Формирование и коррекция слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР II уровня
Статья «Формирование и коррекция слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР II уровня»
Слоговая структура слова понимается как характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его слогов(Р.Е. Левина, А.K. Маркова, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). Овладение ребенком слоговой структуры слова происходит постепенно. В случаях речевых нарушений процесс овладения слоговой структурой слова растягивается по времени, характеризуется определенной спецификой, качественным своеобразием. Нарушения слогового оформления речи у детей с общим недоразвитием речи II уровня могут быть разнообразны (замены, пропуски, перестановки, повторения звуков и слогов, упрощение групп согласных) и непостоянны по характеру проявления. Эти нарушения носят стойкий и длительный характер и затрудняют процесс нормального развития устной речи, отрицательно влияют на формирование лексики, грамматического строя речи, фонематическое развитие ребенка, вызывают затруднения при овладении грамотой. Только в процессе специальной логопедической работы по формированию слоговой структуры слова могут быть устранены характерные для детей с общим недоразвитием речи нарушения в восприятии и воспроизведении слогового состава слов. Логопедическая работа по формировнию слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи представлена в работах А.К. Марковой, Н.Ю. Сафонкиной, Т.А. Ткаченко, Н.С.Четверушкиной и других. Все они указывают, что направления коррекционной работы зависят от уровня недоразвития речи и от степени выраженности искажений слоговой структуры слова. Логопедическую работу с детьми со вторым уровнем речевого развития рекомендуется начинать с 4-летнего возраста, учитывая оптимальные возможности компенсации дефекта в наиболее ранний период развития ребенка (Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина) .
В данной статье мы излагаем лишь небольшую часть этого важного раздела логопедической работы, а именно в средней группе (первый год обучения).
Формирование и коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи II уровня проводились весь учебный год.
Наиболее продуктивной формой работы в первые месяцы обучения являлись индивидуальные занятия. Постепенно условия менялись: наряду с индивидуальными проводились и подгрупповые занятия , а количество детей в подгруппах возрастало до 5-6 человек, время проведения занятия – до 20.
Задачи и содержание коррекционно-развивающего обучения детей с данным уровнем планировались с учетом результатов их логопедического обследования, позволяющих выявить потенциальные и психологические возможности детей.
Содержание логопедических занятий определялись задачами коррекционного обучения детей:
- развитие понимания речи;
- активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;
- развитие произносительной стороны речи;
- развитие самостоятельной фразовой речи.
Выделяются следующие виды подгрупповых логопедических занятий по формированию :
1) словарного запаса;
2) грамматически правильной речи;
3) связной речи;
4) звукопроизношения, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры.
Подгрупповые занятия проводились логопедом в соответствии с расписанием, индивидуальные – ежедневно, в соответствии с режимом дня в данной возрастной группе дошкольного учреждения.
Наша логопедическая работа осуществлялась в двух основных направлениях: 1 направление - работа на невербальном материале; 2 направление - работа на вербальном материале - на материале изолированных слов и на материале слов, включенных в состав предложений, стихов, чистоговорок, текстов, т.е. в контексте.
При подборе направлений и содержаний коррекционной работы, а также при выборе конкретных игр и упражнений были использованы методические пособия и рекомендации, предложенные такими авторами, как А.К. Маркова, Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина ,Т.А. Ткаченко, Н.С. Четверушкина.
Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина считают,что в формировании оптико-пространственной ориентации, ритмическом и динамическом построении движений необходимо использовать продуктивные виды деятельности. Они связаны с практическим освоением пространства и формированием пространственных представлений .
Работа по развитию восприятия и воспроизведения ритма преследует цель подготовить детей с недоразвитием речи к грамотному ритмо-интонационному оформлению различных по размеру и ритмическому рисунку слов и словосочетаний .
Полезно проводить упражнения для развития силы и высоты голоса:
- удлинение произнесения звуков (при средней силе голоса) звукоподражания У-У, О-О, А-А, И-И и т.п.;
- усиление голоса «Поднимаемся по ступенькам» ооОО, ааАА, ииИИ (слоги);
- ослабление голоса (тихо-громко) «Спускаемся с горки» ААаа , (включая слоги) и т.п.
- Усиление и ослабление голоса на одном выдохе уууУууу, азаазаАЗАазааза.
Осознание детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве, ориентировка в окружающем «малом» пространстве являются исходными данными по развитию пространственных ориентировок в целом. Детей следует научить различать части своего тела: глаза, уши, нос, подбородок, голову, грудь, спину, ноги, руки. Сформировать у них четкие представления о правой и левой частях тела (особенно важна дифференциация рук). Тренировать дошкольников в использовании словесных обозначений направлений, умении описать свои действия с их помощью. Эти знания закрепляются в дидактических играх. С этой целью полезно провести игру «Это Я». Предложите ребенку подражать вам.
Это глазки. Вот, вот. Показать сначала левый глаз,потом правый.
Это ушки. Вот, вот. Беремся сначала за мочку левого уха, потом- правого.
Это нос. Это рот. Левой рукой показываем рот, правой - нос.
Там спинка. Тут живот. Левую ладошку кладем на спину, правую - на живот.
Это ручки. Хлоп-хлоп. Показываем обе руки, потом два раза хлопаем в ладоши.
Это ножки. Топ-топ. Кладем ладони на бедро, потом два раза топаем
Ой, устали! Вытрем лоб. Правой ладонью проводим по лбу.
Можно также прочитать русскую народную потешку во время проведения гигиенических процедур:
Водичка, водичка, умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток ,
Чтоб кусался зубок.
Мы также считаем, что работу по формированию представлений о правой и левой частях тела необходимо проводить в любых ситуациях. При одевании ребенка можно проговаривать строчки из стихотворения Е.Благининой :
Вот они- сапожки !
Этот- с левой ножки,
Этот с правой ножки.
Если дождичек пойдет,
Наденем галошки.
Эта – справой ножки,
Эта – с левой ножки .
Вот как – хорошо!
На прогулке проговариваем текст стихотворения А.Барто « Левой, правой!»
Левой, правой!
Левой, правой!
На парад
Идет отряд,
На парад
Идет отряд,
Барабанщик
Очень рад:
Барабанит,
Барабанит
Полтора часа
Подряд!
