Растительный мир Хакасии

Асауленко Надежда Викторовна

Цель: Формирование интереса и любви к природе родного края, представление об экологических проблемах Республики.

Задачи:  расширить представление о животном и растительном мире Республики Хакасии; закреплять представление об экологической системе Республики Хакасия; воспитывать  бережное отношение к окружающей среде; развивать связную речь, мелкую моторику рук.

Ход ОД

Организационный момент

- Скажите, пожалуйста, Хакасия – это что?

 Хакасия – это республика, в которой мы живем.

- Чем богата наша Хакасия? Чего  в ней много?

- Много лесов, степей, растений, животных, гор, рек.

Появляется инопланетянин: « Здравствуйте, ребята. Меня зовут Флорикс, я живу на планете «Спасайка». Сегодня я поймал сигнал SOS от матери Ымай.  Она просит меня помочь  спасти природу Хакасии: животных и растения от вымирания, но я ничего не знаю о природе Республики Хакасии, вы мне расскажите?»

-  Ребята давайте вместе с Флориксом отправимся на прогулку по местам Хакасии.
В степь сегодня на прогулку предлагаю вам пойти.
Интересней приключений нам сегодня не найти.
Друг за другом становитесь, крепко за руки возьмитесь.
По тропинке в степь пойдем

Дыхательная гимнастика
Ласковый ветер приносит приятный степной запах. Сделайте вдох носом, выдохните ртом. Произнесите: «Как приятно!»
Слышим вой волка. На выдохе произносить: у-у-у
Мышка пищит: пи-пи-пи. Заяц – русак пробежал: ух! (на выдохе) 
 

Флорикс: Я слышал, что существует Красная книга Хакасии
                 Скажите, что это за книга и зачем она нужна?

 Ну, а теперь пойдем мы в лес.
                        Раз, два, три – повернись
                        И в лесу очутись!
                        Назовите растения, которые растут в наших лесах.

-  Деревья, кусты, трава, цветы

Растительный мир Хакасии довольно своеобразен и необычен. Здесь растут как привычные всем людям растения, так и виды, малоизученные человеком. Здесь можно увидеть как степную и луговую растительность, так и высокогорные и таежные районы.

Как правило, горно-таежные пояса пригодны для возрастания темнохвойных и подгольцовых кедровых лесов. В таких лесах часто встречаются береза круглолистная, багульник болотный, жимолость алтайская, ольха кустарниковая и ива серая. Также здесь возрастают: брусника, черника. А в травостое встречаются: ожика волосистая, ортилия, бадан, герань сибирская.

В таежных темнохвойных лесах растут кедр и пихта. А подлеском служат: рододендрон даурский, багульник болотный, жимолость алтайская, спирея, смородина, рябина и ольха.

Смешанные долинные леса характеризуются наличием берез, кедра, пихты, ели, ивы, лиственницы и осины. В подлеске встречаются: береза низкая, курильский чай, смородина, спирея, ольха и другие виды растений.

Высокогорный пояс состоит из кедрового редколесья, альпийских лугов и горных тундр. Почва этих мест пригодна для возрастания кедра и пихт. Подлеском также являются березы, жимолость, ольха, можжевельник.

Тундры Республики Хакасии можно также классифицировать – кустарниковые, лишайниковые, травянистые тундры. В них растет большое количество растений – осоки, герань белоцветковая, шульция. Также здесь встречаются овсяница овечья, ветреницы нарциссовидная, дриада и крестовик Турчанинова.

Из кустарников здесь встречаются: ерники, ивняки, ольховники.

Степная растительность Республики Хакасии также разнообразна. Здесь возрастают панцерия сероватая, тимьян, полынь холодная, терескен, кохия, змееголовник. Также степные территории славятся своими караганами карликовыми мелкодерновинными злаками. Степным травостоем служат: типчак, тонконог, ковыль, мятлики, осоки, вероника беловойлочная, астры, лук и многие другие растения.

- Да ребята посмотрите, какие они красивые, но эти цветы занесены в красную книгу Хакасии.

Флорикс: Ой какие красивые я нарву их и поставлю в вазу

- Флорикс нельзя этого делать, все эти цветы занесены в красную книгу Хакасии как исчезающие. Что нужно сделать, чтобы эти красивые цветы не исчезали?

-  Не рвать их, не вытаптывать, предупреждать других людей, что они охраняются.

Все ребята, молодцы, потрудились от души!

Флорикс: Спасибо вам ребята за такой замечательный подарок и за ваш интересный рассказ  
Теперь я всё знаю о растительном мире Республики Хакасия и я конечно спасу вашу природу но я не могу постоянно спасать природу вы сами об этом должны позаботится. 
Скажите, что нужно делать, чтобы защитить природу Хакасии,  как нужно относиться к ней?
-  Нельзя вырубает леса, где живут животные и растения, нельзя убивает животных и птиц, срывает цветы, вытаптывает растения, бросать мусор мыть около рек машины и т.д.
Природу нудно беречь и охранять

- Да ребята к природе нужно относиться бережно
                        Дерево, трава, цветок и птица
                        Не всегда умеют защититься.
                        Если будут уничтожены они,
                        На планете мы останемся одни.

- Давайте нашему  другу Флориксу прочтём стихотворение  «Если я сорву цветок»

Дети встают в круг. Чтение стихотворения по строчке:

Если я сорву цветок
Если ты сорвешь цветок.
Если все: и я, и ты, 
Если мы сорвем цветы,
Опустеют все поляны
И не будет красоты.

Флорикс: На прощанье  мне хочется вам сказать:
Реку, степь, зверей в лесу
Получай в наследство.
Охраняй их, юный друг,
Береги их с детства! 
До свидание ребята!
Итог:

 Ребята  вам понравилось наше путешествие?