10 советов для родителей
10 советов родителям агрессивных детей.
Побеседовать с детьми и выявить причину агрессии.
Не выяснять отношения между родителями в присутствии детей.
Исключить агрессию из гаджитов.
Повышать самооценку своих детей.
Рассказать ребенку, что свое недовольство можно выплескивать не на людей, а куда -то в другое место (например: в унитаз и смыть водой; очень сильно закричать в своей комнате и т. д.)
Стараться, чтобы поведение родителей соответствовало их поступкам и делам (родители – пример для подражания, а дети – отражение своих родителей).
Не наказывать за агрессивное поведение детей – это не выход из ситуации.
Больше времени проводить с детьми, не отмахиваться от них и их проблем.
Помочь детям в преодолении агрессии.
Обратиться к психологу.
10 советов родителям застенчивых детей.
Посещайте утренники.
Играйте в ролевые игры.
Подключайте детей к разговорам. Застенчивые дети неловко себя чувствуют, когда им приходится встречаться с другими взрослыми, заходить в лифт с соседями, обращаться к новой воспитательнице.
Позволяйте ребенку баловаться. Не делайте серьезное лицо, когда дома он обезьянничает, играет в переодевания или изображает смешные звуки.
Расскажите, как справиться с волнением. Потренируйте дома дыхательное упражнение: глубокий вдох – задержать дыхание на две секунды – выдох, повторить несколько раз перед выходом на сцену.
Давайте положительную оценку роли. Даже если стихотворение для конкурса чтецов лично вам кажется наивным, а реплики в роли – трудными для запоминания, не говорите ребенку: «Ну и стихотворение тебе дали!» или «Да такую роль и не выучишь!» Это сразу настраивает на то, что у него ничего не получится, да и задание перестает нравиться.
Расскажите, что нравится зрителям. Дети переживают, что не понравятся публике, поэтому перед выступлением можно дать им несколько советов. Конечно, все зрители довольны, когда рассказчик не забывает слова, говорит четко и с выражением, но еще очень важно выступать с улыбкой и глядя в аудиторию. Это вызывает доброжелательное отношение и аплодисменты.
Учите роль в игровой форме. Монотонное заучивание реплик кажется детям скучным.
Похвала творит чудеса. «Я красиво станцевала?», «Какая из наших песен понравилась тебе больше всего?», «А меня было хорошо слышно?» – дети задают множество вопросов после утренников и очень ждут одобрения. Поэтому главное правило – подбадривать их до представления и хвалить после.
Не принуждайте. Есть большая вероятность, что страх перед публикой утихнет сам, если поначалу разрешить ребенку быть на праздниках наблюдателем, а не солистом.
«Одаренный ребенок: как помочь ему?»
Если одаренность проявилась рано? (0 - 3 лет) Уже спустя 5-7 дней после появления на свет, одаренные дети чаще и дольше рассматривают фигурки сложной формы, выделяя движущиеся и объемные предметы. А к концу первого месяца появляются признаки зрительного, слухового, двигательного сосредоточения. Для одаренных детей на ранних этапах развития характерна высокая чувствительность к новизне ситуаций, проявляющаяся в более ярко выраженной и стойкой реакции на новый предмет, звук, изображение. Ребенок проявляет постоянную любознательность ко всему новому. У одаренного малыша раньше происходит превращение детских вопросов из необходимого средства общения в звено самостоятельного мышления. Музыкальное дарование проявляется сравнительно рано. До 2-3 лет об этом можно судить лишь по косвенным признакам: младенец затихает при звуках музыки, появляется улыбка, он активно гулит. Такие дети различают все мелодии, которые слышат, и точно их интонируют. Художественная одаренность проявляется в острой наблюдательности, сильной впечатлительности, способности все вокруг видеть в красках, цветовых контрастах, замечать необычное, красивое и запоминать надолго. Математическая и шахматная одаренность проявляется в быстром и радостном освоении арифметических действий. Литературное дарование раскрывается позднее. Ребенок настроен на музыку слов, его завораживает звучание рифм. Ранняя одаренность требует к себе бережного и внимательного отношения. Жить с такими детьми и воспитывать их, - значит постоянно решать творческие задачи по созданию условий для дальнейшего раскрытия способностей
Одаренность в дошкольном возрасте (3 – 7 лет)
Если у Вашего ребенка:
отличная память в сочетании с ранним языковым развитием,
чрезвычайное любопытство в отношении того, как устроен тот или иной предмет, отчего мир устроен так, а не иначе,
проявляется способность отслеживать несколько процессов одновременно,
живое воображение, изобретательность и богатая фантазия,3
отличное чувство юмора, он любит смешные несоответствия, игру слов, шутки,
повышенные математические способности в плане вычислений и логики,
устойчивая концентрация внимания и большое упорство в решении различных задач,
обостренное чувство справедливости, опережающее нравственное развитие,
наблюдаются трудности в общении со сверстниками,
высокий энергетический уровень (малая продолжительность сна),
зрение часто нестабильно, испытывает затруднения фокусирования с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске), то можно говорить о наличии у него отличительных черт, характерных для одаренных детей.