Левой, правой!
Левой, правой!
Барабан
Уже дырявый!
Работа по развитию оптико-пространственной ориентации должна проводиться в двух направлениях: 1) ориентация в трехмерном пространстве, б) ориентация в двухмерном пространстве(на листе бумаги), сначала индивидуально, затем в подгруппе.
Работа в первом направлении предполагает формирование у детей навыков определения пространственной размещенности предметов относительно друг друга и словесные обозначения пространственных отношений. С этой целью могут быть использованы такие задания, как расположение ребенком игрушек по инструкции логопеда, отгадыванием им, кто или что находится под столом, дальше мишки, справа от куклы и т.п.
Игра «Найди клад».
Посадить четыре игрушки на четырех столика так , чтобы получился «крестик». В центр этого «крестика» встанет ребенок . Впереди у него будет белка, сзади зайчик , справа машинка, слева лодка.
Под одну из игрушек(или в одну из игрушек ) будет спрятан «клад». Например, красивая наклейка. Ребенок стоит в центре комнаты так, как стоит логопед. Ищем клад. «Повернись влево. Повернись два раза влево. А теперь два раза вправо. Ищи!» Если ребенок правильно выполнил команды, то в конце игры он находит «клад». Если не находит, надо попробовать еще раз.
Формирование навыков ориентации в двухмерном пространстве может проходить с помощью дидактических упражнений, например, для различения верхнего и нижнего края листа ребенку предлагается показать, как падают желтые листья с дерева(осенние), снежинки с неба, вырастают зеленые листья весной, облака в небе, летит самолет, звезды и луна . Подобные задания используются и для дифференциации правого и левого края («Черепашка по тропинке», «Овощи на столе», «Уберем игрушки»). После закрепления представлений о границах листа бумаги можно переходить к заданиям на расположение графических символов относительно друг друга и внутри него.
С этой целью мы проводили следующие упражнения : - “Узор на платочке”.
Сначала обязательно проговариваем элементы узора: один круг, четыре квадрата. Проговариваем, что в середине зеленый круг,а в уголках вверху -квадраты и внизу –квадраты.
- “ Волшебная мозаика”
На игровом поле мозаики предлагается ребенку выложить вверху синими деталями небо, а внизу желтыми – осенние листья. Из мелких деталей вверху можно выложить салют, а внизу цветы.
Главным условием является регулярность проведения игр , практически ежедневно, по 5 минут.
Н.С. Четверушкина предлагает собственную систему специальных упражнений, направленных на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. В основу логопедической работы. Н.С. Четверушкина положила принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификацию А.К. Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов. Автор предлагает тщательно и последовательно отрабатывать каждый тип слоговой структуры даже, если ребёнок не допускает в нём ошибок, так как классификация составлена по принципу наращивания и усложнения слогов. В последующем, любое многосложное слово может быть «разбито» ребёнком на 2-3 более простые и изученные слоговые структуры.
Необходимо отметить, что в дети с ОНР II уровня не в состоянии воспроизвести все типы слоговой структуры, перечисленные выше. Поэтому на подгтовительном этапе обучения мы ограничивались в подборе лексического материала 1-5 типов слоговых структур, а также исходили из крайне низких возможностей правильного звукопроизношения детей . По этой причине в речевом материале не использовались слова, содержащие свистящие, шипящие, фрикативные и сонорные звуки, кроме звуков Й и Ль. В нашей работе мы придерживались такого подхода, при котором можно добиваться лучших результатов по формированию слоговой структуры слова у детей с ОНР 2 уровня.
На основе авторской технологии Т.А. Ткаченко, на этапе формирования слоговой структуры, мы предлагаем вариант использования зрительных символов, в частности, в слогах со стечением согласных.
Для этого были подготовлены карточки, на каждой из которых только один зрительный символ гласного или согласного звука соответствующего цвета (гласный – красного цвета, а согласный – синего). Таких карточек изготавливается по количеству детей с тем, чтобы можно было работать в подгруппе. Каждому ребенку в конверт или файл вкладывается комплект карточек со зрительными символами. Количество карточек увеличивается по мере изучения новых звуков. Задания предлагались в общепринятой последовательности.
На первом, подготовительном, этапе были поставлены следующие задачи :
- научить ребенка на слух дифференцировать длинные и короткие слова, например, самолеты – кот, панама – суп, каша – дуб;
- отхлопывать предложенный ритм слова;
- запоминать и проговаривать сочетания из однородных слогов: с разным ударением – пАпапа, папАпа, папапА;
- сочетания из одинаковых согласных и разных гласных звуков: ПА – ПУ- ПЫ, ТА- ТУ- ТЫ, КА –КУ-КЫ.
постепенно включая их в слова и предложения:
У папы Тата. У Таты мама.
- Запомнить и повторить сочетания из разных согласных и одинаковых гласных звуков: Ката, каТАма, катаМА, КАтама, панама, канава.
- Слоговые сочетания со стечением согласных звуков : то – кто, ва – ква, ам – кто там?
- Слоговые сочетания с разными гласными и согласными звуками: ПАтукы, ваМОпу, тыкаБУ.
Названные упражнения способствуют введению в речь детей односложных, двух-, трех- и четырехсложных слов с закрытыми и открытыми слогами, состоящих из правильно произносимых звуков.
В коррекционно-логопедической работе на подготовительном этапе проводились также игры и упражнения на формирование длительного и плавного речевого выдоха. Сначала упражнения проводились с опорой на контроль ладонью, затем - без этой опоры. Задания предлагались в игровой форме, их выполнение происходило по подражанию (сначала) и по словесной инструкции (позднее):
«Задуй свечу», «Листопад», «Дует ветер», «Бабочки спрятались», «Веселый футбол», «Снежинки», «Мельницы», «Цветные пузыри» и т.п.
