Особенности игровой деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью
Д.Б. Эльконин писал, что игра - это символико-моделирующий тип деятельности, в которой операционно-техническая сторона минимальна, операции сокращены, предметы условны. Игра занимает важное место в развитии ребенка дошкольного возраста, являясь его ведущей деятельностью, и выполняет две основные задачи – обучающую и игровую. Первая задача позволяет в процессе игры обучать ребенка новым способам действия, а вторая представляет ценность для ребенка.
Развитие игровой деятельности тесно связано с общим развитием ребенка, так как о возникновении игры можно говорить только тогда, когда у ребенка сформировались основные зрительно-моторные навыки, способность манипулировать и действовать с предметами. Также, в процессе игры происходит развитие всех сторон психики ребенка. Игра провоцирует развитие подражания, в том числе – речевого, стимулируя, таким образом, развитие речи. Разыгрывая в сюжете неприятные, пугающие события, но так, чтобы “все кончилось хорошо”, или, расправляясь со страшными персонажами, ребенок преодолевает свои страхи и становится активнее и смелее в реальной жизни. В процессе игры у дошкольника формируется мотивация, произвольность, умственные действия, развивается воображение.
Согласно концепции Л. С. Выготского об общности закономерностей развития нормального и аномального ребенка и проведя теоретический обзор особенностей игровой деятельности детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью, можно сделать несколько выводов. У детей с интеллектуальной недостаточностью игра не становится ведущей деятельностью и начинает формироваться только к старшему дошкольному возрасту. Предметная деятельность преобладает над сюжетно-ролевой игрой. Дети с нарушениями интеллекта отличаются отсутствием способности брать на себя определенную роль, сопровождать игровой процесс речью.
Можно выделить некоторые особенности игровой деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью:
* отсутствие способности распределять и брать себя роли;
* отсутствие ролевой речи в процессе игры; отсутствие умения принятия и решения игровых задач;
* преобладание примитивных форм игры над сюжетно-ролевой
* игрой;
* неумение применять предмет по его назначению; отсутствие в игре воображаемых предметов-заместителей.