Что делать родителям?
1.Отвечайте на все бесчисленные вопросы. Одаренные дети в 3—4-х летнем возрасте очень любопытны и готовы исследовать все стороны окружающего их мира. В поиске ответов на свои вопросы они упорней, чем средний ребенок. Здесь очень важно проявить терпение, доброту и уважение. Используйте эти вопросы для того, чтобы стимулировать ребенка к дальнейшим исследованиям и опытам.
2.Не делайте излишнего упора на занятиях, так как учебные программы скорее суживают мышление ребенка, а не расширяют его. Традиционные занятия уделяют слишком большое внимание логическим, цифровым и линейным процессам. Для ребенка дошкольного возраста более естественно мышление интуитивное, ассоциативное, которое лучше всего развивается в игре, и может подавляться ранними интенсивными занятиями с использованием строго организованных материалов, подобных школьным учебникам.
3.В одаренном ребенке надо развивать самые разные интересы. Например, активно вовлекать в групповые занятия музыкой, ритмикой, сценическим искусством и т. д.
4.Выделите ребенку место для его коллекций, экспериментов и любимых занятий. Такие занятия могут принимать форму элементарного природоведения (пусть даже в городском дворе), а обычный сад или огород могут подтолкнуть ребенка к изучению химии, иностранного языка (все растения имеют латинские названия), агрономии. Эстетическое удовольствие, получаемое ребенком от цветения разных растений, наблюдение за насекомыми, опыляющими цветы, могут заинтересовать его биологией и энтомологией. Подобные занятия воспитывают в ребенке трудолюбие и радость познания плодов собственного труда.
5.Если ребенок отказывается спать днем, родители могут заменить сон тихими играми: чтением, решением кроссворда, прослушиванием сказки и т. д. Одаренный ребенок весь день «крутится на высоких оборотах», поэтому иногда их надо и снизить. Да и родителям необходима передышка.
6.Объединиться в создании «групп по интересам». Папы и мамы могли бы использовать собственные способности и устраивать для всех детей занятия вместо дневного сна, от которого многие дети упорно отказываются. Например, организовать занятия иностранным языком, так как в дошкольном возрасте «языковые» центры мозга впитывают информацию наиболее эффективно. Занятия, стимулирующие групповые дискуссии, также хороши: это прекрасная возможность прояснить мысль, предложить идею и выслушать мнение других.
7.Избегайте создания «эффекта ореола». Помните, что ребенку необходимо с ранних лет сталкиваться с ситуациями, в которых он не блещет, не достигает вершин. Ребенок может принимать участие и получать удовольствие от занятий, в которых не преуспевает. Успех приходит не всегда и не во всем. Неудача — вещь нормальная, случающаяся со всеми. 4 Оградите малыша от общественного неодобрения и негативной реакции сверстников, бабушек и дедушек. Сейчас не время критики! Кроха должен укрепиться в своей позиции, тогда ему будет легче развиваться.
Гипперактивные дети.
Подвижные игры
"Найди отличие" (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)
Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.
Ребенок рисует любую несложную картинку ( котик, домик и др) и передает ее взрослому, а сам отворачивает-
ся. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.
"Ласковые лапки" (Шевцова И.В.)
Цель: снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности, развитие чувственного восприятия, гармонизация отношений между ребенком и взрослым. Взрослый подбирает 6—7 мелких предметов различной фактуры: кусочек меха, кисточку, стеклянный флакон, бусы, вату и т.д. Все это выкладывается на стол. Ребенку предлагается оголить руку по локоть; воспитатель объясняет, что по руке будет ходить "зверек" и касаться ласковыми лапками. Надо с закрытыми глазами угадать, какой "зверек" прикасался к руке — отгадать предмет. Прикосновения должны быть поглаживающими, приятными.
Вариант игры: "зверек" будет прикасаться к щеке, колену, ладони. Можно поменяться с ребенком местами.
"Кричалки—шепталки—молчалки" (Шевцова И.В.)
Цель: развитие наблюдательности, умения действовать по правилу, волевой регуляции.
Из разноцветного картона надо сделать 3 силуэта ладони: красный, желтый, синий. Это — сигналы. Когда взрослый поднимает красную ладонь — "кричалку" можно бегать, кричать, сильно шуметь; желтая ладонь — "шепталка" — можно тихо передвигаться и шептаться, на сигнал "молчалка" — синяя ладонь — дети должны замереть на месте или лечь на пол и не шевелиться. Заканчивать игру следует "молчанками".
"Гвалт" (Коротаева Е.В., 1997)
Цель: развитие концентрации внимания. Один из участников (по желанию) становится водящим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-либо фразу или строчку из известной всем песни, которую распределяют так: каждому участнику по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый свое слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав ее по словечку.
Желательно, чтобы до того как войдет водящий, каждый ребенок повторил вслух доставшееся ему слово.
"Менялки" (Автор неизвестен)
Цель: развитие коммуникативных навыков, активизация детей.
Игра проводится в кругу, участники выбирают водящего, который встает и выносит свой стул за круг, таким образом получается, что стульев на один меньше, чем играющих. Далее ведущий говорит: "Меняются местами те, у кого ... (светлые волосы, часы и т. д.). После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.
"Разговор с руками" (Шевцова И.В.)
Цель: научить детей контролировать свои действия. Если ребенок подрался, что -то сломал или причинил кому-нибудь боль, можно предложить ему такую игру: обвести на листе бумаги силуэт ладоней. Затем предложите ему оживить ладошки — нарисовать им глазки, ротик, раскрасить цветными карандашами пальчики. После этого можно затеять беседу с руками. Спросите: "Кто вы, как вас зовут?", "Что вы любите делать?", "Чего не любите?", "Какие вы?". Если ребенок не подключается к разговору, проговорите диалог сами. При этом важно подчеркнуть, что руки хорошие, они многое умеют делать (перечислите, что именно), но иногда не слушаются своего хозяина. Закончить игру нужно "заключением договора" между руками и их хозяином. Пусть руки пообещают, что в течение 2-3 дней (сегодняшнего вечера или, в случае работы с гиперактивными детьми, еще более короткого промежутка времени) они постараются делать только хорошие дела: мастерить, здороваться, играть и не будут никого обижать.
Если ребенок согласится на такие условия, то через заранее оговоренный промежуток времени необходимо снова поиграть в эту игру и заключить договор на более длительный срок, похвалив послушные руки и их хозяина.
"Говори!" (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)
Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.
Скажите детям следующее. "Ребята, я буду задавать вам простые и сложные вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: "Говори!" Давайте потренируемся: "Какое сейчас время года?"(Педагог делает паузу) "Говори!"; "Какого цвета у нас в группе (в классе) потолок?"... "Говори!"; "Какой сегодня день недели?"... "Говори!"; "Сколько будет два плюс три?" и т. д."
Игра может проводиться как индивидуально, так и с группой детей.
"Броуновское движение" (Шевченко Ю.С., 1997)
Цель: развитие умения распределять внимание. Все дети встают в круг. Ведущий один за другим вкатывает в центр круга теннисные мячики. Детям сообщаются правила игры: мячи не должны останавливаться и выкатываться за пределы круга, их можно толкать ногой или рукой. Если участники успешно выполняют правила игры, ведущий вкатывает дополнительное количество мячей. Смысл игры — установить командный рекорд по количеству мячей в круге.
"Час тишины и час "можно"" (Кряжево Н.Л., 1997)
Цель: дать возможность ребенку сбросить накопившуюся энергию, а взрослому — научиться управлять его поведением. Договоритесь с детьми, что, когда они устанут или займутся важным делом, в группе будет наступать час тишины. Дети должны вести себя тихо, спокойно играть, рисовать. Но в награду за это иногда у них будет час "можно", когда им разрешается прыгать, кричать, бегать и т.д.
