Обучение дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге

Захарова Анна Владимировна

МБДОУ  №133 детский сад общеразвивающего вида «Искорка»

Опыт работы

Тема «Обучение дошкольников правилам дорожного движения и безопасному  поведению на дороге»

Воспитатель высшей  квалификационной категории:

Захарова А.В.

 Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

 Жизнь гражданина таит множество опасностей. Обеспечение безопасности себя и своих детей становится всё актуальнее.

В нашей стране с развитием техники увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий: по статистике, каждой десятой жертвой в них становится ребёнок. Чаще это связано с невыполнением Правил дорожного движения: ведь ребёнку трудно понять, что такое тормозной путь, время реакции водителя или транспортный поток. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль.

Актуальность выбранной мной проблемы связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует та защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно открывать что-то новое часто ставит ребёнка перед реальными опасностями, в частности, на улицах.

Наш детский сад расположен в районе с интенсивным движением, поэтому необходимость обучения детей правилам дорожного движения подсказана самой жизнью.

Работу я начала с  изучения семьи, ее запросов, потребностей, взглядов на  рассматриваемую  проблему. Я использовала  анкетирование, как одну из неформальных  форм взаимодействия. Проведённое анкетирование родителей на тему безопасности дорожного движения показало, что почти 85% опрошенных не уделяют особого внимания важности и необходимости обучения детей правилам дорожного движения дома, а 74% родителей сами регулярно нарушают эти правила.

     Большинство родителей  возлагают большие  надежды на детский сад, что в дошкольном учреждении  детей  обязательно  всему научат.  Мамы и папы  не скрывают,  что дома этой теме уделяют непростительно  мало  времени в силу своей занятости. Они редко играют с ребенком, дома нет или  недостаточно  настольно – печатных игр, детской художественной литературы  по дорожной тематике.   Большинство  родителей  помощь детского сада  видят в проведении  с ними  практических занятий по безопасности дорожного движения.

Диагностическое обследование детей дало также неутешительные результаты .  Активизировала работу в данном направлении. Анкетирование родителей дало возможность  спланировать тематику родительских собраний, бесед, консультаций, устных журналов, содержание папок-передвижек. 

Если родитель, ведущий за руку ребенка, нарушает  правила дорожного движения и подвергая опасность свою и его жизнь, то вся работа педагога сводится к нулю.  Многих детей привозят в детский сад на машине,  и они  подчас  становятся  свидетелями  нарушений  правил  родителями – водителями.

  Необходимо в дошкольном учреждении изучение с детьми Правил дорожного движения и формирование у них навыков безопасного поведения на улицах города.

Твёрдо убеждена, что работа педагогов с детьми по этой проблеме не должна ограничиваться только словесными объяснениями - «это можно, а так нельзя». Главная её цель, по моему мнению, - формирование у детей навыков осознанного поведения на улицах города. Где ключевым - является слово «осознанного».

Для решения этой цели поставила следующие задачи:

  • Познакомить детей с правилами дорожного движения;
  • Уточнить и расширить представления детей обо всех участниках дорожного движения;
  • Сформировать умения применять полученные знания  в жизни;
  • Развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
  • Воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными.

При построении системы работы по изучению дошкольниками ПДД опиралась на три аспекта взаимодействия ребёнка с транспортной системой города:

  • Ребёнок - пешеход;

Главная задача в этом направлении – воспитать грамотного пешехода (необходимый минимум Правил дорожного движения, дорожных знаков, которые должны знать дети);

  • Ребёнок - пассажир;

Здесь мы изучаем правила пользования маршрутным транспортом, знакомим с обязанностями пассажиров, учим наблюдать за правильными и неправильными действиями водителя и пассажиров.

  • Ребёнок - водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и т.д.).

Опираясь на результаты диагностического исследования построила систематическую работу по обучению детей правилам дорожного движения, начиная с младшего дошкольного возраста, идём от простого к сложному.  Базовой программой, по которой работает наш детский сад, является программа «Детство» под редакцией В.И. Логиновой,  дополнительно я использую программу Т.И. Даниловой «Обучение детей дошкольного возраста ПДД».  На базе этих программ – мною разработано и эффективно используется в работе перспективное планирование по ознакомлению детей с правилами дорожного движения (Приложение 1).

