Сюжетная игра у старших дошкольников с ОВЗ
Сюжетно-ролевая игра — ведущая деятельность дошкольного возраста. По уровню развития игровых действий ребенка можно определить его готовность к школьному обучению, так как основные предпосылки для перехода к учебной деятельности формируются в рамках сюжетно-ролевой игры.
В игре осуществляются два вида взаимоотношений - игровые и реальные. Игровые отношения - это отношения по сюжету и роли, реальные взаимоотношения - это отношения детей как партнеров, товарищей, которые выполняют общее дело. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопониманию, взаимопомощи, учатся подчинять свои действия действию других игроков.
Ребенок, выбирая определенную роль, имеет и соответствующий этой роли образ - доктора, мамы, дочки, водителя. Из этого образа вытекают и игровые действия ребенка. Образный внутренний план игры настолько важен, что без него игра просто не может существовать. Через образы и действия дети учатся выражать свои чувства и эмоции. В их играх мама может быть строгой или доброй, грустной или веселой, ласковой и нежной. Образ проигрывается, изучается и запоминается.
В подготовительной группе №9 «Светлячок» девочек меньше, чем мальчиков. Но от этого сюжет «Семья» только обогащается. Мальчики, вспоминая родственные связи, берут на себя роль брата, дяди, даже крёстного папы.
Очень любят дети и такие знакомые всем сюжеты, как «Приём у врача», или «Доктора вызывали?», это связано с тем, что в детском саду воспитываются дети с ОВЗ, и им часто приходится обращаться за помощью к различным медицинским работникам. Свой небольшой жизненный опыт дети переносят в игру.
Не меньший интерес к сюжетам «Парикмахерский салон», «Магазин». Дети самостоятельно изготавливают атрибуты к игре: складывают из бумаги кошельки, сумочки, корзинки. Лепят из солёного теста хлебобулочные изделия, заворачивают в фантики пластилиновые конфеты, и многое другое.
В ходе игры у детей совершенствуются навыки ведения диалога, активизируется словарь. Дети учатся изменять силу голоса, в соответствии со взятой ролью, – говорят тише, громче, шёпотом. Все ролевые игры детей (за очень небольшим исключением) наполнены социальным содержанием и служат средством вживания во всю полноту человеческих отношений.
Перед каждым воспитателем детского сада стоит задача – создать дружный организованный коллектив, научить детей играть. Игре, как форме организации воспитания принадлежит значимое место в плане развития самых разных качеств и свойств детской личности. Именно поэтому в подготовительной группе «Светлячок» уделяют большое внимание развитию сюжетно – ролевых игр.