В ходе работы по данному направлению мы постепенно усложняли предлагаемые задания. Тренировка речевого выдоха осуществлялась на материале отдельных звуков (У, П, Ф), затем - слов, коротких фраз и стихотворений. Сначала упражнения проводились с опорой на контроль ладонью, затем - без этой опоры. Задания предлагались в игровой форме, их выполнение происходило по подражанию (сначала) и по словесной инструкции (позднее). Как упоминалось ранее, усвоение звукового строения слова и определенной последовательности звуков происходило с опорой на сохранные звуки. Сначала использовался прием сопряженного и отраженного повторения отдельных слогов с этими согласными, простых, а затем более сложных по своему звуковому и слоговому составу слов. После этого отрабатывалось самостоятельное произнесение ребенком слов разных по звукослоговому составу, сначала без стечений согласных, а потом с одним и несколькими стечениями. Наиболее благоприятной позицией для усвоения стечений является конец слова, поэтому работу над стечениями согласных в слове целесообразно начинать со слов со стечением в конечной позиции (бант,винт, зонт, мост), а после в начале (стол, внук), середине слова (банка, вилка, кепка, утка), в словах с двумя стечениями и более. Коррекционная работа проводилась на вербальном материале и состояла из нескольких уровней. Особое значение на каждом уровне отводилось «включению в работу» всех анализаторов: речевого, слухового, зрительного и тактильного. 1.Уровень гласных звуков. Точное восприятие и четкая артикуляция гласных звуков обеспечивают точную передачу слогового абриса слова, а также предупреждают замещение гласных звуков и перестановку слогов.
Алгоритм работы по обучению детей с ОНР 2 уровня способам анализа гласных звуков был следующим: уточнение артикуляции гласных звуков; – опознание гласных звуков: а) в текстах: 1) насыщенных словами с изучаемым звуком; 2) с небольшим набором слов, имеющих изучаемый звук; 3 )с конфликтными заданиями; а) в предложениях; б) в словах; – выделение гласных звуков из начала слова. Детям предлагались задания на определение количества, последовательности звуков в звуковом ряду, выделение ударного звука (АУА, АУА, АУА), упражнения на четкое произношение звукового ряда, узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и т.д.
Инструкция: «Произнеси звук [а] столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук [о] столько раз, сколько я хлопну в ладоши. – Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией АУИО, АУОИ, АУИ, ИАУ – Пропевание серий звуков с выделением ударного: АУА, АУА, АУА – Логопед беззвучно артикулирует звуковой ряд, ребенок произносит их с голосом При этом метод выделения гласных звуков: интонирование. Затем детям давались задания по формированию звукового анализа: Например, детям раздаются символы гласных звуков. На каждом из них изображена артикуляция определенного гласного звука. Соблюдена цветовая символика. Задания:
а ) Определить первый звук в словах: Алла, Оля, Уля, Инна, озеро, утка, аист, окна, улей, осень, иней (показать символ нужного звука).
б) К картинкам подобрать символ, соответствующий первому звуку. Предлагались картинки: озеро, утка, аист, окна, утро, осень, астра. в) Определить какой звук в начале слов слышится чаще других. Показать символ. Ася с Анечкой дружила, Ане астры подарила.
2. Уровень согласных звуков. Задачей является следующее: опознание, выделение и уточнение сохранных и постановка нарушенных согласных звуков. Алгоритм работы по обучению способам анализа согласных звуков был следующим: -уточнение артикуляции относительно сохранных звуков и на этой базе обучение способам звукового анализа; -постановка нарушенных звуков; -опознание поставленных звуков: а) в текстах: 1) насыщенных словами с изучаемым звуком; 2) с небольшим подбором слов, имеющих изучаемый звук; 3) с конфликтными заданиями в предложениях, в словах; -выделение звука: а) первого согласного из слова; б) конечного согласного и гласного; – выделение первого согласного из слова.
Метод выделения – интонирование. Алгоритм работы:
1. Ребенку дается картинка, графическая схема и произносится первый согласный.
2. Определяется первый согласный.
3. Предлагается вычленение первого согласного в словах с опорой на слух. Картинка убирается.
4. Предлагается вычленение первого согласного в словах с опорой только на зрительное восприятие картинки.
5. Составление графической схемы с обозначением первого согласного.
Были использованы следующие задания.
Например, детям необходимо опознать звук [м] в словах: кот, мак, шар, бак, муха. При опознании – хлопок в ладоши. Затем логопед уточняет, что звук [м] находится в начале слова, что это первый звук слова. Далее интонирует звук и демонстрирует его на звуковой линейке.
Для детей с ОНР 2 уровня были использованы следующие задания: 1.Отобрать картинки, в названиях которых содержится звук [м] в начале слова (шуба, рука, мука, кот, малина, каша, мак, суп, машина). 2. Подобрать самостоятельно слова, в которых первый звук [м]. 3. Определить первый звук в словах, которые начинаются с других согласных: конь, заяц, вата. Следующим разделом работы было выделено определение конечного согласного и гласного из слова. Навык выделения конечного согласного и согласного из слова базируется на уже сформированном умении по выделению заданного звука из слова. Этот материал рациональнее всего отрабатывать на материале слов с последним закрытым слогом ГС: бак, дом, квас, петух, кактус, укус.
Затем переходили к открытым слогам различной сложности. Метод выделения – интонирование. Алгоритм работы:
1. Ребенку дается картинка, графическая схема и произносится название картинки [сом].
2. Определяется конечный согласный.
3. Предлагается вычленение конечного согласного в словах с опорой на слух. Картинка убирается.
4. Предлагается вычленение конечного согласного в словах с опорой только на зрительное восприятие (картинка).
5. Составление графической схемы с обозначением конечного согласного или гласного. Задачей следующего этапа коррекционной программы является обучение способам выделения ударной гласной из середины слова. Алгоритм работы: – уточнение артикуляции и звучания гласных звуков; – развитие умения опознавания гласных звуков; способу действия по выделению звуков: а) картинка б) схема звукового состава слова;
в) интонирование;
г) карточки-фишки.
Предварительно логопед повторяет и уточняет артикуляцию и звучание гласных звуков. Используем задания:
1. В слове «кот» какой звук «о», или «а», или «у» вы слышите? (Слово «кот» произносится с длительным интонированием гласного «о»).
