Дидактическое пособие по сенсорному развитию.

Аревик Торосян

Пояснительная записка.

Актуальность сенсорного развития детей.

Сенсорное развитие направлено на то, чтобы научить детей точно, полно воспринимать предметы, их разнообразные свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве и т.д.).

Оно помогает обогатить познавательную сферу ребёнка дошкольного возраста, т.к. усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на учебных занятиях. Эта работа актуальна и помогает воспитателям расширить кругозор каждого ребёнка на базе ближайшего окружения, создать условия для развития самостоятельной познавательной активности.

Особенности развития детей младшего дошкольного возраста.

В младшем дошкольном возрасте происходят дальнейший рост и развитие детского организма, совершенствуются физиологические функции и процессы.

В этом возрасте ярко выражено стремление к деятельности. Взрослый для ребёнка – носитель определённой общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к развитию игры. Дети овладевают способами игровой деятельности – игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, приобретают первичные умения ролевого поведения. В игре дети получают новые знания об окружающем их мире, уточняют уже имеющиеся у них представления и регулируют свои взаимоотношения со сверстниками. Игра помогает детям управлять своим поведением, принимать новые для них практические важные решения. Выполнение роли в игре для ребенка очень важный акт. Ведь именно проигрывая роль, он берет на себя функции взрослого человека, что обогащает его социальный опыт. Возникает и развивается новая форма общения с взрослым - общение на познавательные темы.

Дошкольный возраст является главным возрастом развития познавательных процессов ребенка. Он характеризуется совершенствованием ощущений, восприятий, наглядных представлений. Мышление младшего дошкольника развивается от наглядно-действенного (в 2-3 года) к наглядно-образному (к 4-м годам). Совершенствуются восприятие, речь, начальные формы поведения. Начинает развиваться воображение, которое наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заменителей других. Накапливается определённый запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребёнка формируются основные сенсорные эталоны.

 

 

Дидактическое пособие«Божья коровка найди свою полянку

 

      Цель: различать цвета и понимать названия цвета, учить подбирать предметы одинакового цвета.

Задачи: Закреплять у детей представления о цветах и их оттенках, умение группировать предметы по цвету, учить сравнивать предметы по цвету путем прикладывания их друг к другу, формировать зрительно-моторную координацию на основе действий с предметами, знакомить с понятиями "такая", "не такая", "одинаковые", "разные". Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение играть коллективно. Развивать мелкую моторику рук.

     Описание приготовления пособия:

Божьих коровок делаем из дисков, обклеив их самоклеящейся плёнкой. Цветы вырезаем из линолеума, обклеиваем их соответствующими цветами. Оставить не обклеенной часть диска, что бы при попадании солнечного луча они бликовали. Пособие привлекает внимание яркостью, интересным содержанием, малыши с удовольствием с ним занимаются.

 

    

Дидактическое пособие «Разложи по коробочкам»

 

 

                                                                                                                   

Цель: Учить детей различать цвета и использовать название цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник). Учить понимать слова «такой», «не такой», «разные». Развивать мелкую моторику рук.

Задачи:

1. формировать умения детей ориентироваться в различных свойствах предметов: цвете (красный, желтый, синий, зеленый), величине (круг, треугольник, квадрат), количестве (много, один);
2. создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;
3. воспитывать у детей умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата.

Описание приготовления пособия:

Из цветного картона делаем коробочки 4-х основных цветов. Геометрические формы вырезаем тоже из цветного картона.

 

Дидактическое пособие «Катушечки»

 

               

Цель: познакомить детей с нитками; рассказать об их назначении; научить наматывать нитку на шаблон; развивать мелкую моторику и способность выполнять действия обеими руками одновременно.

Задачи: 
1. Закреплять названия основных цветов, учить их правильному произношению.
2. Развивать цветовосприятие (ребёнок должен хорошо различать цвета).
3. Развивать логическое мышление.
4. Развивать мелкую моторику рук.
5. Воспитывать внимательность, усидчивость, желание доводить начатое дело до конца.

Описание приготовления пособия:

Вырезать шаблон катушки из оргстекла, намотать нитки разных цветов.

 

 

 

Дидактическое пособие «Разрезные картинки»

Цель. Формировать у детей представления о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, складывать картинку, разрезанную на  4 части.

Задачи:
создать условия для снятия чувства тревоги у детей;
2. способствовать улучшению эмоционального состояния детей;
3. создать атмосферу, способствующую активизации мозга на основе сенсорных дидактических игр;
4. развить способность детей действовать самостоятельно.