Обучение дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге
МБДОУ №133 детский сад общеразвивающего вида «Искорка»
Опыт работы
Тема «Обучение дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге»
Воспитатель высшей квалификационной категории:
Захарова А.В.
Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
Жизнь гражданина таит множество опасностей. Обеспечение безопасности себя и своих детей становится всё актуальнее.
В нашей стране с развитием техники увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий: по статистике, каждой десятой жертвой в них становится ребёнок. Чаще это связано с невыполнением Правил дорожного движения: ведь ребёнку трудно понять, что такое тормозной путь, время реакции водителя или транспортный поток. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль.
Актуальность выбранной мной проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности, на улицах.
Наш детский сад расположен в районе с интенсивным движением, поэтому необходимость обучения детей правилам дорожного движения подсказана самой жизнью.
Работу я начала с изучения семьи, ее запросов, потребностей, взглядов на рассматриваемую проблему. Я использовала анкетирование, как одну из неформальных форм взаимодействия. Проведённое анкетирование родителей на тему безопасности дорожного движения показало, что почти 85% опрошенных не уделяют особого внимания важности и необходимости обучения детей правилам дорожного движения дома, а 74% родителей сами регулярно нарушают эти правила.
Большинство родителей возлагают большие надежды на детский сад, что в дошкольном учреждении детей обязательно всему научат. Мамы и папы не скрывают, что дома этой теме уделяют непростительно мало времени в силу своей занятости. Они редко играют с ребенком, дома нет или недостаточно настольно – печатных игр, детской художественной литературы по дорожной тематике. Большинство родителей помощь детского сада видят в проведении с ними практических занятий по безопасности дорожного движения.
Диагностическое обследование детей дало также неутешительные результаты . Активизировала работу в данном направлении. Анкетирование родителей дало возможность спланировать тематику родительских собраний, бесед, консультаций, устных журналов, содержание папок-передвижек.
Если родитель, ведущий за руку ребенка, нарушает правила дорожного движения и подвергая опасность свою и его жизнь, то вся работа педагога сводится к нулю. Многих детей привозят в детский сад на машине, и они подчас становятся свидетелями нарушений правил родителями – водителями.
Необходимо в дошкольном учреждении изучение с детьми Правил дорожного движения и формирование у них навыков безопасного поведения на улицах города.
Твёрдо убеждена, что работа педагогов с детьми по этой проблеме не должна ограничиваться только словесными объяснениями - «это можно, а так нельзя». Главная её цель, по моему мнению, - формирование у детей навыков осознанного поведения на улицах города. Где ключевым - является слово «осознанного».
Для решения этой цели поставила следующие задачи:
- Познакомить детей с правилами дорожного движения;
- Уточнить и расширить представления детей обо всех участниках дорожного движения;
- Сформировать умения применять полученные знания в жизни;
- Развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
- Воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными.
При построении системы работы по изучению дошкольниками ПДД опиралась на три аспекта взаимодействия ребёнка с транспортной системой города:
- Ребёнок - пешеход;
Главная задача в этом направлении – воспитать грамотного пешехода (необходимый минимум Правил дорожного движения, дорожных знаков, которые должны знать дети);
- Ребёнок - пассажир;
Здесь мы изучаем правила пользования маршрутным транспортом, знакомим с обязанностями пассажиров, учим наблюдать за правильными и неправильными действиями водителя и пассажиров.
- Ребёнок - водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и т.д.).
Опираясь на результаты диагностического исследования построила систематическую работу по обучению детей правилам дорожного движения, начиная с младшего дошкольного возраста, идём от простого к сложному. Базовой программой, по которой работает наш детский сад, является программа «Детство» под редакцией В.И. Логиновой, дополнительно я использую программу Т.И. Даниловой «Обучение детей дошкольного возраста ПДД». На базе этих программ – мною разработано и эффективно используется в работе перспективное планирование по ознакомлению детей с правилами дорожного движения (Приложение 1).