2. Самостоятельно определить гласную в словах (рак, суп, бак, сом и т. д.). 3. Уровень слогов. Данный уровень работы способствует формированию умения ребенка воспроизводить правильный контур слова, переключаться с одного слога на другой, предупреждать ошибки уподобления слогов. На данном уровне следует выделить два вида работ: по различению слогового ряда и по правильному воспроизведению слогового ряда. Любая работа начинается с работы над восприятием, а затем переходим к произношению слоговых рядов. Для этого предлагались задания на определение количества слогов, выделение ударного слога в цепочке услышанных слогов, увеличение и уменьшение количества слогов, отстукивание слоговых цепочек, запоминание и повторение цепочки слогов (без стечения и со стечением согласных), соотнесение количества слогов со схемой и т.д. Приведем примеры использованных с детьми с ОНР 2 уровня заданий:
- Упражнения на восприятие слогового ряда: Дидактический материал: яблоки (счетный материал) Инструкция: Послушай, сколько яблок упало, и выложи нужное количество. Бух, бух, бух. – Инструкция: Послушай, сколько раз прыгнул зайка, и прыгни столько же. Прыг,прыг,прыг,прыг.
– Материал: карточки с нарисованными животными, на каждой карточке различное количество одинаковых животных от 1 до 5 (коровы, лягушки, мышки,собаки) Инструкция: Послушай и скажи, кто нарисован на карточке и сколько их. МУ-МУ-МУ, КВА-КВА, ПИ-ПИ-ПИ-ПИ, ГАВ-ГАВ-ГАВ. Инструкция: Послушай и назови слог, который отличается
КА – КА – ГА - КА БЫ - МЫ – БЫ - БЫ
– Инструкция: Послушай и назови только первый и последний слоги. МО-МА- КО-КА
Упражнения на воспроизведение слогового ряда:
– Материал: игральный кубик. Инструкция: скажи слог КА столько раз, сколько точек на кубике.
– Инструкция: Давай учить язык инопланетян. Повторяй за мной. МА-МО-МУ-МЫ-МЭ БУ-КУ-ВУ-НУ- АН-ЭН-УН-ОН-ЫН
4. Уровень слова. На начальном этапе работы от детей с ОНР 2 уровня не требуется осознанного отношения к слогу как к части слова. Ребенок обучается делению слов на слоги неосознанно. Членение слов на слоги основывается на четком послоговом проговаривании слов. Это проговаривание связывается с ритмичным движением ведущей руки, которая отхлопывает по столу количество слогов в слове. Приведем примеры упражнений на восприятие и воспроизведение слоговой структуры слов: – Игра «Веселые вагоны» » .В вагонах разной длины поедут «животные», в названиях которых один, два, три слога. Инструкция: «Отстучи ладошкой по столу по количеству слогов» : КОТ, КОЗА, СОБАКА,СЛОН, ЛИСА, – Игра «Незнайка» . Инструкция :«Я буду говорить слова. В том случае, если я скажу неправильно, подними руку и исправь меня» (МАСАЛЕТ, БАСАКА, БУБИКИ) - Игра с мячиками . Кидай мячики в корзину, проговаривая слова по слогам: ПОНИ, ПАНАМА, МАСКА. - Игра с матрешкой . Инструкция. Разбери и собери матрешки, расставьте игрушки в ряд, проговаривая слова по слогам, на каждую игрушку по слогу. ВАТА, ЛИМОН, МОЛОТОК. -«Волшебные человечки». На столе перед детьми конструируется волшебная страна и фигурки волшебных человечков. Логопед называет слоги Инструкция: Повтори, что услышишь. Если ребенок неправильно воспроизводит слог, то волшебный человечек убегает. ИСТ, ИНТ, СТА, ПТИ, КТО . -«Инопланитяне» (упражнение проводится аналогично предыдущей игре). В целом, основной акцент был сделан на звукопроизносительных возможностях детей , но также прорабатывались и различные слоговые структуры с постепенным усложнением. При этом следует подчеркнуть, что слова каждой новой слоговой трудности вводились только после достаточного усвоения предыдущих слов. Для усвоения произношения всех этих слов ребенку с ОНР 2 уровня нужно многократно повторять их, заучивать.
5. Уровень отработки звукослоговой структуры слов на материале чистоговорок, законченных предложений, стихов. Воспроизведение предложений, а также заучивание даже простых недлинных стихов детьми с ОНР 2 уровня представляет для логопедической работы большую сложность. Они не запоминают стихов, тем более в четыре и более строк. Логопед на свое усмотрение подбирает простые тексты и двустишия для заучивания, а также картинки к предлагаемым двустишиям, так как заучивание стихов должно проводиться с обязательной опорой на предметные или не сложные сюжетные картинки. Каждое новое стихотворение сначала выразительно читалось логопедом (наизусть), после чего логопед задавал вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить его основную мысль. Непонятные слова объяснялись детям в доступной форме, уточнялось значение некоторых слов. Логопед читал отдельно каждую строчку стихотворения, а дети проговаривали ее хором, а потом индивидуально. Разучивание стихов развивает у детей чувство ритма, поэтому мы просили детей отхлопывать или отстукивать ритм. Также стихи использовались для закрепления произношения звуков, для чего мы просили детей назвать все слова стихотворения, в которых встречается тот или иной звук. Шайба и клюшка, вот и весь Илюшка. Чашка и ложка, вот и весь Антошка. Шапка и шубка, вот и весь Мишутка.
Только в процессе специальной, систематической логопедической работы по формированию слоговой структуры слова могут быть устранены характерные для детей с общим недоразвитием речи нарушения в восприятии и воспроизведении слогового состава слов.
Используемая литература.
1. Левина Р.Е.. Нарушения слоговой структуры слова у детей // Специальная школа .-М.: Изд-во АПН РСФСР,1959.- Вып.4
2. Маркова А.К.. Особенности овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи: автореф. дис…канд.пед.наук.-М., 1963.
3. Сафонкина Н.Ю.. Формирование предпосылок становления слоговой структуры слова у дошкольников пятого года жизни с нарушениями речевого развития.
Москва, МПГУ, 2003.
4. Ткаченко Т.А.. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. М..Гном , 2001
5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие .- М.: Айрис-пресс, 2005.
