«Проектная деятельность с родителями в ДОУ»,
Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях, у него возникает очень много вопросов, на которые он хочет получить ответ. А перед нами,педагогами,встают вопросы:
a Как обуздать кипучую энергию и неуёмную любознательность ребёнка?
a Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира?
a Как способствовать развитию творческого начала ребёнка?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekty.doc | 54.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Проектная деятельность с родителями в ДОУ»,
Есть у него шестёрка слуг, проворных, удалых,
И всё, что видит он вокруг,- всё знает он от них.
Они по знаку,поего являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему,Кто, Что, Когда и Где.
Вы меня спрОсите: «Вы про кого?»
Конечно, про воспитанника, про моего.
В моей маленькой, маленькой стране
Таких почемучек хватает вполне.
Мир вокруг ребенка разнообразен, поэтому у него постоянно существует потребность в новых впечатлениях, у него возникает очень много вопросов, на которые он хочет получить ответ. А перед нами,педагогами,встают вопросы:
- Как обуздать кипучую энергию и неуёмную любознательность ребёнка?
- Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребенка к познанию мира?
- Как способствовать развитию творческого начала ребёнка?
И вот находим мы в методиках совет:
Экспериментировать с детьми, и лучшего нет.
Пусть тот, кто ставит свои вопросы
Сам и находит на них ответ.
Слова восточного мудреца гласят: «Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Дошкольники – прирожденные исследователи. Тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
Вместе с тем детское экспериментирование как форма поисковой деятельности в практике дошкольных образовательных организаций используется еще не достаточно широко, хотя является важнейшим средством развития таких базисных качеств личности, как творческая активность и самостоятельность.
Поэтому я хочу поделиться с вами опытом своей работы по развитию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности.
НОВИЗНА??
В начале работы я сформулировала ожидаемые результаты, которые мне хотелось достичь со своими детьми по окончанию внедрения данного опыта в практику. Вы их можете увидеть на слайде.
Технологичность опыта заключается в том, что мои разработки могут быть использованы и другими педагогами для работы с детьми, так как данная работа вполне предполагает вариативность ее использования в связи с конкретными задачами педагога.
В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, найти ответ на множество интересующих его вопросов, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом взрослый – не учитель – наставник, а равноправный партнёр, соучастник деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность.
Я не даю готовых ответов, а выступаю в роли партнера, проявляющего живой интерес к познаваемому объекту, даю возможность каждому высказаться, не оценивая ответы, а комментируя их. В своей речи я использую выражения: «Подумаем вместе…», «Я думаю так же, как ты», «Я думаю иначе, меня волнует вот какая мысль…». Если ребенок ошибся, я говорю «Ты сейчас принял такое решение, а теперь послушаем, как думают другие ребята», или «Кто думает иначе?».
Эксперименты я подбирала самые разнообразные, но самое главное - они интересные и привлекательные длямоихдетей, а также они соответствуют их возрасту. Это:
- запланированные эксперименты, которые требуют отменя определения текущих дидактических задач, выбора объекта, осваивания техники экспериментирования;
- случайные экспериментыспециальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке. И для этого мне,педагогу, необходимо самой обладать немалыми биологическими познаниями. В противном случае интереснейшие события пройдут мимо детей непонятыми, незамеченными.
Помимо запланированных и случайных экспериментов, проводим эксперименты, которые служат ответом на вопрос ребенка. К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи.Выслушав вопрос, я не отвечаю на него, а советую ребенку самому установить истину,проведя несложное наблюдение: «А ты сам посмотри, будет ли воробей, есть конфету!»Или: «Ребята, Андрей спрашивает, нужно ли сегодня поливать цветы? Как проверить?»
Детям старшей группы доступны двух – и трехчленные цепочки причинно-следственных связей, поэтому, считаю, что надо чаще задавать ребятам вопрос «Почему?». Хотя, они и сами в этом возрасте становятся почемучками, и большинство их вопросов начинается с этого слова.
- сравнительные эксперименты позволяют научить детей видеть сходства и различия предметов.
