Там для ребенка польза, где для него есть удовольствие…(опыт работы по программе Т.Э.Тютюнниковой «Учусь творить. Элементарное музицирование»)
В своей статье я хотела поделиться опытом работы по созданию шумового оркестра и приемам обучения дошкольников элементарному музицированию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tam_dlya_rebenka_polza_gde_dlya_nego_est_udovolstvie.docx | 25.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Там для ребенка польза, где для него есть удовольствие…
(опыт работы по программе Т.Э.Тютюнниковой «Учусь творить. Элементарное музицирование»)
Мой педагогический стаж в качестве музыкального руководителя составляет 30 лет . За этот период выбирала следующие методические проблемы:
- «Воспитание позитивных качеств ребенка посредством музыки».
- «Развитие творческих способностей детей».
- «Театрализованная деятельность как одна из форм работы с целью развития ребенка как личности».
- «Формирование навыков движения, устранение напряженности и скованности на занятиях логоритмикой» (совместная работа с логопедом).
- « Использование звучащих жестов для развития чувства ритма».
- «Развитие чувства ритма у детей посредством шумовых инструментов».
По указанным выше темам и направлениям неоднократно были показаны открытые мероприятия на районных методических объединениях как для музыкальных руководителей и воспитателей, так и для заведующих.
Расскажу поподробнее о последних двух темах в моей работе.
В январе 2008 года я попала на курсы, проводимые замечательным педагогом Т.Э.Тютюнниковой, которые назывались «Учусь творить». По предварительной информации я знала, что методика Тютюнниковой базируется на системе К.Орфа. А так как моей годовой темой было «Развитие чувства ритма у детей посредством шумовых инструментов», меня эти курсы заинтересовали.
Даже просто общаться с Татьяной Эдуардовной легко и очень интересно, не говоря уже о том, что она попросту открыла нам глаза на то, как в игровой форме, доступно и увлекательно можно проводить музыкальные занятия и утренники или развлечения.
Тот материал, который я получила на этих курсах, я стала постепенно вводить в работу. Почему постепенно? Да потому что материал богатейший, а так как я работала по «Типовой программе» Васильевой, а также по программе «Ладушки»(авторы И.Новоскольцева и О.Каплунова), то сразу полностью переходить на новую программу невозможно да и не нужно.
В программе «Учусь творить» основной формой деятельности является элементарное музицирование. По словам Татьяны Эдуардовны, любое музицирование предполагает предварительное, хотя бы минимальное овладение элементами музыки, и что первое без второго невозможно в принципе. Поэтому Татьяна Эдуардовна главным считает само музицирование, желание детей общаться с музыкой, петь и играть в ансамбле, получая от этого удовольствие.
И действительно, анализируя свою работу предыдущих лет, я задумалась – а всегда ли мои занятия, а также утренники интересны детям и доставляют им радость и удовольствие?
Положа руку на сердце, наверняка каждый из музыкальных руководите-лей осознает, что все те утренники, а особенно открытые занятия мы стремимся превратить в шоу, которое понравится не самим детям, а взрослым: родителям, методисту, заведующей. Ну а чтобы подготовить такое шоу, мы берем большой песенный и танцевальный материал. Воспитатели в группах в выдавшиеся свободные от занятий минуты усиленно заучивают с детьми тексты песен. Музыкальный руководитель на занятиях старается добиться, чтобы движения танца все дети выполняли красиво, согласованно, в одном ритме и темпе.
Задумайтесь, возможно ли это, чтобы 25-30 детей (все разные по темпераменту, уровню умственного и, естественно, музыкального развития, чувства ритма) выполняли движения как один. Ведь дети не роботы, их не запрограммируешь.
Но мы, ценой постоянных репетиций, все же добиваемся почти желаемого результата. А что в итоге? А в итоге, за время всех заучиваний и репетиций, все уже настолько надоедает детям, что они, конечно, выполняют все то, чему их научили, но радости при этом в детских глазах нет! О каком уж тут удовольствии может идти речь?!
Так вот, Татьяна Эдуардовна сказала, что при разработке своей программы ей хотелось воплотить в жизнь один из принципов гуманистической педагогики: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие»(М.Монтень).В ее программе «Учусь творить» есть только то, что дети способны воспринять, осознать и самостоятельно исполнить в условиях детского сада. Их увлеченность, интерес и легкость усвоения знаний были главными критериями для отбора форм работы. Одной из форм и является элементарное музицирование.