6. Четверушкина Н.С.. Слоговая структура слова: системный метод устранения нарушений.- М.: Национальный книжный центр. 2015
7. Чиркина Г.В..Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений . М.: Аркти , 2005.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая статья для логопедов ДОУ, студентов | 171.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья «Формирование и коррекция слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР II уровня»
Слоговая структура слова понимается как характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и видов составляющих его слогов(Р.Е. Левина, А.K. Маркова, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). Овладение ребенком слоговой структуры слова происходит постепенно. В случаях речевых нарушений процесс овладения слоговой структурой слова растягивается по времени, характеризуется определенной спецификой, качественным своеобразием. Нарушения слогового оформления речи у детей с общим недоразвитием речи II уровня могут быть разнообразны (замены, пропуски, перестановки, повторения звуков и слогов, упрощение групп согласных) и непостоянны по характеру проявления. Эти нарушения носят стойкий и длительный характер и затрудняют процесс нормального развития устной речи, отрицательно влияют на формирование лексики, грамматического строя речи, фонематическое развитие ребенка, вызывают затруднения при овладении грамотой.
Только в процессе специальной логопедической работы по формированию слоговой структуры слова могут быть устранены характерные для детей с общим недоразвитием речи нарушения в восприятии и воспроизведении слогового состава слов.
Логопедическая работа по формировнию слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи представлена в работах А.К. Марковой, Н.Ю. Сафонкиной, Т.А. Ткаченко, Н.С.Четверушкиной и других. Все они указывают, что направления коррекционной работы зависят от уровня недоразвития речи и от степени выраженности искажений слоговой структуры слова.
Логопедическую работу с детьми со вторым уровнем речевого развития рекомендуется начинать с 4-летнего возраста, учитывая оптимальные возможности компенсации дефекта в наиболее ранний период развития ребенка (Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова, Г.В. Чиркина) .
В данной статье мы излагаем лишь небольшую часть этого важного раздела логопедической работы, а именно в средней группе (первый год обучения).
Формирование и коррекция нарушений слоговой структуры слова у детей с общим недоразвитием речи II уровня проводились весь учебный год.
Наиболее продуктивной формой работы в первые месяцы обучения являлись индивидуальные занятия. Постепенно условия менялись: наряду с индивидуальными проводились и подгрупповые занятия , а количество детей в подгруппах возрастало до 5-6 человек, время проведения занятия – до 20.
Задачи и содержание коррекционно-развивающего обучения детей с данным уровнем планировались с учетом результатов их логопедического обследования, позволяющих выявить потенциальные и психологические возможности детей.
Содержание логопедических занятий определялись задачами коррекционного обучения детей:
- развитие понимания речи;
- активизация речевой деятельности и развитие лексико-грамматических средств языка;
- развитие произносительной стороны речи;
- развитие самостоятельной фразовой речи.
Выделяются следующие виды подгрупповых логопедических занятий по формированию :
- словарного запаса;
- грамматически правильной речи;
- связной речи;
- звукопроизношения, развитию фонематического восприятия и слоговой структуры.
Подгрупповые занятия проводились логопедом в соответствии с расписанием, индивидуальные – ежедневно, в соответствии с режимом дня в данной возрастной группе дошкольного учреждения.
Наша логопедическая работа осуществлялась в двух основных направлениях: 1 направление - работа на невербальном материале; 2 направление - работа на вербальном материале - на материале изолированных слов и на материале слов, включенных в состав предложений, стихов, чистоговорок, текстов, т.е. в контексте.
При подборе направлений и содержаний коррекционной работы, а также при выборе конкретных игр и упражнений были использованы методические пособия и рекомендации, предложенные такими авторами, как А.К. Маркова, Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина ,Т.А. Ткаченко, Н.С. Четверушкина.
Г.В. Бабина, Н.Ю. Сафонкина считают,что в формировании оптико-пространственной ориентации, ритмическом и динамическом построении движений необходимо использовать продуктивные виды деятельности. Они связаны с практическим освоением пространства и формированием пространственных представлений .
Работа по развитию восприятия и воспроизведения ритма преследует цель подготовить детей с недоразвитием речи к грамотному ритмо-интонационному оформлению различных по размеру и ритмическому рисунку слов и словосочетаний .
Полезно проводить упражнения для развития силы и высоты голоса:
- удлинение произнесения звуков (при средней силе голоса) звукоподражания У-У, О-О, А-А, И-И и т.п.;
- усиление голоса «Поднимаемся по ступенькам» ооОО, ааАА, ииИИ (слоги);
- ослабление голоса (тихо-громко) «Спускаемся с горки» ААаа , (включая слоги) и т.п.
- Усиление и ослабление голоса на одном выдохе уууУууу, азаазаАЗАазааза.
Осознание детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве, ориентировка в окружающем «малом» пространстве являются исходными данными по развитию пространственных ориентировок в целом. Детей следует научить различать части своего тела: глаза, уши, нос, подбородок, голову, грудь, спину, ноги, руки. Сформировать у них четкие представления о правой и левой частях тела (особенно важна дифференциация рук). Тренировать дошкольников в использовании словесных обозначений направлений, умении описать свои действия с их помощью. Эти знания закрепляются в дидактических играх. С этой целью полезно провести игру «Это Я». Предложите ребенку подражать вам.
Это глазки. Вот, вот. Показать сначала левый глаз,потом правый.
Это ушки. Вот, вот. Беремся сначала за мочку левого уха, потом- правого.
Это нос. Это рот. Левой рукой показываем рот, правой - нос.
Там спинка. Тут живот. Левую ладошку кладем на спину, правую - на живот.
Это ручки. Хлоп-хлоп. Показываем обе руки, потом два раза хлопаем в ладоши.
Это ножки. Топ-топ. Кладем ладони на бедро, потом два раза топаем
Ой, устали! Вытрем лоб. Правой ладонью проводим по лбу.
Можно также прочитать русскую народную потешку во время проведения гигиенических процедур:
Водичка, водичка, умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток ,
Чтоб кусался зубок.
Мы также считаем, что работу по формированию представлений о правой и левой частях тела необходимо проводить в любых ситуациях. При одевании ребенка можно проговаривать строчки из стихотворения Е.Благининой :
Вот они- сапожки !
Этот- с левой ножки,
Этот с правой ножки.
Если дождичек пойдет,
Наденем галошки.
Эта – справой ножки,
Эта – с левой ножки .
Вот как – хорошо!
На прогулке проговариваем текст стихотворения А.Барто « Левой, правой!»
Левой, правой!
Левой, правой!
На парад
Идет отряд,
На парад
Идет отряд,
Барабанщик
Очень рад:
Барабанит,
Барабанит
Полтора часа
Подряд!