Например, после опытно экспериментальной деятельности на тему «История комнатных растений», мы проводили небольшое сравнительное наблюдение затремя распространенными комнатнымицветами – хлорофитум, колеусом и традесканцией. Наблюдение за цветами, эксперименты с ними так заинтересовали детей, что некоторые мои воспитанники решили продолжить опытно-экспериментальную деятельность, результатом которой явились детские проекты «Эта чудесная традесканция», «Эти чудесные цветы хлорофитум, колеус».
Считаю, главная задача взрослых поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, желание познавать окружающий мир.
Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно – пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребёнка, создаёт оптимальные условия для активизации хода саморазвития.
В связи с этим мы создали и оборудовали центр детского экспериментирования, который соединен у нас с уголком природы.Часть оборудования постоянная, часть – меняется в зависимости от содержания опытов и тех тем, над которыми мы работаем.
Изучаем песок, выставляем емкости с песком, совочки, формочки для песка, лупы.
Работаем над темой «Вода» - емкости для воды, одноразовые стаканы разных размеров, различные прозрачные пластиковые сосуды (колбочки, баночки, мерные стаканчики, игрушки резиновые для игр с водой, мыльные пузыри, коктейльные трубочки).
В нашей лаборатории имеется разнообразное оборудование: увеличительные стёкла, лупа, компасы, бинокль; измерительные приборы и т.д.
Хозяиномнашей лаборатории является филин Фома, которого дети ласково зовут ФИФО. Введение сказочного персонажа превращает занятие в увлекательную игру, способствует пробуждению интереса к экспериментированию.
ФИФОзадает детворе много вопросов, ответы на которые дети могут найти, только экспериментируя, наблюдая, действуя, а затем рассказывают филину, что они и как делали, что из этого получилось (тем самым в игровой форме, делают выводы).
Так же филин ФОМА просит детей о помощи: например, собрать бусинки, которые он рассыпал в песке (проблема: как легче и быстрее выбрать все бусины из песка).Ищем в лаборатории, что нам может помочь. А там, уже лежат совочки для песка, сито разных видов и размеров. Или такая просьба ФИФО: собрать воду, которую он нечаянно разлил (проблема: чем можно собрать воду). Опять смотрим в лаборатории, что нам для этого понадобится (груша, пипетка, тряпочка, губка).
Опытно – экспериментальную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста реализую в следующих трех блоках. Предлагаю детальнее остановиться на каждой из форм работы.
При проведении ООД (организованной образовательной деятельности) стараюсь вызватьинтерес к изучаемому содержанию для того, чтобы побудить ребенка ксамостоятельной деятельности.
В процессе самостоятельной деятельности считаю необходимым привлечь детей к способам познавательной деятельности. Как узнать?Что нужно сделать, чтобы убедиться? А что будет, если?..
А затем в совместной деятельности– закрепитьполученные ранее представления.
Во время ООД проводим 3-4 эксперимента, в зависимости от сложности, в форме игры-экспериментирования обязательно с сюрпризным моментом, или с необычностью объекта. Дети с огромным удовольствием выполняют опытыс объектами неживой природы: песком, глиной, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр.
Например, своим воспитанникам ставила проблему: слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждали, какой песок лепится, почему? Рассматривали песок через лупу, обнаруживали, что он состоит из мелких кристалликов - песчинок, этим объясняется свойство сухого песка - сыпучесть. По теме: «Волшебница Вода» проводили опыты: «Наливаем – выливаем», «Льется, капает, журчит» и др.В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Такие опыты чем˗то напоминают ребятам фокусы, они необычны, а главное - они всё проделывают сами и испытывают от своих маленьких и больших «открытий» чувство гордости и радости.
Предлагая детям поставить опыт, я сообщала им цель или задачутаким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать. Давала время на обдумывание, и затем привлекала детей к обсуждению методики и хода эксперимента.
В процессе работы я поощряла детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускала из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отставал и терял основную мысль.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.
Выводы мы делали в основном в словесной форме, но иногда избирали и другие способы, например, фиксирование результатов графически, т.е. оформление в рисунках, схемах.