Любая деятельность предполагает использование инструмента – «орудия» деятельности. Детские музыкальные и шумовые инструменты как раз и являются средством обучения музыке, а игра на них – как самый эффективный путь к развитию музыкальной самостоятельности детей.
К сожалению, реальность такова, что купить детские музыкальные инструменты мы не можем из-за их дороговизны. Но зато какое поле деятельности перед нами открывается в изготовлении так называемых шумовых инструментов! В дело идет все: стаканчики из-под йогурта, скорлупа грецких орехов, рыболовные бубенчики, киндеры, коробочки из-под сока, баночки из-под крема. Увидев на курсах у Татьяны Эдуардовны бубенчики, прикрепленные к пластмассовым ручкам для сеток, я задумалась—чем бы эти ручки заменить. Выход был найден: в аптеке я нашла замечательные прорезыватели для зубов в форме яблока, лошадки, мишки. Во-первых, они очень яркие, а во-вторых к ним легко крепить бубенчики. Изготовленные инструменты сразу же привлекли внимание детей. К изготовлению инструментов мы привлекаем родителей.
Чем же меня заинтересовала эта форма работы – игра на шумовых инструментах? А тем, что здесь участвуют все дети. В этом процессе все дети, без исключения, являются активными деятелями , а не сторонними наблюдателями и слушателями. Элементарное музицирование – это практическая деятельность. А умение делать что-либо всегда являлось единственно надежной гарантией усвоения любого знания. Эта мудрость была известна еще древним китайцам, она непостижимо проста, несмотря на свою глубину: «Я слышу и забываю. Я вижу и помню долго. Я делаю и понимаю».
Есть огромная разница между ребенком, слушающим со стороны, как играет музыку педагог, и ребенком, играющим и, тем более, творящим эту музыку самостоятельно. Детям необходимо творить и переживать, чтобы понимать
Простейшими инструментами для детей младшего возраста стали «музыкальные яички» - киндеры, заполненные разной крупой. С помощью этих инструментов малыши учатся играть быстро - медленно, громко – тихо. Основной прием игры на киндерах – это удары о ладошку или колено. Лучше, если киндер в каждой руке ребенка (в этом случае киндеры стучат друг о друга). Удары о ладошку или колено помогают лучше усваивать метрическую пульсацию. Сложнее малышам действовать с киндером в воздухе. Но такой прием мы тоже применяем - киндеры «веселятся и танцуют».
Главной задачей с детьми этого возраста является не столько развитие чувства ритма, сколько формирование эмоционально-радостных ощущений от активного участия в музицировании.
В средней группе продолжается работа, начатая в младшем возрасте. Большое значение приобретает использование звучащих жестов. По системе К.Орфа звучащие жесты – один из основных приемов развития музыкальности. Как говорит Татьяна Эдуардовна, звучащие жесты – это инструменты, которые всегда с собой. При выполнении хлопков, шлепков, притопов ребенок озвучивает свои действия, то есть происходит соединение речи и движения. Когда все звучащие жесты детьми освоены, предлагаю детям задания на повтор простейшего метроритма (в одном задании использовать не более двух звучащих жестов в данном возрасте). А затем уже с помощью звучащих жестов «украшаем» музыку: любая простейшая полька из двух частей сопровождается хлопками, притопами и т.п.
Продолжаю и работу по обучению детей игре на шумовых инструментах. Кроме киндеров берем бубны, стаканчики из-под йогурта, которые используются как пальчиковые барабаны, деревянные кубики или брусочки. Дети познают разнообразие тембров этих инструментов, а также различные способы звукоизвлечения.
Можно предложить такую игру, как «Звук и тишина»: дети стоят или сидят на полу в произвольном порядке. У каждого в руках какой-нибудь шумовой инструмент. На 1-ую часть музыки дети ритмично подыгрывают на своих инструментах. В конце части педагог объявляет: «Внимание —
пауза!»(можно просто сказать «тишина»). Дети поднимают инструменты вверх, при этом инструменты не должны издавать никаких звуков. Затем педагог называет по имени одного из детей («пауза» снята). На 2-ую часть названный ребенок играет соло на своем инструменте, все слушают.
