«Где прячется звук?» (по принципам Карла Орфа)
Композитор Карл Орф жил в Австралии в городе Зальцбурге. Там же был создан институт, позже названный именем Орфа. Всю свою жизнь Карл Орф работал с детьми и главную задачу видел в том, что бы пробудить в человеке человеческое, чтобы его система была понятна и доступна. Музыка неразрывна связана с речью и движением. Ведь чередовать речь и пение для детей так же естественно, как и играть. Детская Элементарная музыка стала основной «Шульверка». Элементарное - это простое, доступное каждому. «Шульверк » - это пяти томная анотология музыки для детей впервые изданная 40 лет назад. Она собрана и обработана Орфом для пения, танцев с аккомпанементом инструментов. Для наглядности представляю схему, где очевидно это в основе всех музыкальных упражнений лежат речевые упражнения т.е. речевой слух, следовательно, который развивает творческое самовыражение, которое на самую высокую степень ставит Орф. Я пользовалась методическими рекомендациями Тютюнниковой Татьяны Эдуардовны, которая печатала в дошкольное воспитание занятия по методике К. Орфа из ее работы «Из чего родилась музыка». Переходя в класс «Мастерская», мы поговорим о «Звучащих жестах», но в начале поговорим о природных инструментах – это наши рук, ноги с помощью которых мы можем топать, хлопать, щелкать. Все это вы сегодня наблюдали на занятии, можно хлопать друг друга по коленям, плечам, сидя по кругу, стоя парами. Например, Американская игра «Ву-де-ли-а-ча» - американский мальчик. Все это сочетается с показом и словом называется звучащими жестами. Орф предлагает нам небольшой набор детских инструментов и назвал его Орфовский набор, где основу составляет ксилофоны, металлофоны, шумовые инструменты.
Тема: «Где прячется звук?» (по принципам Карла Орфа)
Цель: Развивать музыкальные способности у детей во взаомосвязи музыки движений, речи по методике К. Орфа.
Задачи:
1. Развивать у детей художественно-эстетический и музыкальный вкус:
а) при слушании классической музыки;
в) совместном исполнении музыкальных пьес на шумовых инструментах из набора К. Орфа.
2. Дать понятие о звуке и его свойствах.
3.Продолжать работу по воспитанию интонационного и звукочастотного слуха по воспитанию чувства ритма.
4. Совершенствовать диалогическую и монологическую речь во время беседы и декларации стихов, речевых игр.
Оборудование: магнитофон, аудиокассеты, инструменты из набора К.Орфа, набор бутылок с водой по звуковысотному звучанию, «Азбука» по музыке и творчеству.
Музыкальный репертуар:
1. «Скрипичный ключ» - З. Роот
2. Веселые нотки – З. Роот
3. «Белая береза» - З. Роот
4. «Волшебный свет Рождества» - З. Роот
5. «Музыка и дети» муз. Чичкова
6. «Клоуны» муз. Д. Б. Кабаневского
7. Распевки, речевые игры (из анатологии Карла Орфа)
Под музыку И. С. Баха дети вместе с музыкальным руководителем входят в зал, останавливаясь в шахматном порядке, лицом к гостям, распевая трехзвучие.
Муз.рук.: Сегодня на занятии мы прикоснемся к удивительному миру звуков и лишь только приоткроем окно в мир музыки. Ведь понять и оценить прекрасное дано далеко не каждому, но мы будем учиться этому на ваших занятиях. А по какому учебнику учатся читать первоклассники?
Дети: по букварю.
Муз.рук.: А нашим помощником на занятии будет «Азбука по музыке и творчеству». (муз.рук. демонстрирует детям книгу)
Муз.рук.: Азбука означает только начало нашего пути. Мне бы хотелось, чтобы вы были спокойны и уверенны в себе и не боялись ошибиться или высказать свое мнение. Признайтесь, Вам хотелось бы придумать что-нибудь необычное, интересное, проявить себя?
Муз.рук.: Вы согласны отправиться со мной в удивительный мир фантазий и приключений? И наших гостей мы приглашаем на наше занятие.
Исполняется распевка:
Муз.рук.: С нами в путь вы поспешите, что нас ждет узнай, познай, слушай.
Дети: Наш урок узнай, познай, слушай.
Муз.рук.: Сегодня нам предстоит ответить на вопрос: «Где прячется звук?». Я хочу рассказать о том, чего нельзя взять в руки, к чему нельзя прикоснуться, как к фортепиано или к вазе, и что тем не менее присутсвует по всюду – это звук.
Муз.рук.: А вокруг нас живут звуки?
Дети: (ответы)
Муз.рук.: Докажите.
Дети: (показывают, где слышат звуки).
Муз.рук.: А как вы думаете, где прячется звук?