Решение задач осуществляли в 2 вариантах:
- дети проводили эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретали новые знания;
- дети вначале предсказывали вариант, а затем проверяли, правильно ли они мыслили.
После окончания эксперимента никогда не упускаю воспитательных моментов: - детисамостоятельно наводили порядок на рабочем месте (чистили, прятали оборудование, протирали столы, убрали мусор, мыли руки с мылом).
Продолжительность эксперимента определена многими факторами:
- Особенностями изучаемого явления
- Наличием свободного времени
- Состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.
Если дети устали, эксперимент прекращализаранее задуманного срока, если же, наоборот, интерес к работе велик, то продолжали сверх запланированного времени.
Блок совместной деятельности взрослого с детьми является, на мой взгляд, основным в формировании у детей опытно - экспериментальных навыков. Именно совместная содержательная деятельность взрослого и ребенка является своего рода школой передачи социального опыта в сфере влиянии неживой природы на все живое.
Опыты проводим как с подгруппой детей, так и с 2-3 детьми. Проводить опыты с целой группой не целесообразно, т. к. при этом невозможно задействовать всех детей и результат проводимого опыта снижается.
Есть у нас и огород на окне. Опыты детей по выращиванию лука позволили расширить представления детей о луке, его свойствах, полезных качествах, технологии его выращивания, уточнили представление у детей о том, что из репчатого лука можно вырастить зелёный лук. И самый радостный момент, это, конечно же, когда лук вырос и его можно сорвать и отнести помощнику воспитателя, что бы та порезала его и положила в тарелочки с супом.
Мы проводили опыт по выращиванию пшеницы в разных условиях: на солнечном свету, в темноте, с поливом и без полива. Эти несложные опыты, регулярные наблюдения и фиксирование результатов помогли детям понять зависимость растущего растения от комплекса условий, в которых оно находится. Сам процесс и результаты мы оформили для родителей.
Очень важный аспект организации совместной познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками – это взаимодействие педагога с родителями. Сочетаясь, материнская и отцовская любовь создают идеальные условия для полноценного развития ребёнка. Известный американский психолог Эрих Фромм писал, что «мать – это дом, из которого мы уходим, а отец – это тот, кто учит ребёнка, как узнавать дорогу в мир». Наилучший способ помочь детям познать окружающий мир, испытывая при этом преимущественно положительные эмоции – это помочь их родителям осознать значимость исследовательской деятельности для развития ребёнка
Для просвещения родителей проводила консультации, тренинги, практические занятия, распространяла буклеты, памятки, привлекала к созданию энциклопедий, фотоальбомов.
Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, рекомендовала и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты. Многие родители заинтересовались, и это стало увлекательным занятием для всей семьи.
Кроме этого, родители помогают в оформлении разнообразных коллекций, экспонаты к которым они собирают во время отпуска, на прогулках с детьми.
Постоянно действует рубрика в родительском уголке «Поэкспериментируем!», в которой мы предлагаем родителям различные формы проведения совместных с детьми опытов и экспериментов. Результатом этой работы служат интересные рассказы детей и родителей о том, как они вместе дома искали, что притягивает магнит, а что нет…
Кроме этого, родители привлекают детей к уходу за домашними питомцами, комнатными растениями и воспитывают ответственность за их жизнь и здоровье.
Современные средства обучения, в том числе мультимедийные средства очень увлекательны. Однажды заинтересовавшись ими, ребенок может пронести свою любовь к исследованиям через всю жизнь. И какой бы деятельности не посвятили себя дети в будущем, детские эксперименты оставят неизгладимое впечатление на всю жизнь.
Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность. Проекты позволяют детям и родителям участвовать в экологических акциях, озеленении. Работа по природоохранным проектам - уникальная возможность для детей и родителей проявить себя, принести пользу окружающей природе родного края.
В нашей группе проведение экспериментов стало нормой жизни, я их рассматриваю не как развлечения, а как путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов.
Процесс познания, освоение новых знаний очень важен, поэтому я считаю, что в детском саду не должно быть четкой границы между обыденной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить!
В своей работе с дошкольниками я руководствуюсь мудрым советом американского философа Ральфа УолдаЭмерсона«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам».