ИГРЫ ДЛЯ АУТИЧНЫХ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Дергунова Ирина Сергеевна

При обучении маленького ребенка, страдающего аутизмом, участию в интерактивных играх, важно задуматься над следующим вопросом: а есть ли вероятность того, что ребенок самостоятельно будет стремиться к подобным взаимодействиям? 


С одной стороны, аутичный ребенок может не взаимодействовать с другими, потому как он еще не научился конкретным методам взаимодействия (например, не умеет имитировать других, реагировать на вопросы или реплики и т.д.). С другой стороны, ребенок может не стремиться к подобного рода деятельности самостоятельно, потому как не находит в ней достаточное количество естественных усилителей. 

Ниже приведены пять идей коротких сценариев для игр с аутичными детьми раннего возраста.

1) «Лавина!»
Инструктор: Говорит ребенку «Давай поиграем в лавину!» и начинает складывать гору из подушек на полу.
Ребенок: Тоже принимает участие в нагромождении подушек, а затем ложится прямо под горку из них.
Усиление: Инструктор говорит «О, нет! Лавина!», обрушивает горку из подушек на ребенка, а затем щекоча ищет его среди подушек.

2) «Бутерброд!»
Инструктор: Говорит ребенку «Давай поиграем в бутерброд!» и расстилает на полу одеяло.
Ребенок: Ложится на одеяло.
Усиление: Инструктор укладывает на ребенка остальные «продукты» и называет их: «сыр» (кладет лист бумаги, например), «помидоры» (кладет небольшие подушки) или «колбаса» (складывает несколько игрушек). Затем заворачивает ребенка в одеяло с «начинкой», и «бутерброд» готов.

3) «Баю-бай!»
Инструктор: Говорит «Давай поиграем в баю-бай!» и размещает подушки на полу. 
Ребенок: Подбегает к подушкам и ложиться на них.
Усиление: Инструктор укрывает ребенка одеялом и говорит «Баю-бай!», легко прикрывает глаза ребенка и имитирует звуки храпа. Затем инструктор копирует звук будильника, слегка щекочет ребенка и говорит «Доброе утро!».

4) «Логово льва»
Инструктор: Говорит «Давай поиграем во льва» и прячется за подушкой или за стеной. 
Ребенок: Подходит к тому месту, где прячется инструктор, и стучит в стену или другую твердую поверхность. 
Усиление: Инструктор «вырывается» и отправляется в погоню за ребенком.

5) «Катаемся на поезде»
Инструктор: Говорит «Давай поиграем в поезд» и стелит одеяло на полу.
Ребенок: Берет игрушечный билет на поезд и садится на одеяло. 
Инструктор: Говорит «Ваш билет, пожалуйста!», протягивая руку.
Ребенок: Передает билет инструктору.
Усиление: Инструктор «катает» ребенка на одеяле по комнате, издавая звуки поезда.


Чем хороши эти игры?- Они учат ребенка принимать участие в первых, коротких играх, которые не требуют больших усилий со стороны ребенка;
- Многие дети улыбаются и смеются на этапе «усиление», а затем часто ищут возможности поиграть в эту игру снова.
- Все эти игры начинаются со стандартной фразы «Давай поиграем в...». Дети, которым захочется поиграть в такую игру снова, могут обратиться ко взрослому с просьбой, используя эти короткие стандартные фразы или просто назвав имя игры.
- Многие из этих игр предполагают визуальные сигналы. Невербальные дети могут попросить поиграть в такую игру, уже просто взяв необходимые для нее предметы.

Обучение аутичных детей навыкам игры является важнейшей составляющей АВА терапии. Такая игровая деятельность для детей раннего возраста учит ребенка тому, как участвовать в коротких играх и как попросить о них в будущем.


Источник: http://www.lovaas.com/blog/archives/58-Early-Play-Activities.html

Read more: http://autism-aba.blogspot.com/2012/09/early-play-activities.html#ixzz4jp8fl8Dl