Для выявления уровня усвоения детьми знаний о правилах дорожного движения и умения их практического применения, провела диагностику. Определила показатели и уровни оценки знаний детей.
Показатели:
- Знает и умеет различать средства передвижения по видам: водные, воздушные, наземные
- Различает и называет специальные виды транспорта («полиция», «скорая», «пожарная»), объясняет их назначение
- Различает проезжую часть, тротуар, пешеходный переход «зебра», островок безопасности т. п.
- Знает и соблюдает элементарные правила поведения на проезжей части.
- Знает и соблюдает элементарные правила поведения в общественном транспорте.
Уровни оценивания:
4 балла – ставится, если ребенок самостоятельно правильно ответил на задание.
3 балла – педагог оказывал незначительную помощь в решении задания.
2 балла – помощь педагога значительна.
1 балл – ребенок не справляется с заданием.
Результаты формирования у детей знаний, умений и навыков соблюдения правил дорожного движения на начало года (2016-2017 учебный год):
Таблица 1.
Начало года | ||
высокий уровень | средний уровень | низкий уровень |
8% 2 чел. | 72% 18 чел. | 20% 5 чел. |
Опираясь на результаты диагностического исследования, выстроила работу с детьми с использованием таких форм работы как:
1.Обучающие и развивающие занятия, беседы.
На занятиях, бесед по обучению детей безопасному поведению на дороге использовала игрушки различных видов транспортных средств (автобусы, троллейбусы, грузовые и легковые автомобили, пожарные, специальную технику); модели средств регулирования (светофоры, дорожные знаки, фигуры регулировщика и пешехода); схемы перекрёстков и дорог с дорожной разметкой; разрезные картинки, кубики, мозаики; настольно-печатные игры, настенные плакаты, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации.)
2.Целевые прогулки.
Включены в план работы по профилактике дорожного травматизма, и так же направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на занятиях в группах. Прогулки мы проводим по дорогам микрорайона в разное время года, наблюдая, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, его разнообразие, знакомим детей с работой светофора, назначением дорожных знаков. При этом обращаем внимание детей на такие важные моменты, как погодные условия, видимость и состояние дороги, количество пешеходов и влияние их одежды на безопасность движения.
3. Индивидуальная работа.
При обучении детей правилам дорожного движения следует подходить к детям дифференцированно, учитывая индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка.
4. Праздники и развлечения.
Выступая перед родителями, детьми, педагогами дети призывают быть внимательными на проезжей части.
5.Развивающая среда.
Во время игр дети не только закрепляют свои знания, но и учатся культуре поведения в общественных местах, отгадывают загадки, ребусы, решают кроссворды – это способствует закреплению теоретических знаний, а так же развитию логического мышления.
Результаты формирования у детей знаний, умений и навыков соблюдения правил дорожного движения на конец года (2016-2017 учебный год):
Таблица 2.
Конец года | ||
высокий уровень | средний уровень | низкий уровень |
40% 10 чел. | 60% 15 чел. | - |
Итоговое диагностическое обследование показало, что использование методических наработок по теме опыта в течение двух лет дало положительную динамику.
Выводы:
Изучаемы предметы в дошкольном учреждении не влияет так на безопасность ребёнка, как изучение правил дорожного движения. Они могут дать ему знания в безопасном поведении на дороге, способные превратиться в прочные навыки.
Как уже говорилось выше, правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы
обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.
В ходе работы и обучения, использаванно максимальное разнообразие приемов и средств, позволили сформировать у ребенка умение предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создали модель поведения на дороге; привлекли родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.
Перспективы дальнейшей работы:
- систематически использовать в работе интерактивные формы взаимодействия с детьми, и родителями по теме опыта;
- научится видеть в родителях единомышленников и вовлекать их в решение данной проблемы;
- особое внимание уделить закреплению в семье полученных знаний в детском саду о правилах дорожного движения на пути следования из дома в детский сад и обратно;
- продолжать использовать игры и упражнения на закрепление правил безопасного поведения на улицах города и другие материалы моего опыта работы.