Родительское собрание на тему: «Стиль воспитания детей»

Калмыкова Ольга Николаевна

Добрый вечер! Уважаемые родители, когда я готовилась к сегодняшнему собранию, то мне вспомнилась притча о Путнике Вечности. Я хочу вам ее рассказать. Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше – гибель!

- Как же нам быть, кто нас спасёт? – забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.

- С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасёт вас! – сказал им мудрец. Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо было встретить Путника Вечности.

- Не он. … И этот не он. … И тот не он… - говорили люди, видя ранних спешащих. Один не был облачён в белые одежды – значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды – тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым – значит, и тот был не он.

Но вот взошла Утренняя Звезда. Люди уставились на дорогу – где Путник? Где-то запел жаворонок. Где-то заржал жеребенок. Где-то заплакал ребенок. А Путника Вечности на дороге люди не увидели. Пришли к мудрецу с жалобой:

- Где же обещанный Путник Вечности (А вы, уважаемые родители, догадались, кто им был)?

- А плач ребенка вы услышали? – спросил мудрец.

- Но это плачь новорожденного! – ответили люди.

- Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!

Так люди увидели в ребёнке – свою надежду.

- Ребенок – это и есть Путник Вечности! Именно от него зависит спасение человеческого рода. А почему?

- Ведь именно ему жить в будущем…

- Душа ребенка – это полная чаша (на доске чаша, вырезанная из листа ватмана).

- Каким вы хотите видеть своего ребенка? Какими чертами характера он должен обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить? У каждого из Вас есть выбор, возьмите сердечко с любым качеством  (сердечки вырезаны из ярких открыток), поместите его в чашу, при этом прочтите качество, с которым вы хотите наделить вашего ребенка? (При помощи скотча родители, «помещают» сердечко в чашу: добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым…)

- Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка!

А чтобы эта чаша не расплескалась, не разбилась, а стала еще богаче, семья, в которой живёт Ваш ребёнок, должна быть одним из немногих мест, где ребёнок может почувствовать себя личностью. Семья даёт первые уроки любви, понимания, доверия, веры. Да, тема семьи волновала людей во все времена. Каждая семья сама решает, как воспитывать своего ребенка. Единого мнения в этом вопросе нет. Каждый взрослый может сыграть огромную роль в жизни ребенка – созидательную или разрушительную.

Одной из главных функций для родителей является их функция по воспитанию детей. Именно от родителей зависит, каким станет будущий ребёнок: добрый или злой, склочный или терпеливый, любящий или равнодушный. Именно в семье формируются все те качества, которые позволят ему на протяжении всей жизни быть Личностью.

По поводу воспитания детей существует множество теорий. Родители, воспитывая детей, обычно не  задумываются по этому поводу, а ведут себя так, как им подсказывают интуиция, жизненный опыт и складывающиеся обстоятельства.

Цель темы. Рассмотреть типы семейного воспитания, показать возможные результаты данных стилей родительского воздействия на ребёнка, а также рассмотреть возможные пути решения данных ситуаций.

Отношения в семье можно представить в виде формулы: СИСТЕМА СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ = (родители + родители) + (родители + дети) + (дети + дети).

Основные стили воспитания: 1. Демократический; 2. Авторитарный; 3. Либеральный;

Еще выделяют: 1. Хаотичный; 2. Опекающий.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ (АВТОРИТЕТНЫЙ) – («диктат», «доминирование») родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Результат: формирование правильного ответственного социального поведения.

АВТОРИТАРНЫЙ – («авторитетный», «сотрудничество») все решения принимают родители, считающие, что ребёнок во всём должен подчиняться их воле, авторитету. Результат: формирование механизма внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием.

ЛИБЕРАЛЬНЫЙ – («либеральный», «снисходительный», «гипоопека») ребёнок практически не знает запретов и ограничений со стороны взрослых или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Результат: вовлечение ребёнка в асоциальные группы, т.к. не сформированы механизмы самостоятельного ответственного поведения в обществе.

ХАОТИЧЕСКИЙ - непоследовательное руководство, отсутствие единого подхода к воспитанию Результат: не формируется самоконтроль и чувство ответственности, отмечается незрелость суждений, заниженная самооценка.

ОПЕКАЮЩИЙ –  (гиперопека, концентрация внимания на ребенке) стремление постоянно быть около ребёнка, решать за него все возникающие проблемы. Результат: чрезмерное преувеличение собственной значимости ребёнка, запаздывание социальной зрелости.

Таким образом, для того, чтобы свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка и преодолеть типичные ошибки семейного воспитания, необходимо помнить общие внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

1.     Принимать активное участие в жизни семьи;

2.     Всегда находить время, чтобы поговорить с ребёнком;

3.     Интересоваться проблемами ребёнка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

4.     Не оказывать на ребёнка нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

5.     Иметь представление о различных этапах в жизни ребёнка;

6.     Уважать право ребёнка на собственное мнение;

7.     Уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребёнку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

8.     С уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

 

Таким образом, попробуйте определить свою принадлежность к тому или иному типу и оценить его сильные и слабые стороны. Это поможет отказаться от типичных родительских ошибок в отношениях с ребенком.

Закончить, мне бы хотелось так, Наше  солнышко, под которым мы живем, щедро дарит нам свое тепло, ласку, не выбирая для этого место и время. Так и мы, родители, должны любить своих детей, быть мудрыми и щедрыми в своей любви. Помните, что любовь к своим близким и, в первую очередь, к детям, помогает сберечь единство семьи. Дорогие  родители, помните: без любви все – ничто.

Спасибо за внимание!