Как научить детей беречь вещи?
Почему дети не ценят свои вещи ? Большинство детей растет в полном достатке. Детские комнаты по периметру обложены мягкими игрушками, их количество напоминает магазин. Куклы мам и бабушек имели имя и характер, а сейчас дети называют их всех одним именем – Барби. Старый мишка с оторванной лапой не считается раненым другом, а сразу выбрасывается за ненадобностью. Игрушки добавляются с огромной скоростью, а старые выбрасываются родителями без ущерба для детской психики. Дети даже не вспоминают о них, так как постоянно покупаются новые. При этом новая вещь не является желанной мечтой, она приобретается спонтанно, по первому требованию. Так же быстро она забывается. То же можно сказать и об одежде. К сожалению, многие вещи очень быстро теряют свой внешний вид и переходят в разряд «домашней одежды», которая не нуждается в бережном отношении, в таких вещах можно пачкаться, ползать, и никто за это не отругает.
Отсутствие самостоятельности. Эта причина относится к дефектам воспитания. Первые проявления детской самостоятельности наблюдаются в возрасте трех лет. Уже тогда нужно формировать у детей первые навыки самообслуживания, такие как повесить на место одежду, положить на батарею мокрые варежки. А теперь рассмотрим обратную ситуацию. Утром мама приготовила одежду и повесила на стульчик. Многие дети утром даже не могут сказать, что именно они надевают. Они просто берут одежду со стула, шапочку с полки, а дошкольников и младших школьников часто одевают родители. Неудивительно, что на вопрос, чей шарф, некоторые дети не могут сказать, потому что не помнят, был ли он у них вообще. Такая же ситуация с другими мелкими деталями, сменной обувью. Конечно, ребенок не помнит, новые на нем брюки или старые, можно ли в них кататься с горки или нет. Вещи сами по себе не имеют ценности. Учим детей беречь свои вещи Очевидно, что бережное отношение к вещам у детей нужно формировать с раннего детства. Если же время упущено, нужно немедленно начинать этот процесс, соблюдая два главных принципа:
Систематичность. С первой минуты принятия вашего решения и постоянно нужно помнить о требовании бережного отношения к вещам.
Единство требований. Все члены семьи должны неукоснительно требовать от ребенка бережного отношения к вещам.
Приемы формирования бережного отношения. Не покупайте ребенку много вещей. Пусть их будет немного, но каждая будет иметь изюминку или свое предназначение. Не покупайте вещи и игрушки по первому требованию. Запомните правило: с каждым решением ребенок должен провести ночь. Обычно желания детей меняются, но если этого не произошло, то попробуйте выяснить, зачем ему нужна покупка: как ребенок будет играть, с чем носить. Обсуждайте обновки, решайте вместе, что нужно купить. Важно, чтобы ребенок обдумал приобретение каждой вещи. Распределите все вещи по местам. Сделайте это вместе с ребенком, чтобы он мог сам брать нужную вещь. Пусть он найдет место для игрушек: проявит фантазию или практичность. Рассмотрите вещи в ванной или прихожей. Покажите его полки для обуви, крючки для одежды, стаканчик для зубной щетки. Пусть все имеет свой оригинальный цвет или логотип. Напоминайте ребенку о местах для его вещей. Обсуждайте назначение вещей. Каждая вещь нужна для чего-то: для прогулки, праздника, занятий спортом, катания с горки, езды на велосипеде, домашних игр и т.д. Напоминайте об этом ребенку. Учите исправлять свои ошибки. Ребенок должен соблюдать порядок. Если по какой-то причине он бросил одежду или не убрал школьные принадлежности, предоставьте ему возможность все самостоятельно исправить без замечаний и наказания. Учите ребенка самостоятельно одеваться. Решайте с вечера, в чем он пойдет в детский сад или школу, пусть он приготовит вещи: соберёт портфель, сложит спортивную форму, протрёт сменную обувь, а вы поможете при необходимости. В этом случае ребенок будет точно знать, что и где взять утром. Если ребенок берёт в школу (в детский сад, на улицу, в гости) какие-то вещи или игрушки, то обговорите вслух, что именно он берет и просчитывайте предметы. После прогулки (школы, сада) сделайте это снова. Показывайте пример правильного поведения своим детям. Пусть в вашем шкафу и на столе будет порядок, вещи будут на своих местах. Дети быстрее впитывают информацию по подражанию, чем по нравоучениям. Чтобы ребенок ценил и берег вещи, он должен понимать их назначение и необходимость, учиться самостоятельно за ними ухаживать. Уважаемые родители, наберитесь терпения и начинайте долгий процесс воспитания бережного отношения к вещам.