         Для выявления уровня усвоения детьми знаний о правилах дорожного движения и умения их практического применения, провела  диагностику. Определила показатели и уровни оценки знаний детей.

        Показатели:

- Знает и умеет различать средства передвижения по видам: водные, воздушные, наземные

- Различает и называет специальные виды транспорта («полиция», «скорая», «пожарная»), объясняет их назначение

- Различает проезжую часть, тротуар, пешеходный переход «зебра», островок безопасности т. п.

- Знает и соблюдает элементарные правила поведения на проезжей части.

- Знает и соблюдает элементарные правила поведения в общественном транспорте.

Уровни оценивания:

4 балла – ставится, если ребенок самостоятельно правильно ответил на задание.

3 балла – педагог оказывал незначительную помощь в решении задания.

2 балла – помощь педагога значительна.

1 балл – ребенок не справляется с заданием.

Результаты формирования у детей знаний, умений и навыков соблюдения правил дорожного движения на начало года (2016-2017 учебный год):

Таблица 1.

Начало года

  

высокий

уровень

средний

уровень

низкий

уровень

8%

2 чел.

72%

18 чел.

20%

5 чел.

Опираясь на результаты диагностического исследования, выстроила  работу с детьми с использованием таких форм работы как:

1.Обучающие и развивающие занятия, беседы.

На занятиях,  бесед по обучению детей безопасному поведению на дороге использовала  игрушки различных видов транспортных средств (автобусы, троллейбусы, грузовые и легковые автомобили, пожарные, специальную технику); модели средств регулирования (светофоры, дорожные знаки, фигуры регулировщика и пешехода); схемы перекрёстков и дорог с дорожной разметкой; разрезные картинки, кубики, мозаики; настольно-печатные игры, настенные плакаты, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации.)

2.Целевые прогулки.

Включены  в план работы по профилактике дорожного травматизма, и так же направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на занятиях в группах. Прогулки мы проводим по дорогам микрорайона в разное время года, наблюдая, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, его разнообразие, знакомим детей с работой светофора, назначением дорожных знаков. При этом обращаем внимание детей на такие важные моменты, как погодные условия, видимость и состояние дороги, количество пешеходов и влияние их одежды на безопасность движения.

3. Индивидуальная работа.

При обучении детей правилам дорожного движения следует подходить к детям дифференцированно, учитывая индивидуальные особенности и возможности каждого ребёнка.

4. Праздники и развлечения.

Выступая перед родителями, детьми, педагогами дети призывают быть внимательными на проезжей части.

5.Развивающая среда.

Во время игр дети не только закрепляют свои знания, но и учатся культуре поведения в общественных местах, отгадывают загадки, ребусы, решают кроссворды – это способствует закреплению теоретических знаний, а так же развитию логического мышления.

Результаты формирования у детей знаний, умений и навыков соблюдения правил дорожного движения на конец года (2016-2017 учебный год):

Таблица 2.

Конец года

  

высокий

уровень

средний

уровень

низкий

уровень

40%

10 чел.

60%

15 чел.

-

Итоговое диагностическое обследование показало, что использование методических наработок по теме опыта в течение двух  лет дало положительную динамику.

Выводы:

Изучаемы предметы  в дошкольном  учреждении не влияет так на безопасность ребёнка, как изучение правил дорожного движения. Они могут дать ему знания в безопасном поведении на дороге, способные превратиться в прочные навыки.

Как уже говорилось выше, правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы 

обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.

В ходе работы  и обучения, использаванно максимальное разнообразие приемов и средств, позволили сформировать у  ребенка умение  предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создали модель поведения на дороге; привлекли родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.

Перспективы дальнейшей работы:

- систематически использовать в работе интерактивные формы взаимодействия с детьми,     и родителями по теме опыта;

- научится видеть в родителях единомышленников и вовлекать их в решение данной проблемы;

- особое внимание уделить закреплению в семье полученных знаний в детском саду о правилах дорожного движения на пути следования из дома в детский сад и обратно;

- продолжать использовать игры и упражнения на закрепление правил безопасного поведения на улицах города  и другие материалы моего опыта работы.