Дети: в магнитофоне.
Муз.рук.: Проверим (звуки)
Дети: В инструментах (проверим).
Муз.рук. Правильно! Таким образом, звуки окружают нас повсюду и вы мне это сейчас доказали. Но мало найти звук, надо постараться как можно больше о нем узнать. Поэтому мы будем исследовать звук. Пусть нам в этом поможет песенка.
Исполняется песня «Скрипичный ключ» муз. З.Роот
Муз.рук.: Ну, что же, юные исследователи, смотрите, у меня для Вас приготовлен сюрприз:
Шаловливые сосульки
Сели на карниз,
Шаловливые сосульки
Посмотрели вниз.
Посмотрели, чем заняться,
Стали каплями кидаться:
Динь – дон, динь – дон,
И от куда слышен звон? (Убирают сосульки, бутылка с водкой, выясняют, где звук – выше, ниже).
Муз.рук.: А если мы сыграем звуки по-порядку.
Если звуки встали вряд…
Дети: …Получилось звукоряд!
Муз.рук.: А наши дети знают песню о веселых нотках.
Исполняется «Песенка о нотках» - З.Роот. (солист, проигрыш играет оркестр).
Муз.рук.: С помощью нашего опыта мы доказали, что звук может быть какой?
Дети: «Высокий - низкий».
Муз.рук.: А какой звук может быть еще?
Дети: «Громкий - тихий»
Муз.рук.: А как музыканты обозначают громко « »; тихо «р».
Муз.рук.: Путешествуя со мной по страницам «Азбуки», мы обязательно встречаем что-то необычное.
Воспитатель: Посмотрите, здесь прекрасный ангел, он зажег сегодня для всех гостей свечу, и поведал всем, что наступило 7 января, прекрасный праздник Рождества. А вы знаете стихи о Рождестве?
От свечей мы тепло сохраним
И в ладони друг другу дадим.
Мы желаем всем гостям, чтобы чудесный свет Рождества хранил вас, и пусть будет в душах у Вас тепло и радостно. Мы встанем в полукруг, возьмемся за руки, ощутим тепло наших сердец и тепло наших рук и подарим Вам песню о Рождестве.
Муз. рук.: А помогут нам в этом инструменты «Поющие ветра» и колокольчик.
Исполняется песня «Волшебный свет Рождества» муз З.Роот.
Муз. рук.: Вот чудесная музыка помогла нам очутиться в зимнем лесу. Но здесь нас ждут звуки окружающего мира. Давайте пофантазируем, что же можно услышать в этом лесу? (Ответы детей).
Фонограмма скрипа хрустящего снега, завывание ветра
- Давайте попробуем поиграть в эхо, например с красавицами березками. Получится игра «Эхо-эхо отзовись, чисто петь научись»
Слушай - не зевай.
Все за мной повторяй.
- Эхо - это тоже свойство звука, которое умеет отражаться (веселое, грустное, восторженное).
Ребенок: -
Ах, зимушка хрустальная,
Прекрасна, величава,
Напевы тихим звоном
Ты лесу напевала,
А девочке – березке,
Ну чудо из чудес
Надела сарафанчик,
Как белый одуванчик,
Но только из снежинок
Прозрачных, тонких льдинок.
Пускай в кругу закружится
Наш зимний хоровод,
А девонька – березонька
Для всех сейчас споет.
Песня «Березонька». (Мальчики – подыгрывают вступление; девочки – с мишурой танцуют).
Муз.рук.: Итак, какие свойства звуков мы открыли?
1. Высокий – низкий.
2. Громкий – тихий.
3. Свойство отражаться.
Муз.рук.: Ну что ж, пора и поиграть и в этом нам поможет опять звук.
Речевые игры.
Муз.рук.: Мы с вами попали на студию звукозаписи, вот вы только что играли в речевые игры и вас записали, в этом нам помог опять звук. А теперь, чтобы все звуки зазвучали слаженно и стройно, нам что сделать?
Дети: Все звуки подружились, сыграть в оркестре.
Муз.рук.: Но прежде, чем мы будем играть, я хочу напомнить Вам о композиторе Карле Орфе, который придумал инструменты, веселые ксилофоны и металлофоны, звонкие бутылочки и треугольнички. (Показывает портрет Карла Орфа и его оркестра, институт в городе Зальцбурге).
Исполняется муз. произведение Кабалевского «Клоуны» (определяя характер).
Муз. рук.: Наше занятие подходит к концу. Мы успешно справились с первой страницей нашей «Азбуки по музыке и творчеству», но терпение и желанию запомнить новое может творить чудеса, ведь когда музыка и дети вместе, ничего прекрасней нет на свете!
«Музыка и дети» - муз. Чичкова.
Сюрприз: «Музыкальная шкатулка»