Факторы, влияющие на эмоциональное выгорание педагогов.
В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательном учреждении стала особенно острой. В связи с переходом современной школы на личностно-ориентированные модели образования повышаются требования со стороны общества к личности преподавателя, его роли в учебном процессе. От учителя требуется творческое отношение к работе, владение педагогической техникой (речью, выразительными средствами общения, педагогическим тактом), проектировочными умениями и т.д. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения личности, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний. В практике образовательных учреждений возникает проблема профессиональной дезадаптации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих достаточно устойчивые отрицательные (часто неосознаваемые) психические состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении. В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является, на наш взгляд, наиболее актуальной задачей современной системы образования. Для изучения феноменологии проявления состояния эмоционального выгорания в педагогической деятельности нами проведены психологические исследования среди 218 педагогов школ г. Омска, имеющих разный опыт педагогической деятельности (от 2 месяцев до 25 лет), преподающих разные предметы. В результате исследования было выявлено, что чаще всего состояние эмоционального выгорания проявляется у педагогов со стажем работы от 5 до 7 и от 7 до 10 лет. У молодых специалистов (от 1 года до 3 лет), как и у специалистов с 10-летним стажем, количественная характеристика проявления эмоционального выгорания является невысокой (8–11%). В первом случае, вероятно, сказывается продолжающийся процесс адаптации. Деятельность педагога в данный период, скорее всего, направлена на совершенствование технологии преподавания предмета, оттачивание педагогического мастерства, а результаты деятельности пока не оказывают существенного влияния на его психоэмоциональное состояние. У профессионалов со стажем более 10 лет, возможно, уже выработаны определенные способы саморегуляции и психологической защиты, которые позволяют им более спокойно реагировать на педагогическую ситуацию. Однако в период от 15 до 20 лет частота проявления состояний эмоционального выгорания вновь повышается до 22%. Относительно частоты проявления эмоционального выгорания в течение учебного года было установлено следующее: — 56% педагогов испытывают данное состояние 1–2 раза в год; — 21 % — 3–4 раза в год; — 15% — более 5 раз; — 8 % — не испытывают вообще. Таким образом, можно сделать вывод, что состояние эмоционального выгорания характерно для педагогов со стажем работы от 5 до 10 лет и чаще всего проявляется в педагогической деятельности 1–2 раза в течение года. По длительности протекания состояний «эмоционального выгорания» большинство педагогов (69%) определяют срок от 3 до 5 и от 5 до 7 дней. Среди ситуаций в педагогической деятельности, влияющих на возникновение состояний эмоционального выгорания, большинство педагогов (89%) ставят на первое место начало своей деятельности после отпуска, каникул, курсов, то есть после того как педагог был временно выключен из собственно педагогической деятельности. Это подтверждает вывод о том, что одна из главных функций состояний эмоционального выгорания — адаптационная, помогающая организму приспособиться к стрессогенным для него условиям. В качестве другой причины педагоги выделяют ситуации эмоционально неадекватного общения с субъектами образовательного процесса, особенно с администрацией и родителями (ситуацию общения с родителями особенно часто выделяют педагоги начальной школы — 17,7%). Причем если в первом случае состояние эмоционального выгорания возникает сразу, то во втором — негативная реакция имеет свойство сначала накапливаться и только потом переходить в состояние эмоционального выгорания. Это подтверждает наличие еще одной функции данного состояния — защитной, которая оберегает психику педагога от разрушения в связи с неадекватно высокой эмоциональной напряженностью в деятельности. Небольшой процент педагогов (6–8%) выделяют следующие ситуации эмоционального выгорания: проведение открытых уроков; мероприятий, на которые было потрачено много сил и энергии, а в результате не получено соответствующего удовлетворения; окончание учебного года. Что касается причин возникновения состояний эмоционального выгорания в педагогической деятельности, то педагоги выделяют следующие: • высокую эмоциональную включенность в деятельность — эмоциональную перегрузку (34%); • отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам (31%); • жесткие временные рамки деятельности (урок, четверть, год), ограниченность времени урока для реализации поставленных целей (26%); • неумение регулировать собственные эмоциональные состояния (23%); • организационные моменты педагогической деятельности: нагрузка, расписание, кабинет, моральное и материальное стимулирование (22%); • ответственность перед администрацией, родителями, обществом в целом за результат своего труда (17%); • отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с детьми, родителями, администрацией (12%). Таким образом, в педагогической деятельности целесообразно выделить три основных фактора, влияющих на возникновение эмоционального выгорания: личностный, коммуникативный и организационный. Педагоги отмечают, что эмоциональное выгорание отрицательно сказывается на выполнении человеком своей деятельности, так как приводит к эмоциональной и личностной отстраненности, неудовлетворенности собой, за которыми следуют тревога, депрессия и всевозможные психосоматические нарушения, неадекватное эмоциональное реагирование. Общая картина эмоциональных, волевых процессов, поведенческих реакций, проявляющихся в состоянии эмоционального выгорания, представлена в таблице: Перечень психических процессов, поведенческих реакций, проявляющихся в состоянии эмоционального выгорания (в %) Раздражительность | 62,5 | Разочарование | 56,25 | Обида | 56,25 | Досада | 50 | Апатия | 50 | Подавленность | 43,75 | Беспомощность | 37,5 | Угнетенность | 37,5 | Опустошенность | 37,5 | Горечь | 37,5 | Отчаяние | 37,5 | Конфликтность | 31,2 | Стресс | 31,2 | Безысходность | 25 |
Анализ эмоциональных и волевых процессов, поведенческих реакций, проявляющихся в состоянии эмоционального выгорания (СЭВ), показывает, что все они имеют негативную эмоциональную окраску и низкий уровень психической активности. Стоит отметить, что 12% опрашиваемых не смогли назвать никаких способов саморегуляции СЭВ. Это может свидетельствовать о пассивности и об отсутствии внутреннего осознания способов саморегуляции своих состояний, о низкой психологической культуре педагогов. Подводя общий итог, следует отметить, что проявление состояния эмоционального выгорания в педагогической деятельности имеет ряд отличительных особенностей: • высокая эмоциональная включенность в деятельность; • жесткие временные рамки (урок, четверть, учебный год); • отсутствие осознания обратной связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам; • жесткий контроль со стороны администрации и ответственность перед родителями, обществом в целом за результат своей деятельности; • неотрегулированность организационных моментов в педагогической деятельности (нагрузка, расписание, кабинет, моральное и материальное стимулирование). Анализ психических состояний во время проявления СЭВ показывает, что эмоциональное выгорание является сложным состоянием, включающим в себя несколько составляющих, имеющих негативную эмоциональную окраску. Оно является неравновесным и отклоняется от оптимального уровня как в сторону снижения психической активности, так и в сторону повышения. |