Левой, правой!
Левой, правой!
Барабан
Уже дырявый!
Работа по развитию оптико-пространственной ориентации должна проводиться в двух направлениях: 1) ориентация в трехмерном пространстве, б) ориентация в двухмерном пространстве(на листе бумаги), сначала индивидуально, затем в подгруппе.
Работа в первом направлении предполагает формирование у детей навыков определения пространственной размещенности предметов относительно друг друга и словесные обозначения пространственных отношений. С этой целью могут быть использованы такие задания, как расположение ребенком игрушек по инструкции логопеда, отгадыванием им, кто или что находится под столом, дальше мишки, справа от куклы и т.п.
Игра «Найди клад».
Посадить четыре игрушки на четырех столика так , чтобы получился «крестик». В центр этого «крестика» встанет ребенок . Впереди у него будет белка, сзади зайчик , справа машинка, слева лодка.
Под одну из игрушек(или в одну из игрушек ) будет спрятан «клад». Например, красивая наклейка. Ребенок стоит в центре комнаты так, как стоит логопед. Ищем клад. «Повернись влево. Повернись два раза влево. А теперь два раза вправо. Ищи!» Если ребенок правильно выполнил команды, то в конце игры он находит «клад». Если не находит, надо попробовать еще раз.
Формирование навыков ориентации в двухмерном пространстве может проходить с помощью дидактических упражнений, например, для различения верхнего и нижнего края листа ребенку предлагается показать, как падают желтые листья с дерева(осенние), снежинки с неба, вырастают зеленые листья весной, облака в небе, летит самолет, звезды и луна . Подобные задания используются и для дифференциации правого и левого края («Черепашка по тропинке», «Овощи на столе», «Уберем игрушки»). После закрепления представлений о границах листа бумаги можно переходить к заданиям на расположение графических символов относительно друг друга и внутри него.
С этой целью мы проводили следующие упражнения : - “Узор на платочке”.
Сначала обязательно проговариваем элементы узора: один круг, четыре квадрата. Проговариваем, что в середине зеленый круг,а в уголках вверху -квадраты и внизу –квадраты.
- “ Волшебная мозаика”
На игровом поле мозаики предлагается ребенку выложить вверху синими деталями небо, а внизу желтыми – осенние листья. Из мелких деталей вверху можно выложить салют, а внизу цветы.
Главным условием является регулярность проведения игр , практически ежедневно, по 5 минут.
Н.С. Четверушкина предлагает собственную систему специальных упражнений, направленных на преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. В основу логопедической работы. Н.С. Четверушкина положила принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификацию А.К. Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов. Автор предлагает тщательно и последовательно отрабатывать каждый тип слоговой структуры даже, если ребёнок не допускает в нём ошибок, так как классификация составлена по принципу наращивания и усложнения слогов. В последующем, любое многосложное слово может быть «разбито» ребёнком на 2-3 более простые и изученные слоговые структуры.
Необходимо отметить, что в дети с ОНР II уровня не в состоянии воспроизвести все типы слоговой структуры, перечисленные выше. Поэтому на подгтовительном этапе обучения мы ограничивались в подборе лексического материала 1-5 типов слоговых структур, а также исходили из крайне низких возможностей правильного звукопроизношения детей . По этой причине в речевом материале не использовались слова, содержащие свистящие, шипящие, фрикативные и сонорные звуки, кроме звуков Й и Ль. В нашей работе мы придерживались такого подхода, при котором можно добиваться лучших результатов по формированию слоговой структуры слова у детей с ОНР 2 уровня.
На основе авторской технологии Т.А. Ткаченко, на этапе формирования слоговой структуры, мы предлагаем вариант использования зрительных символов, в частности, в слогах со стечением согласных.
Для этого были подготовлены карточки, на каждой из которых только один зрительный символ гласного или согласного звука соответствующего цвета (гласный – красного цвета, а согласный – синего). Таких карточек изготавливается по количеству детей с тем, чтобы можно было работать в подгруппе. Каждому ребенку в конверт или файл вкладывается комплект карточек со зрительными символами. Количество карточек увеличивается по мере изучения новых звуков. Задания предлагались в общепринятой последовательности.
На первом, подготовительном, этапе были поставлены следующие задачи :
- научить ребенка на слух дифференцировать длинные и короткие слова, например, самолеты – кот, панама – суп, каша – дуб;
- отхлопывать предложенный ритм слова;
- запоминать и проговаривать сочетания из однородных слогов: а) с разным ударением – пАпапа, папАпа, папапА;
- сочетания из одинаковых согласных и разных гласных звуков: ПА – ПУ- ПЫ, ТА- ТУ- ТЫ, КА –КУ-КЫ.
постепенно включая их в слова и предложения:
У папы Тата. У Таты мама.
- Запомнить и повторить сочетания из разных согласных и одинаковых гласных звуков: Ката, каТАма, катаМА, КАтама, панама, канава.
- Слоговые сочетания со стечением согласных звуков : то – кто, ва – ква, ам – кто там?
- Слоговые сочетания с разными гласными и согласными звуками: ПАтукы, ваМОпу, тыкаБУ.
Названные упражнения способствуют введению в речь детей односложных, двух-, трех- и четырехсложных слов с закрытыми и открытыми слогами, состоящих из правильно произносимых звуков.
В коррекционно-логопедической работе на подготовительном этапе проводились также игры и упражнения на формирование длительного и плавного речевого выдоха. Сначала упражнения проводились с опорой на контроль ладонью, затем - без этой опоры. Задания предлагались в игровой форме, их выполнение происходило по подражанию (сначала) и по словесной инструкции (позднее):
«Задуй свечу», «Листопад», «Дует ветер», «Бабочки спрятались», «Веселый футбол», «Снежинки», «Мельницы», «Цветные пузыри» и т.п.
