованием игровых методов и приемов, при содействии родителей, что позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, вызывает интерес к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития старших дошкольников и позволяет качественно подготовить их к школе.