Когда детей много, есть смысл использовать 2-ой вариант игры: дети делятся на группы. В каждой группе инструменты одинаковые, например: 1-колокольчики; 2-маракасы; 3-пальчиковые барабаны. В этом варианте игры на 2-ую часть играет одна из групп.
В старше-подготовительной группе включаются такие формы работы как ритмодекламация, активное слушание музыки, игра звуками.
Что такое ритмодекламация: например, с детьми разучивается небольшое стихотворение или потешка. Каждая строчка произносится в определенном метроритме. А затем во время хоровой декламации добавляются звучащие жесты. Разучивать стихотворение можно приемом «эхо».
Следующая форма: активное слушание музыки. Эта форма напрочь перечеркивает привычный для нас, но такой скучный и малопривлекательный для детей прием, когда педагог что-то сначала рассказывает о композиторе, затем о самой пьесе, а потом уже дети, сидя на стульчиках, слушают музыку. При этом педагог хочет, чтобы при повторном слушании дети рассказали о том, что они услышали в музыке. Чаще всего дети рассказывают то, что они запомнили из предыдущего объяснения педагога.
Активное слушание музыки – это когда дети не сидят на стульчиках, а двигаются так, как им подсказывает характер пьесы. У Татьяны Эдуардовны есть на диске такая игра «Контрасты».Музыка составлена из контрастных по характеру отрывков: резкая, отрывистая и плавная, «летящая». Когда я первый раз проводила эту игру –ничего не получилось. А почему? А потому, что нужна была предварительная работа. Т.е., ранее, знакомясь с музыкой, разной по характеру, дети (сначала по показу воспитателя или музыкального руководителя, а затем самостоятельно) придумывали различные движения, соответствующие характеру музыки. А когда у детей уже появился и закрепился двигательно-слуховой опыт, то свои знания они легко смогли применить в игре.
С помощью активной формы слушания очень просто и легко можно запоминать структуру музыкального произведения, построение и чередование музыкальных фраз, а затем перейти к следующей форме деятельности – элементарному музицированию.
Например: «Пиццикато» К.Делиба ( из балета «Копелия») при первом прослушивании обыгрываем – гуляем по залу врассыпную, а на конец музыкальной фразы хлопаем в ладоши и при этом произносим «привет». В средней части пьесы останавливаемся и выполняем плавные движения руками. Затем, на 2-ом занятии, раздаю детям стаканчики из-под йогурта с натянутой резинкой. А к донышку каждого стаканчика прикреплен пучок разноцветных ленточек из гофрированной бумаги. Теперь вместо слова «привет» предлагаю детям два раза щелкнуть резинкой. А в средней части музыки, плавно двигаясь, шуршать ленточками или «рисовать» ими что-либо в воздухе.
Таким образом, без лишних и нудных разучиваний, просто играя, вы сделали готовый концертный номер «Концерт для стаканчиков с оркестром». К концу года этот вариант можно усложнить: половине детей дать бубенчики или колокольчики, а второй половине те же стаканчики с резинкой. Здесь уже на 1-ую часть каждой музыкальной фразы дети не бегают по залу, а, стоя на месте, звенят бубенчиками. Конец фраз остается за стаканчиками с резинкой. На среднюю часть музыки дети с бубенчиками выполняют движение «веер», а дети со стаканчиками шуршат ленточками, «рисуя» что-либо в воздухе.
О программе Т.Э.Тютюнниковой можно говорить долго и много .
Подводя итог всему вышесказанному, хочу добавить: элементарное музицирование – это первозданный метод приобщения человека к музыке, зеркало откровений человеческого духа в звуках. Элементарное музицирование обладает большим потенциалом эмоционального, психологического, социального воздействия. Оно
способно оказывать мощное влияние на развитие личностных качеств детей, тех, которые могут быть сформированы в совместной музыкально-творческой деятельности. К ним, в первую очередь, следует отнести способность к импровизации, спонтанность, экспрессивность, гибкую и тонкую эмоциональность, навыки невербального общения, умение сотрудничать и взаимодействовать, решать задачи и проблемы творчески, а также находить в музыке средство гармонизации своего внутреннего мира.
Музицирование воспитывает слушателя, который в минуты отдыха доверчиво впускает музыку в свои тайники и подвалы, чтобы она навела там гармонию и порядок, успокоила смятение и дала надежду…
Музыкальный руководитель МБДОУ «Высокогорский детский сад «Петушок» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан» Шигаева А.И.
7
- Мне нравится (9)