Консультация "Коррекционно-логопедическая работа с детьми, имеющими ТНР, в рамках образовательной деятельности «Ребенок открывает мир природы»"

Коррекционно-логопедическая работа с детьми, имеющими ТНР, в рамках образовательной деятельности «Ребенок открывает мир природы»

 

Речевое развитие детей является одним из основных направлений работы дошкольных образовательных учреждений. Содержание  коррекционно-логопедической  работы в ДОУ определяется Адаптированной образовательной программой, которая построена на основе программы дошкольного образования «Детство» (авторы Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева)  и  «Примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи с 3 до 7 лет» (автор Н.В. Нищева)

Уровень развития словаря и речи в целом, существенно влияет на успешность обучения. Практика показывает, что дети с богатым словарным запасом и высоким уровнем развития речи, как правило, не испытывают затруднения в учении, быстро овладевают навыками чтения и письма. У учащихся с низким уровнем лексического развития обнаруживаются трудности в общении, в обучении грамоте. Дети со средним уровнем - отличаются нестабильностью успехов в учебе.

Н.Ф.Виноградова утверждает, (с. 2) что природа со всем многообразием форм, красок, звуков является богатейшим источником развития словаря дошкольника и эстетических переживаний ребёнка. И.Г. Песталоцци (с.3) отмечал, что познание различных природных явлений идет в единстве с овладением искусством речи. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К.Д. Ушинский. Он считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка.

Ребенок получает свои первые ощущения и представления из окружающей его среды, а это значит, что любое знание, выраженное в слове, вытекает из опыта, то есть восприятий, получаемых ребенком из мира конкретных явлений и вещей. Природа всегда вокруг ребенка, она воздействует на ребенка с ранних лет своим разнообразием и новизной, вызывает его изумление, желание больше узнать, спросить, обсудить увиденное.

Природа помогает наглядно и доступно продемонстрировать причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь и взаимозависимость предметов и явлений. В процессе познания природы (с.4) дети осваивают словарь, грамматические категории, обозначающие названия, действия и качества, создаются условия для формирования связного речевого высказывания.

В тематическом планировании логопеда на учебный год отражается тесная взаимосвязь с явлениями, предметами и объектами живой и неживой природы, которые изучаются в рамках образовательной деятельности «Ребенок  открывает мир природы». На занятиях отрабатывается материал по темам: Овощи, Фрукты, Деревья, Цветы,  Злаки, Грибы, Ягоды, Времена года, Дикие и домашние животные, Перелетные и зимующие птицы, Обитатели холодных и жарких стран, Морские обитатели.

Большое значение в коррекционной работе по развитию речи имеет взаимосвязь  логопеда и воспитателя. (с. 5) Логопедом ведется тетрадь взаимоработы логопеда и воспитателя, на основании которой воспитатель проводит предварительную работу по накоплению словаря, разучивает с детьми стихотворения по лексическим темам, использует в работе художественное слово. Лексика отрабатывается также в процессе наблюдения, в экспериментальной деятельности, на прогулках и экскурсиях. Это создает основу для реализации поставленных логопедом задач на фронтальных занятиях по развитию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи.

Усваивая словарь, отрабатывая различные грамматические категории, дети одновременно узнают и запоминают различные качества и свойства предметов и явлений природы.

 Например, подобрать признаки к слову:  Лед – (какой?) холодный, прозрачный, твердый, скользкий, гладкий. (с. 6)

Образование притяжательных прилагательных: Хвост белки – чей? Беличий.

Образование относительных прилагательных: Доска из дерева – деревянная, шапка из меха – меховая.

Составление предложений с использованием предлогов. Ежик спрятался за пень. – Ежик вышел из-за пня.(с.7)

Образование сложных слов: Сорока – длиннохвостая, белобокая, утка – длинношеяя, ластоногая

Составление сложных предложений с противительным союзом а:  Помидор – овощ, а яблоко – фрукт.  (сравнение,  классификация, обобщение)

Составление сложных предложений, с придаточным причины: Дети открыли зонты, потому что пошел дождь.

На занятиях по развитию связной речи (с.8) дети составляют рассказы, в которых описывают животных, птиц, их строение, отличительные признаки, повадки, особенности жизни, сезонные изменения.  Рассказы по сюжетным картинам, описывая изменения, происходящие в природе в разные времена года. Рассказы по сюжетным сериям, устанавливая последовательность событий, их логичность, причинно-следственные связи.

На занятиях по развитию речи природоведческой тематики часто используются  приемы мнемотехники. (с. 9, 10) Мнемокарты-подсказки помогают детям составить, вспомнить и воспроизвести связный рассказ о том или ином времени года, описать зверя или птицу, с помощью мнемотаблиц дети легче запоминают загадки, поговорки, стихи.

Также на занятиях дети знакомятся с  загадками, пословицами и поговорками о природе, бережном отношении к ней. В поисках отгадки ребенок быстро усваивает характерные признаки предмета или явления, овладевает выразительными средствами речи такими, как эпитеты, сравнения, олицетворения, формируют представления о переносном значении слова, его многозначности. Загадка развивает слуховое восприятие, образное и логическое мышление, подготавливает к восприятию литературы.

Однако важнейшим условием в работе по развитию речи является использование игры и игровых приемов. (с.11) Игра – это основной вид деятельности дошкольников. Игровое общение является  той необходимой основой, в рамках которой происходит формирование и совершенствование речевой активности ребенка.

Используя лексику природоведческой тематики, можно подобрать дидактические и речевые игры и упражнения: (с. 12,13)

«Четыре сезона» (игра учит дошкольника определять время года по изменениям в природе, развивает внимание, мышление, речь)

«Что происходит в природе» (игра учит устанавливать причинно- следственные связи природных явлений; развивает мышление, зрительное восприятие, на основе иллюстративного материала рассматривает ситуации по теме природоохраны и природопользования, совершенствует связную речь)

«Береги живое» (игра обращает внимание на то, что надо беречь, помогает выявить экологическую проблему, определить причины ее возникновения и возможные пути выхода из нее)

«Говорящие слова» (игра направлена на развитие умения составлять сложные слова из двух основ)

«Кто и что» (игра-лото на формирование умения различать живые и неживые предметы, правильно употреблять слова «кто» и «что», формулировать вопросы с этими словами)

«Назови одним словом», «Четвертый лишний» (игры на развитие умения классифицировать предметы, объединять их в группы по тому или иному признаку, формулировать для них обобщающие слова)

 «Слова наоборот»(подбор антонимов), «Скажи по-другому» (подбор синонимов)

«Скажи, какой?» (подбор определений к словам)

«Скажи,  кто где спрятался?»(предлоги)

«Помоги мамам найти своих детенышей»           «Кто как кричит?»

 «Что из чего?»       « Чьи это вещи?»

 «Когда это бывает?»,  «Угадай, что где растет»

«Съедобное - несъедобное»,

 «Угадай по описанию»

«Подбери слова к рассказу» (игра расширяет словарный запас, совершенствует связную речь)

«Истории в картинках»

Познавая окружающий мир, а именно мир живой и неживой природы, дети усваивают точные названия предметов и явлений, их качеств и взаимосвязей, учатся находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, углубляют и уточняют знания и представления, систематизируя их в единое целостное представление об окружающей действительности. Совершенствуется умение детей сопоставлять, сравнивать, делать выводы. Ребенок учится рассуждать, рассказывать, описывать.Таким образом, природа является сильнейшим стимулом и богатейшим источником развития речи дошкольника.