В ходе работы по данному направлению мы постепенно усложняли предлагаемые задания. Тренировка речевого выдоха осуществлялась на материале отдельных звуков (У, П, Ф), затем - слов, коротких фраз и стихотворений. Сначала упражнения проводились с опорой на контроль ладонью, затем - без этой опоры. Задания предлагались в игровой форме, их выполнение происходило по подражанию (сначала) и по словесной инструкции (позднее). Как говорилось ранее, усвоение звукового строения слова и определенной последовательности звуков происходило с опорой на сохранные звуки. Сначала использовался прием сопряженного и отраженного повторения отдельных слогов с этими согласными, простых, а затем более сложных по своему звуковому и слоговому составу слов. После этого отрабатывалось самостоятельное произнесение ребенком слов разных по звукослоговому составу, сначала без стечений согласных, а потом с одним и несколькими стечениями. Наиболее благоприятной позицией для усвоения стечений является конец слова, поэтому работу над стечениями согласных в слове целесообразно начинать со слов со стечением в конечной позиции (бант,винт, зонт, мост), а после в начале (стол, внук), середине слова (банка, вилка, кепка, утка), в словах с двумя стечениями и более. Коррекционная работа проводилась на вербальном материале и состояла из нескольких уровней. Особое значение на каждом уровне отводилось «включению в работу» всех анализаторов: речевого, слухового, зрительного и тактильного. 1. 1.Уровень гласных звуков. Точное восприятие и четкая артикуляция гласных звуков обеспечивают точную передачу слогового абриса слова, а также предупреждают замещение гласных звуков и перестановку слогов.
Алгоритм работы по обучению детей с ОНР 2 уровня способам анализа гласных звуков был следующим: уточнение артикуляции гласных звуков; – опознание гласных звуков: а) в текстах: 1) насыщенных словами с изучаемым звуком; 2) с небольшим набором слов, имеющих изучаемый звук; 3 )с конфликтными заданиями; а) в предложениях; б) в словах; – выделение гласных звуков из начала слова. Детям предлагались задания на определение количества, последовательности звуков в звуковом ряду, выделение ударного звука (АУА, АУА, АУА), упражнения на четкое произношение звукового ряда, узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и т.д.
Инструкция: «Произнеси звук [а] столько раз, сколько точек на кубике. Произнеси звук [о] столько раз, сколько я хлопну в ладоши. – Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией АУИО, АУОИ, АУИ, ИАУ – Пропевание серий звуков с выделением ударного: АУА, АУА, АУА – Логопед беззвучно артикулирует звуковой ряд, ребенок произносит их с голосом При этом метод выделения гласных звуков: интонирование. Затем детям давались задания по формированию звукового анализа: Например, детям раздаются символы гласных звуков. На каждом из них изображена артикуляция определенного гласного звука. Соблюдена цветовая символика. Задания:
а ) Определить первый звук в словах: Алла, Оля, Уля, Инна, озеро, утка, аист, окна, улей, осень, иней (показать символ нужного звука).
б) К картинкам подобрать символ, соответствующий первому звуку. Предлагались картинки: озеро, утка, аист, окна, утро, осень, астра. в) Определить какой звук в начале слов слышится чаще других. Показать символ. Ася с Анечкой дружила, Ане астры подарила.
2. Уровень согласных звуков. Задачей является следующее: опознание, выделение и уточнение сохранных и постановка нарушенных согласных звуков. Алгоритм работы по обучению способам анализа согласных звуков был следующим: −уточнение артикуляции относительно сохранных звуков и на этой базе обучение способам звукового анализа; −постановка нарушенных звуков; −опознание поставленных звуков: а) в текстах: 1) насыщенных словами с изучаемым звуком; 2) с небольшим подбором слов, имеющих изучаемый звук; 3) с конфликтными заданиями в предложениях, в словах; −выделение звука: а) первого согласного из слова; б) конечного согласного и гласного; – выделение первого согласного из слова.
Метод выделения – интонирование. Алгоритм работы:
1. Ребенку дается картинка, графическая схема и произносится первый согласный.
2. Определяется первый согласный.
3. Предлагается вычленение первого согласного в словах с опорой на слух. Картинка убирается.
4. Предлагается вычленение первого согласного в словах с опорой только на зрительное восприятие картинки.
5. Составление графической схемы с обозначением первого согласного.
Были использованы следующие задания.
Например, детям необходимо опознать звук [м] в словах: кот, мак, шар, бак, муха. При опознании – хлопок в ладоши. Затем логопед уточняет, что звук [м] находится в начале слова, что это первый звук слова. Далее интонирует звук и демонстрирует его на звуковой линейке.
Для детей с ОНР 2 уровня были использованы следующие задания: 1.Отобрать картинки, в названиях которых содержится звук [м] в начале слова (шуба, рука, мука, кот, малина, каша, мак, суп, машина). 2. Подобрать самостоятельно слова, в которых первый звук [м]. 3. Определить первый звук в словах, которые начинаются с других согласных: конь, заяц, вата. Следующим разделом работы было выделено определение конечного согласного и гласного из слова. Навык выделения конечного согласного и согласного из слова базируется на уже сформированном умении по выделению заданного звука из слова. Этот материал рациональнее всего отрабатывать на материале слов с последним закрытым слогом ГС: бак, дом, квас, петух, кактус, укус.
Затем переходили к открытым слогам различной сложности. Метод выделения – интонирование Алгоритм работы:
1. Ребенку дается картинка, графическая схема и произносится название картинки [сом].
2. Определяется конечный согласный.
3. Предлагается вычленение конечного согласного в словах с опорой на слух. Картинка убирается.
4. Предлагается вычленение конечного согласного в словах с опорой только на зрительное восприятие (картинка).
5. Составление графической схемы с обозначением конечного согласного или гласного. Задачей следующего этапа коррекционной программы является обучение способам выделения ударной гласной из середины слова. Алгоритм работы: – уточнение артикуляции и звучания гласных звуков; – развитие умения опознавания гласных звуков; способу действия по выделению звуков: а) картинка б) схема звукового состава слова;
в) интонирование;
г) карточки-фишки.
Предварительно логопед повторяет и уточняет артикуляцию и звучание гласных звуков. Используем задания:
1. В слове «кот» какой звук «о», или «а», или «у» вы слышите? (Слово «кот» произносится с длительным интонированием гласного «о»).