"Часы" можно чередовать в течение одного дня, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в вашей группе или классе. Лучше заранее оговорить, какие конкретные действия разрешены, а какие запрещены.
С помощью этой игры можно избежать нескончаемого потока замечаний, которые взрослый адресует гиперактивно-му ребенку (а тот их "не слышит").
"Передай мяч" (Кряжева Н.Л., 1997)
Цель: снять излишнюю двигательную активность. Сидя на стульях или стоя в кругу, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч друг другу или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, попросив детей играть с закрытыми глазами или используя в игре одновременно несколько мячей.
"Сиамские близнецы" (Кряжева Н.Л., 1997)
Цель: научить детей гибкости в общении друг с другом, способствовать возникновению доверия между ними. Скажите детям следующее. "Разбейтесь на пары, встаньте плечом к плечу, обнимите друг друга одной рукой за пояс, правую ногу поставьте рядом с левой ногой партнера. Теперь вы сросшиеся близнецы: две головы, три ноги, одно туловище, и две руки. Попробуйте походить по помещению, что-то сделать, лечь, встать, порисовать, попрыгать, похлопать в ладоши и т.д." Чтобы "третья" нога действовала "дружно", ее можно скрепить либо веревочкой, либо резинкой. Кроме того, близнецы могут "срастись" не только ногами, но спинками, головами и др.
"Зеваки" (Чистякова М.И., 1990)
Цель: развитие произвольного внимания, быстроты реакции, обучение умению управлять своим телом и выполнять инструкции.
Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выпол нить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное слово песни (оговоренное заранее).
"Колпак мой треугольный" (Старинная игра)
Цель: научить концентрировать внимание, способствовать осознанию ребенком своего тела, научить управлять движениями и контролировать свое поведение. Играющие сидят в кругу. Все по очереди, начиная с ведущего, произносят по одному слову из фразы: ^Колпак мой треугольный, мой треугольный колпак. А если не треугольный, то это не мой колпака. После этого фраза повторяется снова, но дети, которым выпадет говорить слово "колпак" заменяют его жестом (например, 2 легких хлопка ладошкой по своей голове). В еле дующий раз уже заменяются 2 слова: слово "колпак" и слово "мой" (показать рукой на себя). В каждом последующем кругу играющие произносят на одно слово меньше, а "показывают" на одно больше. В завершаю щем повторе дети изображают только жестами всю фразу.
Если такая длинная фраза трудна для воспроизведения, ее можно сократить.
"Слушай команду" (Чистякова М.И., 1990)
Цель: развитие внимания, произвольности поведения. Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего (например: "Положите правую руку на плечо соседа") и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии хорошо слушать и выполнять задание. Игра поможет воспитателю сменить ритм действия расшалившихся ребят, а детям — успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.
"Расставь посты" (Чистякова М.И., 1990)
Цель: развитие навыков волевой регуляции, способности концентрировать внимание на определенном сигнале. Дети маршируют под музыку друг за другом. Впереди идет командир, который выбирает направление движения. Как только командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Все остальные продолжают маршировать и слушать команды. Таким образом, командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (в линейку, по кругу, по углам и т. д.). Чтобы слышать команды, дети должны передвигаться бесшумно.
"Король сказал..." (Известная детская игра)
Цель: переключение внимания с одного вида деятельности на другой, преодоление двигательных автоматизмов. Все участники игры вместе с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать разные движения (физкультурные, танцевальные, шуточные), а играющие должны их повторять только в том случае, если он добавит слова "Король сказала. Кто ошибется, выходит на середину круга и выполняет какое-нибудь задание участников игры, например, улыбнуться, попрыгать на одной ноге и т.д. Вместо слов "Король сказал" можно добавлять и другие, например, "Пожалуйста" или "Командир приказал".
"Запрещенное движение" (Кряжева Н.Л., 1997)
Цель: игра с четкими правилами организует, дисциплинирует детей, сплачивает играющих, развивает быстроту реакции и вызывает здоровый эмоциональный подъем. Дети стоят лицом к ведущему. Под музыку с началом каждого такта они повторяют движения, которые показывает ведущий. Затем выбирается одно движение, которое нельзя будет выполнять. Тот, кто повторит запрещенное движение, выходит из игры. Вместо показа движения можно называть вслух цифры. Участники игры повторяют хором все цифры, кроме одной, запрещенной, например, цифры "пять"-. Когда дети ее услышат, они должны будут хлопнуть в ладоши (или покружиться на месте).
