Формирование творческих способностей через театральную деятельность
Формирование творческой личности ребенка
средствами театральной деятельности.
Татарстан, город Заинск,
МБДОУ детский сад «Светлячок»
Музыкальный руководитель — Дмитриева Марина Вячеславовна
Перед педагогами дошкольного образования и воспитания очень важной остается задача приобщения детей к театральной деятельности с самого раннего возраста.
Творческая деятельность и развитие творческих способностей человека — это основная составная часть социально — экономических и других направлений современного общественного устройства.
Слово «Творчество» в общественном смысле означает искать, изображать нечто такое, что не встречалось в прошлом опыте индивидуальном и общественном. Творческая деятельность — это деятельность, рождающая нечто новое; свободное искусство по созданию нового продукта, несущего в себе отражение личностного «я». Творчество — это не только создание нового в материальной и духовной культуре, но и совершенствование человеком самого себя, прежде всего в духовной сфере.
Детское творчество — одна из актуальных проблем дошкольной педагогики и детской психологии.
Наш детский сад «Светлячок» много лет работает по программе «Детство», которая является результатом многолетней научно — исследовательской работы коллектива кафедры дошкольной педагогики Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. В ее основу легли теоретические взгляды петербургской научной школы воспитания на сущность развития ребенка в период дошкольного детства, требования к содержанию образовательной программы для детского сада и пути ее реализации в педагогическом процессе.
Дошкольный возраст — яркая неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Именно в этом возрасте происходит процесс познания эмоционально — практическим путем. Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремиться к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем более она значима для ребенка и отвечает его природе, тем успешнее идет его развитие, реализуются потенциальные возможности и первые творческие проявления. Вот почему наиболее близкая и естественная для ребенка — дошкольника художественно — театральная деятельность. Именно в этом виде деятельности при условии освоения ребенком позиции субъекта происходит интенсивное интеллектуальное, эмоционально — личностное развитие и совершается естественное вызревание такого перспективного новообразования, как творческое воображение.
Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного взаимодействия с миром. Девиз программы «Детство»: «Чувствовать — Познавать — Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостность и единую направленность.
Программа ставит задачу развития у детей на основе разного образовательного содержания эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения в детской деятельности, поведении, поступках.
В используемой программе большое значение уделяется формированию творческой личности ребенка средствами театральной деятельности. Ведь театральная деятельность — это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел и что его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации. Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки. Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.
Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
В нашем детском саду существует несколько видов театров: кукольный (би-ба-бо), пальчиковый, тростевой и театр зверей, созданный творческой группой педагогов. Для постановок различных спектаклей сшиты шапочки лесных зверей.
Большое значение уделяется организации и оформлению развивающей предметно — пространственной среды для занятий театральной деятельностью.
Более успешно работа по развитию творческих способностей проходит в условиях тесного взаимодействия со специалистами и администрацией детского сада. Эта творческая группа создала много новых костюмов, масок, реквизита, сделана новая ширма, приобретено много новых видов и расцветок ткани в качестве драпировки. Все это помогает в организации оформления развивающей предметно — пространственной среды. Ведь занятия театральной деятельностью должны предоставить возможность не только изучать и познавать окружающий мир с помощью сказок, но и жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразной деятельности, успешного выполнения задания.
Известно, что ребенок знакомиться с окружающим его миром с помощью зрения (зрительного анализатора) и движений (двигательного анализатора). Все, что его окружает, должно развивать эти органы чувств и обеспечивать ему необходимый психологический комфорт.
Основными направлениями работы являются:
Театральная игра, ритмопластика, культура и техника речи, основы театральной культуры и работа над спектаклем. Рассмотрим их по подробнее:
· Театральная игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
· Ритмопластика — включает в себя комплексные ритмические, пластические игры и упражнения.
· Культура и техника речи — объединяет игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
· Работа над спектаклем — базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, а также работу над спектаклем — от этюдов к рождению спектакля.
Опыт работы показал, что театральная игра научила детей ориентироваться в пространстве, развила способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, улучшило зрительное, слуховое внимание, память. Наблюдательность, образное мышление и фантазию. Занимаясь ритмопластикой, дети научились произвольно реагировать на команду или сигнал, действовать согласованно, координировать свои движения.
Культура и техника речи помогла дошкольникам в развитии речевого дыхания и правильной артикуляции, владение разнообразной интонацией, логикой речи.
В разделе «Основы театральной культуры» дети познакомились с элементарными понятиями и профессиональной терминологией театрального искусства.
Театральная деятельность — это синтез всех видов детской музыкальной деятельности, которая включает в себя: слушание музыки, пение, музыкально — ритмические движения, элементы детского оркестра и др. Поэтому, диагностика по методике О. Сафоновой очень удобна и эффективна. На диагностических занятиях у детей определяются уровни развития каждой из музыкальных способностей. Анализ полученных данных позволяет значительно быстрее и точнее изучить группу детей, составить ее «портрет», а также выявить степени продвижения этой группы в конце каждого года.
Развитие творческих способностей и накопление эмоционально — чувственного опыта у детей — длительная работа, которая требует участия родителей. Активизация их интереса способствовали такие формы работы, как тематические вечера, экспресс — опрос, папки — передвижки, музыкальные гостиные, беседы. Родители привлекались к активному участию в качестве исполнителей ролей, авторов текста, изготовлению декораций и т. д. Союз педагога и родителей способствовал интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей, объединенных единой целью.
Технические средства обучения, богатая фонотека, разнообразие наглядного материала — все это помогает интересно проводить занятия.
За период работы удалось создать теплую атмосферу для детей, и они с огромным желанием играют и постигают удивительный, волшебный мир под названием — театр!
Поставлены спектакли с детьми:
1. «Сказка с голубыми конвертами» - неизвестного автора.
2. «Добрая девочка» - по мотивам русской народной сказки.
3. «Федорино горе» - К. Чуковский.
4. «Дорога чудес» - авторская разработка
5. «Зимние ягоды» - неизвестного автора.
6. «Котята — поварята» - по мотивам С. Маршака
7. «Чей мешок?» неизвестного автора
8. «Где моя мама?» - Н. Зарецкая
9. «Снегурочка» - Л. Некрасова.
10.«Случай в лесу» - Т. Липатникова.
11.«Белоснежка и семь гномов» - Н. Найденова.
- Мне нравится (6)