2. Самостоятельно определить гласную в словах (рак, суп, бак, сом и т. д.). 3. Уровень слогов. Данный уровень работы способствует формированию умения ребенка воспроизводить правильный контур слова, переключаться с одного слога на другой, предупреждать ошибки уподобления слогов. На данном уровне следует выделить два вида работ: по различению слогового ряда и по правильному воспроизведению слогового ряда. Любая работа начинается с работы над восприятием, а затем переходим к произношению слоговых рядов. Для этого предлагались задания на определение количества слогов, выделение ударного слога в цепочке услышанных слогов, увеличение и уменьшение количества слогов, отстукивание слоговых цепочек, запоминание и повторение цепочки слогов (без стечения и со стечением согласных), соотнесение количества слогов со схемой и т.д. Приведем примеры использованных с детьми с ОНР 2 уровня заданий:
- Упражнения на восприятие слогового ряда: Дидактический материал: яблоки (счетный материал) Инструкция: Послушай, сколько яблок упало, и выложи нужное количество. Бух, бух, бух. – Инструкция: Послушай, сколько раз прыгнул зайка, и прыгни столько же. Прыг,прыг,прыг,прыг.
– Материал: карточки с нарисованными животными, на каждой карточке различное количество одинаковых животных от 1 до 5 (коровы, лягушки, мышки,собаки) Инструкция: Послушай и скажи, кто нарисован на карточке и сколько их. МУ-МУ-МУ, КВА-КВА, ПИ-ПИ-ПИ-ПИ, ГАВ-ГАВ-ГАВ. Инструкция: Послушай и назови слог, который отличается
КА – КА – ГА - КА БЫ - МЫ – БЫ - БЫ
– Инструкция: Послушай и назови только первый и последний слоги. МО-МА- КО-КА
Упражнения на воспроизведение слогового ряда:
– Материал: игральный кубик. Инструкция: скажи слог КА столько раз, сколько точек на кубике.
– Инструкция: Давай учить язык инопланетян. Повторяй за мной. МА-МО-МУ-МЫ-МЭ БУ-КУ-ВУ-НУ- АН-ЭН-УН-ОН-ЫН
4. Уровень слова. На начальном этапе работы от детей с ОНР 2 уровня не требуется осознанного отношения к слогу как к части слова. Ребенок обучается делению слов на слоги неосознанно. Членение слов на слоги основывается на четком послоговом проговаривании слов. Это проговаривание связывается с ритмичным движением ведущей руки, которая отхлопывает по столу количество слогов в слове. Приведем примеры упражнений на восприятие и воспроизведение слоговой структуры слов: – Игра «Веселые вагоны» » .В вагонах разной длины поедут «животные», в названиях которых один, два, три слога. Инструкция: «Отстучи ладошкой по столу по количеству слогов» : КОТ, КОЗА, СОБАКА,СЛОН, ЛИСА, – Игра «Незнайка» . Инструкция :«Я буду говорить слова. В том случае, если я скажу неправильно, подними руку и исправь меня» (МАСАЛЕТ, БАСАКА, БУБИКИ) - Игра с мячиками . Кидай мячики в корзину, проговаривая слова по слогам: ПОНИ, ПАНАМА, МАСКА. - Игра с матрешкой . Инструкция. Разбери и собери матрешки, расставьте игрушки в ряд, проговаривая слова по слогам, на каждую игрушку по слогу. ВАТА, ЛИМОН, МОЛОТОК. -«Волшебные человечки». На столе перед детьми конструируется волшебная страна и фигурки волшебных человечков. Логопед называет слоги Инструкция: Повтори, что услышишь. Если ребенок неправильно воспроизводит слог, то волшебный человечек убегает. ИСТ, ИНТ, СТА, ПТИ, КТО . -«Инопланитяне» (упражнение проводится аналогично предыдущей игре). В целом, основной акцент был сделан на звукопроизносительных возможностях детей , но также прорабатывались и различные слоговые структуры с постепенным усложнением. При этом следует подчеркнуть, что слова каждой новой слоговой трудности вводились только после достаточного усвоения предыдущих слов. Для усвоения произношения всех этих слов ребенку с ОНР 2 уровня нужно многократно повторять их, заучивать.
5. Уровень отработки звукослоговой структуры слов на материале чистоговорок, законченных предложений, стихов. Воспроизведение предложений, а также заучивание даже простых недлинных стихов детьми с ОНР 2 уровня представляет для логопедической работы большую сложность. Они не запоминают стихов, тем более в четыре и более строк. Логопед на свое усмотрение подбирает простые тексты и двустишия для заучивания, а также картинки к предлагаемым двустишиям, так как заучивание стихов должно проводиться с обязательной опорой на предметные или не сложные сюжетные картинки. Каждое новое стихотворение сначала выразительно читалось логопедом (наизусть), после чего логопед задавал вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить его основную мысль. Непонятные слова объяснялись детям в доступной форме, уточнялось значение некоторых слов. Логопед читал отдельно каждую строчку стихотворения, а дети проговаривали ее хором, а потом индивидуально. Разучивание стихов развивает у детей чувство ритма, поэтому мы просили детей отхлопывать или отстукивать ритм. Также стихи использовались для закрепления произношения звуков, для чего мы просили детей назвать все слова стихотворения, в которых встречается тот или иной звук. Шайба и клюшка, вот и весь Илюшка. Чашка и ложка, вот и весь Антошка. Шапка и шубка, вот и весь Мишутка.
Только в процессе специальной, систематической логопедической работы по формированию слоговой структуры слова могут быть устранены характерные для детей с общим недоразвитием речи нарушения в восприятии и воспроизведении слогового состава слов.
Используемая литература.
- Левина Р.Е.. Нарушения слоговой структуры слова у детей // Специальная школа .-М.: Изд-во АПН РСФСР,1959.- Вып.4
- Маркова А.К. Особенности овладения слоговым составом слова у детей с недоразвитием речи: автореф. дис…канд.пед.наук.-М., 1963.
- Сафонкина Н.Ю. Формирование предпосылок становления слоговой структуры слова у дошкольников пятого года жизни с нарушениями речевого развития.
Москва, МПГУ, 2003.
- Ткаченко Т.А.. Коррекция нарушений слоговой структуры слова. М..Гном , 2001
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практическое пособие .- М.: Айрис-пресс, 2005.
- Четверушкина Н.С.. Слоговая структура слова: системный метод устранения нарушений.- М.: Национальный книжный центр. 2015
- Чиркина Г.В..Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений . М.: Аркти , 2005.