"Слушай хлопки" (Чистякова М.И., 1990)
Цель: тренировка внимания и контроль двигательной активности.
Все идут по кругу или передвигаются по комнате в свободном направлении. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу "аиста" (стоять на одной ноге, руки в стороны) или какую-либо другую позу. Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу "лягушки" (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ступнями ног на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
"Замри" (Чистякова М.И., 1990)
Цель: развитие внимания и памяти. Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны — вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Если кому-то из участников это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка — оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в круге ни останется лишь один играющий.
"Давайте поздороваемся" (Автор неизвестен)
Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.
Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:
1 хлопок — здороваемся за руку;
2 хлопка — здороваемся плечиками;
3 хлопка — здороваемся спинками. Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.
"Веселая игра с колокольчиком" (Карпова Е.В., Лютова Е.К., 1999)
Цель: развитие слухового восприятия. Все садятся в круг, по желанию группы выбирается водящий, однако, если желающих водить нет, то роль водящего отводится тренеру. Водящему завязывают глаза, а колокольчик передают по кругу, задача водящего — поймать человека с колокольчиком. Перебрасывать колоколъчик друг другу нельзя.
Пальчиковые игры.
Педагог может начать игры с сообщения о том, что сейчас пальчики детей начнут "превращаться" то в сказочных персонажей, то в забавных зверьков, то в экзотических животных. Затем следует предложить несколько игр, подобных приведенным ниже.
"Многоножки"
Перед началом игры руки находятся на краю парты. По сигналу учителя многоножки начинают двигаться к противоположному краю парты или в любом другом, заданном учителем, направлении. В движении принимают участие все пять пальцев.
"Двуножки"
Игра проводится аналогично предыдущей, но в вгонках" участвуют только 2 пальца: указательный и средний. Остальные прижаты к ладони. Можно устраивать гонки между "двуножками" левой и правой руки, между ^двуножками" соседей по парте.
"Слоны"
Средний палец правой или левой руки превращается в 4хобот", остальные — в "ноги слона". Слону запрещается подпрыгивать и касаться хоботом земли, при ходьбе он должен опираться на все 4 лапы. Возможны также гонки слонов.
Чтобы игра не превратилась в постоянное развлечение учащихся и не мешала проведению других занятий, перед ее началом учитель должен четко сформулировать правила: начинать и заканчивать игру только по определенному сигналу. Одним из сигналов может стать карточка из игры "Кричалки — шепталки — молчалки".
"Морские волны" (Лютова Е.К., Монина Г. Б.)
Цель: научить детей переключать внимание с одного вида деятельности на другой, способствовать снижению мышечного напряжения.
По сигналу педагога "Штиль" все дети в классе "замирают". По сигналу "Волны" дети по очереди встают за своими партами. Сначала встают ученики, сидящие за первыми партами. Через 2-3 секунды поднимаются те, кто сидит за вторыми партами и т.д. Как только очередь доходит до обитателей последних парт, они встают и все вместе хлопают в ладоши, после чего дети, вставшие первыми (за первыми партами), садятся и т.д. По сигналу учителя "Шторм" характер действий и последовательность их выполнения повторяется, с той лишь разницей, что дети не ждут 2-3 секунды, а встают друг за другом сразу. Закончить игру надо командой "Штиль".
"Ловим комаров" (Лютова Е.К., Монина Г.Б.)
Цель: снять мышечное напряжение с кистей рук, дать возможность гиперактивным детям подвигаться в свободном ритме и темпе.
Скажите детям: "Давайте представим, что наступило лето, я открыла форточку и к нам в класс (группу) налетело много комаров. По команде "Начали!" вы будете ловить комаров. Вот так! Педагог в медленном или среднем темпе делает хаотичные движения в воздухе, сжимая и разжимая при этом кулаки. То поочередно, то одновременно. Каждый ребенок будет "ловить комаров" в своем темпе и в своем ритме, не задевая тех, кто си дит рядом. По команде "Стой!" вы садитесь вот так: педагог показывает, как надо сесть (на свое усмотрение). Готовы? "Начали!"... "Стоп!" Хорошо потрудились. Устали. Опустите расслабленные ноги вниз, встряхните несколько раз ладонями. Пусть руки отдыхают. А теперь — снова за работу!"
- Мне нравится (1)